Власть и человек. Проблема насилия

 

Известно, что государство призвано разрешать “противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряжённых с конфликтами”. Соответственно при каждом политическом режиме существуют какие-либо меры и механизмы предотвращения и наказания уголовных правонарушений, исправительные учреждения. Естественно, что государство и власть тесно связаны с насилием. Ещё Гоббс говорил, что “главный признак государства состоит в монополии на принуждение и насилие”.

Надо отметить, что любая власть предполагает насилие. Это одна из её “природных” функций. Одним из известных механизмов использования насилия является военная сила. Её роль в жизни общества и в политике так значительна, что её считают синонимом силы государства. Однако, когда речь идет о диктатуре, насилие выходит на первый план. Во всех случаях применения диктатуры происходит концентрация власти в руках одного - диктатора, или нескольких лиц. На первый план в политике выходят насилие и террор. Можно сказать, что диктатуре присущи неограниченная и бесконтрольная диктаторская власть, попираются права не только человека, но и государственных органов власти, которые перестают действовать в интересах государства, а вынуждены подчиняться требованиям диктатора. Власть при этом опирается непосредственно на насилие. Носителями диктатуры обычно выступают крупные социальные группы (классы, сословия), но представлена бывает одним лицом или группой лиц. Приход к власти диктаторов исторически связан, как правило, с периодами резкого обострения классовой борьбы. 

Другой пример применения насилия - это деспотизм в странах Востока. Ему также присуще абсолютное преобладание государства над обществом. Государство здесь формирует общественные идеалы, вкусы, регулирует человеческие отношения и в семье, и в обществе, и в самом государстве. В этих странах не было и не могло быть независимого суда, так как религия, право и управление находились в одних руках. Ни один человек, ни богатый, ни бедный не имели гарантий от вмешательства власти в их личную жизнь, не было прав и возможностей отстаивать свою личную или имущественную неприкосновенность. Это и составляло суть всей системы произвола власти в её всемогуществе, в невозможности быть вне её, хотя степень подчинённости могла быть различной.

Исторический опыт разных стран показал, что концепция диктатуры какого–либо класса может использоваться для легитимизации власти только в течение кратковременного периода. Она не может служить долговременным целям социальной справедливости, так как по своей сути противоречит этому, даже если речь идёт о диктатуре большинства населения. При современной демократии большое значение имеет не только власть большинства, но и защита прав меньшинства.



Заключение

 

В ходе выполнения работы мною было выяснено, что между такими понятиями, как «власть» и «политическая система», прослеживается четкая взаимосвязь. Политическая система является универсальной по охвату общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, ее решения являются авторитетно-властными.

Власть имеет различные проявления: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Поэтому власть нельзя свести только к функции насилия. Однако насилие оказывает большое влияние на силу власти: сила её обратно пропорциональна объему применяемого насилия. Существует некий предел, после которого либо не остается объектов, к которым применяют его, либо происходит свержение такой власти. Конечно, определенная доля насилия необходима, например, для правонарушителей, для защиты от попирания национальных, религиозных и других интересов. Но это насилие может исходить только со стороны государства, и применяться им исключительно к своим гражданам.

В решении межгосударственных конфликтов употребление насилия может привести к обострению ситуации. Поэтому, я считаю, государственный аппарат власти должен решать эти вопросы мирным демократическим путем. Ведь насилие не является единственным средством осуществления власти.



Список литературы

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993.Ч.1.

2. Ким Дж. Демократия и гражданское общество. М.,2001.

3. Епина Л.В., Кузнецова В.Ф., Тихомирова А.М. Политическая социология: Учебный словарь. Екатеринбург,1995.

4. Хевеши М.А. Политика и психология масс//Вопр. философии. 1999. №1.

 

Дата:

Подпись:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: