Глава 3. Ответственность физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, за нарушение налогового законодательства

 

В общей форме под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договоренных) обязанностей (обязательств), нарушений прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно, государственные органы несут ответственность перед предпринимателями при невыполнении договорных обязательств, принятии решений, нарушающих права предпринимателей. Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.

За нарушение налогового законодательства в установленных случаях к налогоплательщику применяются финансовые и штрафные санкции в виде: [5]

а) за сокрытие выручки - взыскания в бюджет суммы налогов с сокрытой выручки и штрафа в размере 100% от доначисленной суммы налога;

- за занижение, неучет выручки (прибыли) либо иного обязательного объекта налогообложения - взыскания в бюджет суммы налога (сбора или иного обязательного платежа) на сумму заниженной прибыли либо на иной объект налогообложения и штрафа в размере 20% от доначисленной суммы налога;

- при повторном нарушении в течение 12 месяцев - взыскания в бюджет соответствующей суммы и штрафа в двойном размере. При этом под заниженной, неучтенной суммой выручки (прибыли) или иного объекта налогообложения считать сумму выручки (прибыли) либо иного объекта налогообложения, который неправильно отражен в бухгалтерском учете либо не был показан, или показан не в полном объеме в налоговом расчете, отчете, декларации или в другом документе, связанном с исчислением и уплатой налогов, в связи с неправильным отражением в бухгалтерском учете. Иные суммы являются сокрытием выручки либо иным объектом налогообложения. При выявлении факта неоприходования по бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей взыскивается вся сумма стоимости неоприходованных товарно-материальных ценностей;

б) за занижение, неисчисление либо неправильное исчисление налогов (сборов или иных обязательных платежей), не повлекшее за собой занижение (сокрытие) объекта налогообложения - взыскания в бюджет суммы заниженного (неисчисленного) налога (сбора или иного обязательного платежа) и штрафа в размере 20% от доначисленной суммы налога";

в) при выявлении факта осуществления деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с действующими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, без лицензии либо с лицензией, срок действия которой истек, налагается штраф в размере всей суммы дохода по данному виду деятельности, полученного за время работы без лицензии либо с просроченной лицензией.

г) При выявлении факта заключения недействительных сделок (неуставной деятельности), признанных таковыми в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, налагается штраф в размере 20% от приобретенного по недействительной сделке, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере.

д) За нарушение налогового законодательства должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, несут ответственность в соответствии с нормами административного и уголовного законодательства.

е) Взимание пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более позднее по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки (включая день уплаты), начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченных сумм налога (сбора или иного обязательного платежа).

В случае совпадения срока уплаты налогов с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, устанавливаемой Приднестровским Республиканским банком, если налог (сбор или иной обязательный платеж) уплачивается в приднестровской валюте.

Процентная ставка пени принимается равной 0,1%, если налог (сбор или иной обязательный платеж) уплачивается в иностранной валюте. Пеня при этом уплачивается в этой же иностранной валюте.

Сумма соответствующей пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора или иного обязательного платежа) и независимо от применения других мер ответственности за налоговое правонарушение.

При наличии переплаты по налоговым платежам в пределах бюджета одного уровня не начисляется пеня на сумму задолженности по налоговым платежам в размере, эквивалентном сумме переплаты по налоговым платежам в данный вид бюджета.

На финансовые и штрафные санкции пеня не начисляется. Штрафные и финансовые санкции (за исключением административных штрафов) уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

2. За нарушение порядка и сроков удержания, перечисления подоходного налога с физических лиц к предприятиям, учреждениям, организациям и иным работодателям, а также за нарушение порядка и сроков удержания перечисления госпошлины к учреждениям, взимающим госпошлину, применяются санкции, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. Руководители и должностные лица предприятий, учреждений и организаций и иные работодатели несут установленную законодательством административную ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет указанных налогов.

3. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренным законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке по истечении пяти дней с установленного срока уплаты платежей, а с физических лиц - в судебном порядке.

Взыскание сумм пени производится с юридических лиц по истечении 14 дней с установленного срока представления в территориальные налоговые органы квартального отчета и по истечении 19 дней с установленного срока представления годового отчета - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

Финансовые и штрафные санкции взыскиваются с юридических лиц только в судебном порядке по истечении 30 дней с момента наложения, в течение которых наложенные санкции могут быть оспорены перед вышестоящими инстанциями или уплачены виновной стороной добровольно, а с физических лиц - только в судебном порядке.

При отсутствии средств на расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков налоговые органы взыскивают в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с текущих валютных счетов налогоплательщиков, за исключением инвестиционных и других целевых валютных средств, в пределах остатков денежных средств на них или с последующих поступлений сумм в иностранной валюте, в сумме, достаточной для погашения задолженности (включая суммы штрафов и иных санкций) и в сумме, эквивалентной сумме задолженности в рублях Приднестровской Молдавской Республики по биржевому курсу на дату взыскания либо в случае уплаты платежей в иностранной валюте в сумме, достаточной для погашения задолженности.

При наличии средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям, учреждениям, организациям требование о переводе этих средств с депозитного счета на их расчетный счет и в случае невыполнения этого требования в течение 5 календарных дней списывают эти средства с депозитного счета в указанном выше порядке.

Не производится взыскание платежей с депозитного счёта налогоплательщика, если не истёк срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора указанные средства списываются по поручению налогового органа на следующий день по истечении срока действия депозитного договора.

В случае отсутствия у налогоплательщика денежных средств на банковских счетах, налоговые органы вправе по истечении десяти дней со срока уплаты налогов последовательно принимать следующие решения:

а) об обращении взыскания на наличные денежные средства, в том числе в иностранной валюте, находящиеся в сейфе кассы плательщика или в изолированном помещении этой кассы, а также в торговой сети (за исключением денежных средств, полученных на выдачу заработной платы и иных компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

б) об обращении взыскания на дебиторскую задолженность плательщика.

При этом обращение взыскания недоимок на дебиторскую задолженность на предприятия, финансируемые из бюджетов всех уровней не производятся. Обращение взыскания недоимок на дебиторскую задолженность не осуществляется при условии наличия у дебитора собственных задолженностей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. В целях реализации налоговыми органами данной меры ответственности налогоплательщики обязаны ежеквартально в сроки, установленные для сдачи квартальных отчётов, представлять в налоговый орган по месту учёта расшифровку дебиторской задолженности.

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность может осуществляться и по заявлению налогоплательщика. При этом налогоплательщик обязан не позднее 15 дней до окончания срока уплаты налога или другого обязательного платежа представлять в налоговый орган по месту учёта заявление о привлечении его дебитора (дебиторов), состоящего на учёте в налоговых органах Приднестровской Молдавской Республики, к уплате налога и других обязательных платежей с приложением акта сверки просроченной дебиторской задолженности с указанным дебитором (дебиторами).

Налоговый орган направляет дебиторам запрос с требованием подтверждения задолженности и уведомление, что с момента получения запроса на суммы, которые они должны плательщику, налагается арест в пределах недоимок плательщика и что все платежи, причитающиеся плательщику, до покрытия дебиторской задолженности или погашения недоимок плательщика они обязаны осуществлять в бюджеты или фонды, указанные налоговым органом.

Дебитор, получивший запрос, обязан в 5-дневный срок полностью или частично подтвердить или отклонить дебиторскую задолженность, указанную в запросе. Если дебиторская задолженность отклоняется, к письму прилагаются копии документов, подтверждающих её погашение.

В случае если дебиторская задолженность плательщика отклоняется без приложения подтверждающих документов, а также, если по истечении 5-дневного срока со дня направления запроса налоговым органом не получен ответ, на банковские счета дебитора выставляются инкассовые распоряжения о взыскании дебиторской задолженности, которые исполняются в безакцептном порядке.

В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах дебиторов в течение трёх дней с момента выставления инкассового распоряжения налоговый орган вправе в установленном настоящим Законом порядке изъять наличные денежные средства, в том числе в иностранной валюте, находящиеся в сейфе кассы дебитора или в изолированном помещении кассы (за исключением денежных средств, полученных на выдачу заработной платы и иных компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики);

в) при недостаточности денежных средств, в том числе указанных в подпунктах "а" и "б", об аресте и обращении взыскания на другое имущество (в том числе на имущество дебитора и личное имущество учредителя в случаях, предусмотренных гражданским законодательством), достаточное для погашения не внесенных платежей. В том числе на готовую продукцию налогоплательщика, за исключением имущества унитарных предприятий либо доли государства в имуществе предприятий иной формы собственности.

Взыскание платежей за счёт имущества плательщика производится последовательно в отношении:

а) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции, в частности: ценных бумаг, валютных ценностей, оборудования непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна офисов;

б) готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

в) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

г) имущества, переданного по договору аренды, займа, проката или по иным договорам другим лицам;

д) личного имущества учредителя в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, в судебном порядке;

е) другого имущества, не предусмотренного подпунктами "а"-"г", за исключением имущества, в отношении которого в соответствии с законодательством не может быть произведено взыскание платежа.

Решение о наложении ареста на имущество плательщика принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения требования об уплате задолженности и расходов по исполнению.

Арест имущества плательщика производится в присутствии понятых, а также при участии плательщика либо его уполномоченного представителя. При отсутствии плательщика или его представителя, а также в случае отказа допуска налогового инспектора, арест имущества возможен только при понятых.

В необходимых случаях для участия в проведении ареста налоговым органом привлекается специалист по оценке имущества, оплата услуг которого возмещается за счёт владельца оцениваемого имущества. Оценка имущества производится исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии с действующим положением. В случае невозможности определения рыночных цен, оценка имущества производится исходя из балансовой остаточной стоимости имущества (с учётом переоценок, предусмотренных нормативными актами).

Лицам, участвующим в проведении ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также плательщику или его представителю разъясняются их права и обязанности.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (при наличии угрозы сокрытия имущества либо (и) умышленные уклонения от участия в процедуре ареста имущества плательщика либо уполномоченного представителя).

Перед арестом имущества должностные лица, проводящие арест, обязаны предъявить плательщику либо его представителю документы, удостоверяющие их полномочия.

При проведении ареста составляется опись имущества. Имущество, подлежащее аресту, перечисляется в описи с точным указанием наименования, количества, меры, веса, оценочной стоимости и индивидуальных признаков предметов.

Руководитель (его заместитель) налогового органа, принявший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находится имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), хищение, растрата, сокрытие или умышленное уничтожение, повреждение имущества, на которое наложен арест, не допускается.

Сделки, совершённые плательщиком в отношении арестованного имущества с нарушением установленного настоящей статьёй порядка, признаются ничтожными.

Решение об аресте имущества отменяется руководителем (заместителем) налогового органа, принявшего постановление об этом, при прекращении требования об уплате задолженности (в случае признания платежей безнадёжными или невозможными, погашения либо сложения задолженности) либо при приостановлении срока исполнения требования в связи с предоставлением плательщику отсрочки (рассрочки).

Решение об аресте имущества плательщика отменяется, если какое-либо иное, нежели обязанное, лицо предъявит доказательство того, что именно оно, а не плательщик, является собственником арестованного имущества.

По истечении 20-дневного срока со дня наложения ареста на имущество в случаях невнесения платежей, отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах плательщика налоговый орган вправе реализовать подвергнутое аресту имущество, если его решение о наложении ареста на имущество не было обжаловано в установленном законодательством порядке. В случае обжалования решения налогового органа, реализация имущества, арест которого оспаривается в жалобе или исковом заявлении, приостанавливается до завершения рассмотрения дела.

Реализация имущества налогоплательщика осуществляется по договору комиссии, соответственно заключаемому или проводимому в порядке, установленном законодательством.

Должностные лица налоговых органов и иных контролирующих государственных органов не вправе покупать реализуемое имущество плательщика.

Расходы, связанные с принудительным взысканием платежей, осуществляются за счёт средств государственного бюджета с последующим их восстановлением из суммы дохода, полученного от реализации имущества, подвергнутого аресту.

Для проведения экспертизы, оценки и реализации имущества при необходимости могут быть привлечены специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, а также физические и юридические лица независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Оплата услуг, оказываемых этими лицами, не может превышать 10 процентов от суммы денежных средств, полученных от реализации имущества, подвергнутого аресту.

После подписания в комиссионном магазине (торговом предприятии) договора купли-продажи руководитель (заместитель) налогового органа подписывает акт об изъятии имущества, подвергнутого аресту, в соответствии с которым налоговыми органами осуществляется изъятие данного имущества для передачи его покупателю. С момента подписания акта об изъятии имущества, подвергнутого аресту, право собственности на него переходит от плательщика к покупателю, и расходы по хранению или транспортировке имущества осуществляются за счёт нового собственника.

Изъятие имущества, подвергнутого аресту, осуществляется с обязательным участием покупателя или его полномочного представителя.

Если количество изъятого имущества меньше количества, указанного в акте об аресте, плательщик, его представитель или другое лицо, у которого имущество находилось на хранении, обязан письменно сообщить о причине недостачи. Если недостача не является следствием естественной убыли, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Из денежных средств, полученных от реализации имущества, подвергнутого аресту, в первую очередь покрываются расходы, связанные с принудительным взысканием платежей, затем погашаются недоимки в соответствующие бюджеты и фонды. Денежные средства перечисляются или вносятся непосредственно на счета соответствующих бюджетов или фондов, минуя расчётный счёт плательщика или дебитора.

Реализованное имущество предприятия подлежит списанию с баланса предприятия по получении им от налогового органа письменного уведомления о реализации этого имущества.

Средства, оставшиеся после исполнения требования об уплате задолженности, в течение трёх дней со дня исполнения требования подлежат возврату налоговым органом плательщику.

Невозможность внесения платежей после применения предусмотренных настоящим Законом мер или в случае невозможности их применения влечёт право налогового органа обратиться в судебную инстанцию для возбуждения дела о банкротстве юридического лица.

4. Должностные лица предприятий, учреждений, организаций или граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законодательством порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

После вынесения решения о привлечении должностного лица предприятия, учреждения, организации или гражданина к ответственности за совершение административного правонарушения уполномоченное должностное лицо соответствующей налоговой инспекции обязано предложить должностному лицу предприятия, учреждения, организации или гражданину добровольно уплатить соответствующую сумму административной санкции, направив ему соответствующее требование об уплате налогов.

В случае если должностное лицо предприятия, учреждения, организации или гражданин отказалось добровольно уплатить сумму административной санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, уполномоченное должностное лицо соответствующей налоговой инспекции обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица административной санкции, установленной Кодексом Молдавской ССР об административных правонарушениях, действующим на территории Приднестровской Молдавской Республики, за совершение данного налогового правонарушения.

5. К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, за исключением административных штрафов, не применяются.

6. Срок исковой давности по претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных законодательством, составляет три года.

Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента совершения налогового нарушения.

Безнадёжные или невозможные к взысканию недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммам штрафов и иных санкций подлежат списанию по заключениям государственных налоговых инспекций - по платежам в республиканский бюджет, по заключениям территориальных финансово-экономических органов - по платежам в местные бюджеты. Взыскание платежей признаётся безнадёжным или невозможным в случаях:

а) отсутствия имущества у физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, объявленного банкротом;

б) смерти физического лица и отсутствия других лиц, обязанных по закону исполнить его обязательства;

в) истечения срока исковой давности.

"Безнадежные или невозможные к взысканию недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также суммам штрафов и иных санкций подлежат списанию: по платежам в республиканский бюджет - на основании заключений территориальных налоговых инспекций; по платежам в местные бюджеты - на основании заключений территориальных финансово-экономических органов; по платежам во внебюджетные фонды - на основании заключений территориальных налоговых инспекций, согласованных с органом, осуществляющим контроль за расходованием средств соответствующего внебюджетного фонда".

Доначисленные налоговые и другие обязательные платежи в бюджет по результатам документальных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами, взыскиваются с применением финансовой санкции с учетом коэффициента инфляции, в порядке, устанавливаемом нормативными актами Президента Приднестровской Молдавской Республики, без начисления пени.

Заключение

 

Предусмотренная законодательством форма организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица находится в стадии становления. Её отличают довольно простая и короткая процедура регистрации, упрощённая форма учёта хозяйственных результатов и значительно сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами.

Неприятной особенностью этой формы организации предпринимательской деятельности является неограниченная ответственность индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам. Эта ответственность распространяется на всё его личное имущество, на которое по закону может быть обращено взыскание судом. Единственный учредитель закрытого акционерного общества, например, в этом смысле находится в гораздо более благоприятных условиях. По обязательствам учреждённого им акционерного общества он несёт ответственность только в пределах взносов в уставный капитал.

Предпринимательская деятельность является рисковым видом деятельности. Но предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Под риском можно понимать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Существуют и другие определения этого понятия. Это неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

Индивидуальное предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект. Основными задачами индивидуального предприятия, основанного на собственности граждан, является удовлетворение потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах, а так же получение прибыли.

Единоличная форма имеет следующие преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действий; максимум побудительных мотивов; конфиденциальность деятельности; низкие организационные издержки; гибкость. К ее недостаткам можно отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента.

Тем не менее, оценивая все преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, следует признать её наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии.

 


Приложение

к Закону Приднестровской Молдавской Республики

«Об индивидуальном предпринимательском патенте»

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: