Культура Арабского Халифата

 

19.1 Культура Арабского Халифата в 7—10 вв. сложилась в процессе взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы.

Формирование культуры относится к возникновению ислама и созданию Халифата. На ранних этапах формирования Арабская культура представляла собой главным образом процесс освоения и переоценки творческого развития культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской). Арабская культура составила выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии.

Центром развития науки в Халифате была Сирия и частично Юго-Зап. Иран. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского. 9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием переводной литературы и комментариев к ней начинает складываться научное направление решений прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли.

Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов, украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.

В арабском искусстве выделялся принцип декоративности, породивший искусство орнамента. Арабеска с античными мотивами — новый тип узора с математически высчитываемым построением. Получил развитие эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор. Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства. Узором украшалась и керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии, расписанные золотистым люстром.

 

Возрождение. Противоречия эпохи Возрождения. Новые черты в искусстве, литературе, политике. Великие деятели Возрождения.

 

20.1 Возрождение: эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним. Приходится повсеместно в Европе — с XV—XVI веков. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (человек и его деятельность). Возвращение к античной культуре.

Особое значение имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий: мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность и свободу как высшую ценность. В городах стали возникать центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. К концу XV века оно достигло своего расцвета.

20.2 Эпоха Возрождения формирует особый тип личностного поведения. Осознание уникальности, неповторимости человека, способного на многое и делающего — возникает модель культурного человека — человека универсального, способного к «титаническому» образу. Но такая личность-титан существует не одна, и все они хотят абсолютного самоутверждения, т.е. хотят подчинить прочих людей самим себе, над ними безгранично властвовать и даже их уничтожить (большое количество смертей в искусстве).

Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых регламентов было восприня­то как свобода от нравственности, свобода для сил зла.

20.3 Политика: Идея Макиавелли - свободная воля личности и нацеливание людей на активное участие в политике. История зависит от двух факторов. Судьба - естественный ход событий, причинную связь, необходимую последовательность и т.п. и воля. Макиавелли поставил вопрос о закономерностях исторического и политического процесса и о необходимости учитывать в политике как объективные условия, так и роль человеческого фактора, участников политической деятельности. Макиавеллизм - политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали ради достижения цели. Утопия Томаса Мора - общество без частной собственности и денег, всеобщее равенство.

Литература: гуманистические идеалы. Появление новых жанров, формирование раннего реализма. Новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человек - высшее создание природы. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами. Наиболее популярным был жанр новеллы. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет. Большое развитие получает драматургия.

Искусство: человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения, и акцент ставился на сходстве произведений живописи и скульптуры с действительностью. Природе также стало уделяться большое внимание.

 

Реформация. Причины, особенности, идеология Реформации. Мартин Лютер, реформация в Германии и Швейцарии, Англии (Генрих VIII). Реформация во Франции (Генрих Наваррский, Варфоломеевская ночь.)

 

21.1 Реформация —религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе, направленное на реформирование католической Церкви. Её началом принято считать выступление Мартина Лютера: 31 октября 1517 года, когда он обнародовал свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

21.2 Причины: почти все государства отдавали папскому престолу колоссальные средства. Это происходило роста цен на сельскохозяйственные продукты, что поставило в тяжелое положение городскую бедноту; распространение Библии среди простых обывателей; критическое мышление; монархи были недовольны зависимостью от церкви; стремление конфисковать церковное имущество, в особенности монастырские земельные владения, в пользу господствующего класса и королевской казны.

Особенности: реформация сулила изменения не только в религиозной сфере, но во всех сферах жизни; возрождение церкви в том виде, в каком она была основана Христом и апостолами; сопровождение формированием раннекапиталистических отношений в торговле; затронула мир в целом; стремление к равенству.

Идеология: человек для спасения души не нуждается в посредничестве церкви - спасение достигается не внешним проявлением религиозности, а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей её иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, которое может передать человеку «божественную благодать» и обеспечить спасение его души. Отрицание церкви как крупного землевладельческого собственника, монастырей и монашества, церковной десятины и других поборов. Отрицание пышного католического культа.

21.3 Мартин Лютер (1483 – 1546): немецкий богослов, основатель лютеранства, переводчик Библии на немецкий язык. Окончив университет, поступил в монастырь. Читал лекции в Виттенбергском университете, стал доктором богословия. Выступил с тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви.

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим. Позднее Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (крепостное состояние) вполне совместима. Выполнил перевод на немецкий язык Библии, в котором утвердил нормы общенемецкого национального языка.

Германия: общество требовало изменений условий жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. Германия была охвачена восстаниями (Крестьянская война). В ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек. После начался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Содержанием стало обращение церковной собственности в светскую. Карл 5 стремился прекратить это. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась победой императора. Однако протестанты выступили с королём Франции и быстро добились победы.

Швейцария: Цвингли выступил с 67 тезисами, противопоставлявшими католическому вероучению новую систему взглядов, расходившуюся с католицизмом еще более радикально, чем лютеранство. Городские власти Цюриха согласились с Цвингли и приняли его программу церковной реформы. Официально было объявлено о прекращении церковно-вассальной зависимости от епископа. Имущества церкви вместе с землями употреблены на благотворительные цели, введено богослужение протестантского типа — проповедь, пение псалмов, простая молитва.

Англия: В 1532 году Архиепископом был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, сторонник протестантизма. Парламент принял «Акт о супрематии», по которому король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Настала Тюдоровская секуляризация. Было закрыто много монастырей, а их земли перешли королю. Библия стала доступна на родном языке.

Франция: король для укрепления своей власти использовал во Франции католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола. Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в Религиозные войны, закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма. На трон взошел Генрих IV, принявший католичество. Он издал Нантский эдикт, по которому гугеноты-протестанты получили право занимать государственные должности, иметь своих представителей при дворе и армию. Государство обязалось выделять земли и средства на их богослужебные нужды.

Варфоломеевская ночь: массовое убийство гугенотов во Франции, устроенное католиками в канун дня святого Варфоломея. В Париже погибло около 2000 человек, а по всей Франции - около 30 тысяч гугенотов. Считается, что акт был спровоцирован Екатериной Медичи под давлением итальянских советников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: