Часть 3. Расчетная часть работы

Таблица 8.Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ден. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ден. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
1 280 785 5000 113,2
2 740 2590 5800 101,8
3 760 1180 7500 97,5
4 370 375 7400 108,6
5 210 175 2600 109,8
6 1128 1280 4900 105,2
7 2410 1045 10500 108,2
8 1593 595 6100 105,0
9 2275 1083 7600 100,7
10 3116 2722 9800 98,6

Таблица 9. Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес

Н о м е р а С Х П

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Размер и темп роста рынка 0,4 9 5 2 7 8 6 8 7 4 3
2. Качество рынка 0,15 9 3 3 9 8 4 7 6 3 2
3. Конкурентная ситуация 0,3 8 4 2 6 9 7 6 5 2 1
4. Влияние внешней среды 0,15 10 6 4 8 7 5 7 4 8 6

 

Таблица 10. Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в Вес

Н о м е р а С Х П

конкуренции   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Относительная позиция на рынке 0,25 2 2 4 5 6 5 8 9 8 5
2. Относительный потенциал производства 0,3 2 2 3 5 4 6 8 10 9 6
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2 3 1 2 4 6 2 9 8 6 6
4. Относительный потенциал персонала 0,25 6 5 8 9 10 7 10 9 8 8

 

Расчет показателей для построения матрицы Бостонской консультационной группы:

Рассчитаем долю рынка СХП по формуле:

Объем продаж организации

Доля рынка = Емкость рынка

 

Таблица 11. Доли рынка СХП

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ден. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Доля рынка,  
1 280 5000 0,056
2 740 5800 0,128
3 760 7500 0,101
4 370 7400 0,050
5 210 2600 0,081
6 1128 4900 0,230
7 2410 10500 0,230
8 1593 6100 0,261
9 2275 7600 0,299
10 3116 9800 0,318

 

Рассчитаем долю рынка конкурента по формуле:

 

Объем продаж ведущего конкурента

Доля рынка конкурента = Емкость рынка

 

Таблица 12. Доля рынка конкурента

Номер СХП Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ден. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Доля рынка конкурента
1 785 5000 0,157
2 2590 5800 0,447
3 1180 7500 0,157
4 375 7400 0,051
5 175 2600 0,067
6 1280 4900 0,261
7 1045 10500 0,10
8 595 6100 0,098
9 1083 7600 0,143
10 2722 9800 0,278

 

Рассчитаем относительную долю рынка (ОДР.) по формуле:

 

Доля рынка

ОДР =   Доля рынка конкурента

 

Таблица 13 - Относительные доли рынка

Номер СХП Доля рынка Доля рынка конкурента Относительная доля рынка
1 0,056 0,157 0,36
2 0,128 0,447 0,29
3 0,101 0,157 0,64
4 0,050 0,051 0,98
5 0,081 0,067 1,21
6 0,230 0,261 0,88
7 0,230 0,10 2.30
8 0,261 0,098 2,66
9 0,299 0,143 2,10
10 0,318 0,278 1,14

 

Сгруппируем данные для построения матрицы Бостонской консультационной группы в таблицу 4.7

 

Таблица 14.

Номер СХП Относительная доля рынка Темпы роста рынка
1 0,36 13,2
2 0,29 1,8
3 0,64 2,5
4 0,98 8,6
5 1,21 9,8
6 0,88 5,2
7 2,30 8,2
8 2,66 5,0
9 2,10 0,7
10 1,14 1,4

 

Для построения матрицы БКГ фиксируем по горизонтальной оси значения относительной доли рынка, по вертикальной оси - темпов роста рынка. Далее, разделив данную плоскость на четыре части, получаем искомую матрицу.

Каждая СХП попадает в один из квадратов матрицы в соответствии с темпом роста рынка и относительной долей рынка.

 

ТРР

     
 


                         

                                                                      

                                    Звезды                               Проблема

  13.2                                                                                                                               1     

11.1%                                                                                                   

         10%

    9.8                                            5                                                                                        

    8.6                                                                                4

       8.2          7

    6.7       9

    5.2                     Дойные коровы                                               6             Собаки

    5.0 8

4.5%                                                                      

3.7%                                                                                         

    2.5                                                                                                                   3

    1.8                                                                                                                                        2

    1.4                                                       10

  0.9%                                                                                  

      2.66 2.3 2.1 2                          1.21  1.14 1.11 1 0.98 0.9 0.88 0.8 0.64 0.36 0.29 0


ОДР

 

Произведем расчет показателей для построения матрицы Мак-Кинзи:

Воспользуемся исходными данными из таблицы 2 "Экспертные оценки привлекательности рынков" и таблицы 3 "Экспертные оценки конкурентных позиций СХП".

Умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, получим суммарную взвешенную оценку/рейтинг привлекательности рынка.

 

Таблица 15.

Характеристики привлека-тельности Вес

Н о м е р а С Х П

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. Размер и темп роста рынка

0,4

9 5 2 7 8 6 8 7 4 3
3,6 2,0 0,8 2,8 3,2 2,4 3,2 2,8 1,6 1,2

2. Качество рынка

0,15

9 3 3 9 8 4 7 6 3 2
1,35 0,45 0,45 1,35 1,2 0,6 1,05 0,9 0,45 0,3

3. Конкурентная ситуация

0,3

8 4 2 6 9 7 6 5 2 1
2,4 1,2 0,6 1,8 2,7 2,1 1,8 1,5 0,6 0,3

4. Влияние внешней среды

0,15

10 6 4 8 7 5 7 4 8 6
1,5 0,9 0,6 1,2 1,05 0,75 1,05 0,6 1,2 0,9
Суммарная взвешенная оценка 8,85   4,55 2,45 7,15 8,15 5,85 7,1 5,8 3,85 2,7

 

Аналогичным способом рассчитаем суммарную взвешенную оценку конкурентной позиции:

 

Таблица 16.

Характеристики позиции в Вес

Н о м е р а С Х П

конкуренции   1 2 3

4

5 6 7 8 9 10

1. Относительная позиция на рынке

0,25

2 2 4

5

6 5 8 9 8 5
0,5 0,5 1

1,25

1,5 1,25 1,75 2,25 1,75 1,25

2. Относительный

потенциал производства

0,3

2 2 3

5

4 6 8 10 9 6
0,6 0,6 0,9

1,5

1,2 1,8 2,4 3,0 2,7 1,8

3. Относительный

потенциал НИОКР

0,2

3 1 2

4

6 2 9 8 6 6
0,6 0,2 0,4

0,8

1,2 0,4 1,8 1,6 1,2 1,2

4. Относительный потенциал персонала

0,25 6 5 8

9

10 7 10 9 8 8
  1,5 1,25 2

2,25

2,5 1,75 2,5 2,25 2,0 2,0

Суммарная взвешенная оценка

3,2   2,55

4,3

5,8 6,4 5,2 8,7 9,1 7,9 6,25
                         

 

На основании полученных результатов построим матрицу Мак-Кинзи:

 

Привлекательность рынка

 

9

8.85                                     .1

8.15                                                                                                    ''5

   7.7                                                                 

7.15                                                                          4 

7.1                                                                                                                       .7

 

6

5.85                                                          .6

5.8                                                                                                                                         .8

5                                                

4.55                .2             Средний бизнес

 

3.85                                                                                                           .9  

 

3

2.7                                                                                        .10

 

2.45                                             .3

                                               

 

0

               2.25      3 3.2 4.3 4.9 5.2 5.5 5.8 6 6.25 6.4 7.9 8.7  9 9.1

                                                                                                   Конкурентоспособность


При анализе положения отдельных СХП в портфеле было выявлено следующее:

Согласно матрице БКГ к "звездам" относится 7 СХП. К "собакам" относятся 9 и 10 СХП. СХП 8 находится на границе "собак" и "коров".

Согласно матрице Мак-Кинзи 2, 6, 8 и 9 СХП находятся в зоне среднего бизнеса, 1.4, 5, 7 СХП - в зоне победителей, а 3, 10 СХП - в зоне проигравших.




Список используемой литературы

 

1. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. М.: Льпина Паблишер, 2002

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2001.

3. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа: Инструменты, проблемы, ситуации. - М.; СПб.: Вершина, 2006

4. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: 2001.

6. Гусев Ю.В. Стратегическое управление. - Новосибирск, 2002

7. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2004.

8. Друкер, Питер, Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

9. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2001;

10. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Олимп-Бизнес, 2006.

11. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. Пер с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999

12. Маркетинговая среда фирмы и сегментирование рынка / Сост.Г. Г. Трушина. - М.: Юнита, 2002.

13. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. - М.: ИНФРА-М,; Новосибирск, 2005.

14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2005.

15. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005.

16. Стратегическое планирование / Сост. В.Ф. Новикова. - М.: Юнита, 2002.

17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: 2003.

18. Чапкина Е.Г. Теоретические основы реструктуризации предприятий: Учебно-практическое пособие; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2005.

 


[1] Эксперт, #47 (354) от 16 декабря 2002



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: