Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (ориентироваться на программу, отражающую содержание культурно-гигиенических навыков)

Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:

1. Навыки личной гигиены — любить чистоту; следить за опрят­ностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальны­ми предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только пред­варительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнасти­кой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

2. Навыки культурного поведения — не кричать, а вежливо по­просить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы {желания}; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раз­девании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на ме­сто игрушки, книжки после действий этими предметами; здоровать­ся и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны усту­пать место девочкам; проявлять заботу о младших и др.

При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот)/ У ребенка посте­пенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, поль­зованию при необходимости горшком.

К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, по­нимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и вы­полняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими про­цессами, просится на горшок.

К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды, пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контроли­рует физиологические отправления. В этом возрасте ребенка надо учить выслушивать требования взрослого и выполнять их (прине­си книгу, отнеси игрушку на место и др.).

К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест само­стоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит «спа­сибо», здоровается.

Напомним, что с самого раннего возраста до 3 лет надо приучать ре­бенка есть только вымытые фрукты и овощи, никогда не поднимать с полу и не есть поднятую пищу, сохранять порядок в комнате, вытирать ноги у вхо­да в помещение, принимать участие в уборке квартиры, для этого иметь дет­ское оборудование — веник, тряпочку для мытья игрушек, лейку для полив­ки цветов и т, п.

 

 

Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста

Возраст ребенка Культурно-гигиенические навыки
4 мес Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку
6 мес. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
8 мес. Ест корочку хлеба, которую держит в руке. Пьет из чашки, предлагаемой взрослым
9 мес. Хорошо пьет из чашки. Формируется навык опрят­ности (спокойно относится к пользованию горшком)
12 мес. Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и ставит на стол)
1 год. 3 мес. Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес— 1 год 6 мес. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Обра­щает внимание на грязное лицо, руки
1 год 7 мес— 1 год 9 мес. Частично раздевается с небольшой помощью взрослого
1 год 10 мес.—2 года Частично надевает одежду. Контролирует физио­логические отправления. Пользуется носовым плат­ком. При укладывании спать складывает свою одежду
2 года —2 года 6 мес. Ест аккуратно. Полностью одевается (без засте­гивания пуговиц и завязывания шнурков)
2 года 6 мес.— 3 года Самостоятельно одевается и раздевается. Без напоминания моет руки перед едой, пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды. Убирает игрушки на место. Полощет рот по предложению взрослого
3 года 1 мес— 4 года Ест аккуратно. Чистит зубы и полощет рот. Аккуратно моется и насухо вытирает руки и лицо. Хорошо одевается и раздевается. Вытирает ноги перед входом в помещение. Выполняет отдельные хозяйственные поручения взрослых, собирает ово­щи, ягоды

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: