Социальная работа как сфера практической деятельности

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой харак­терны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, по­скольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, тре­буют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентиро­ванной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяже­нии всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достой­ным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как за­щиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их ре­формированию:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоро­вья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагопо­лучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абст­рактным, бесполезным, а то и враждебным.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практиче­ски бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны ма­терей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила иг­рать сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) су­ществующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касаю­щихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные инте­ресы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохра­нительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным феде­ральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедно­сти, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку се­мье принадлежит ребенок.

2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать соз­дание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоя­тельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспо­моществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денеж­ные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право пося­гать на них.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препят­ствующих.

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гу­манизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяю­щим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возмож­ность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ве­дущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная за­щита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие.

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государ­ства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно се­мья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентиро­ванная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития се­мьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференциро­ванными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положи­тельного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их воз­никновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмот­ренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вы­нужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие ком­петентные органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой соци­альной защиты населения должна вестись по следующим направлениям.

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандар­тов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этиче­ском плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непо­мерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обяза­тельств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального на­логообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии со­хранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии соци­ального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполне­нию социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурс­ной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сде­лать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеиз­ложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложив­шихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здраво­охранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению соци­альными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о рас­полагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и пересе­ленцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пре­бывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный [7, с. 29-30].

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяс­нить людям причины и возможные решения проблемы.

Выводы по главе 1

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития все чаще становится объектом социальных научных исследований.

В середине 70х годов ХХ столетия в Швеции была сделана попытка определить социальную работу, как единство структурной и психосоциальной деятельности, в которой общественная организация и усовершенствование форм общения признаются одинаково. Важнейшим для обеспечения решения личных проблем клиента.

Г. Бернев и Л. Юнссон подчеркивают, что до сих пор понятие социальная работа и в Швеции остается «размытым», так как чаще всего речь идет лишь о подходе к организации психосоциальной работы.

С. Мессле предлагает, что психосоциальная работа это определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее главная цель – усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения происходящие внутри самого индивида. Содержание любой науки как самостоятельной, места социально обуславливает в главном ее предмет социальной работы не исключение. Именно это обстоятельство, что человек, действующий различных сферах (экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой), является основным компонентом.

Социальный работник главным интегрирующим фактором ее системы предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Существенно изменяясь содержание классических социальных дисциплин, наук. Человек и общество, прежде всего социологии, психологии, политологии и других. Возникают новые социальные науки, отражающие тенденцию, углубление, дефернцированных социальных знаний, так как его интеграция взаимодействия смежных научных дисциплин. Так возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и другие. В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся с сложной жизненной ситуации.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни. Требуют изменений в социальной сфере, в том числе сознание в эффективной ориентированной на ожидание общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которые должны обеспечивать комплексное разностороннее содействие человека в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершения достойным погребением человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: