Выбросы автомобиля
Народнохозяйственные потери от загрязнения воздуха вредными веществами, поступающими в атмосферу с отработанными газами от автомобилей в течение года на определенном участке магистрали, определяется по формуле:
где L – длина магистрали, км;
N – интенсивность движения автомобилей определенного типа в час пик, авт./ч;
m – коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива при движении с частыми остановками, m=142/Iср+1;
Iср – среднее расстояние между остановками, м;
Сi – удельный ущерб от выброса i-го вредного вещества, у.е./т;
bi – коэффициент, учитывающий влияние технического состояния транспортного средства на выброс вредных веществ (при отсутствии данных можно принимать bi = 1).
В таблице 8.1 приведен удельный выброс вредных веществ автомобилями и удельный ущерб от вредных веществ. Требуется определить народно-хозяйственные потери от загрязнения воздуха вредными веществами, поступающими в атмосферу с отработанными газами от автомобилей в течение года на заданном участке магистрали.
|
|
Таблица 8.1 - Данные об удельном выбросе и удельном ущербе от выброса вредных веществ
Вредные вещества | Выброс вредных веществ, т/1000 км пробега | Удельный ущерб, тыс. руб./т, в городе | ||
Легковыми автомобилями | Грузовыми автомобилями | Автобусами | ||
Окись углерода СО | 0,0400 | 0,0440 | 0,100 | 2000 |
Окись азота NO | 0,0035 | 0,0037 | 0,008 | 6000 |
Углеводороды СН | 0,0029 | 0,0031 | 0,007 | 5400 |
Исходные данные.
Необходимые для решения данной задачи исходные данные представлены в таблицах 8.2 и 8.3. Вариант длины магистрали и среднее расстояние между остановками студент выбирает по первой букве своей фамилии, а вариант интенсивности движения – по второй.
Таблица 8.2 -8.3 Варианты длины магистралей Интенсивность движения автомобилей
Показатель (буква П) | Тип автомобилей (буква Р) | |||
Длина магистрали, км | Среднее расстояние между остановками, м | Легковые автомобили | Грузовые автомобили | Автобусы |
1,0 | 250 | 2500 | 450 | 150 |
Решение
Пусть L = 1,0 км; N = 2500 авт./ч легковых автомобилей, 450 авт./ч - грузовых и 150 авт./ч – автобусов; lср. = 250 м; К = 0,1; bi = 1; m = 142/250 +1 = 1,57.
С учетом вышеприведенных данных потери от удельного выброса вредных веществ:
– легковыми автомобилями:
= 0,365*1,0*2500*1,57*(0,0400*2000 + 0,0035*6000 + 0,0029*5400)*1/0,1= =1671,27млн.руб.
– грузовыми автомобилями:
= 0,365*1,0*450*1,57*(0,044*2000 + 0,0037*6000 + 0,0031*5400)*1/0,1= 327,34млн.руб.
– автобусами:
= 0,365*1,0*150*1,57*(0,1*2000 + 0,008*6000 + 0,007*5400)*1/0,1= 245,67 млн.руб.
Суммарные потери от выброса вредных веществ:
= 1671,27+327,34+245,67= 2244,28 млн. руб.
В таблице 8.4 приведены размеры ущерба.
Таблица 8.4 – Распределение ущерба от загрязнения воздушного бассейна отраслям народного хозяйства
|
|
Отрасль народного хозяйства | Ущерб от загрязнения воздушного бассейна | |
% | млн. руб. | |
Здравоохранение | 50 | 1122,14 |
Коммунальное хозяйство | 31 | 695,73 |
Промышленность | 7 | 157,10 |
Сельское и лесное хозяйство | 12 | 296,31 |
Всего | 100 | 2244,28 |
Из таблицы видим, что наибольший ущерб от выброса автомобилей наносится здравоохранению – 1122,14 млн. руб./год.
Литература
1. В.Т. Бушев. Основы экологии, экономика природопользования и основы энергосбережения: Учебное пособие для студентов экономических специальностей/ УО «БелГУТ», 2009, 130 с
2. Основы экономики природопользования: учеб. пособие для студентов ВУЗов/И.Н. Волкова; под ред. В.Н. Холиной; ЗАО Издательский дом «Питер», - СПб.: Питер, 2005. – 672 с
3. Основы энергосбережения: учеб. пособие Б.И. Врублевский, С.Н. Лебедева, А.Б. Невзорова и др.; под ред. Б.И. Врублевского. – Гомель: ЧУП ЦНТУ «Развитие», 2002. – 190 с.
4. Экология: учеб.пособие/ С.А. Боголюбов. – М.: Знание, 1997. – 288 с.
5. Экономика природопользования: уч.пособие/ Н.В. Чепурных; Гос. Ун-т управления. – М.: ГУУ, 2001. – 60 с.
6. Неверов, А.В. Экономика природопользования: учеб.пособие для вузов/А.В. Неверов. – Минск: Выш.шк., 1990. – 216 с.