Учреждение образования
«Гродненский государственный медицинский университет»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Методические рекомендации
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
В ДОЛЖНОСТИ СТАРШЕЙ И
ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
(для студентов факультета медсестер с высшим образованием)
Гродно 2004
Хильмончик Н.Е., Тищенко Е.М. Методические рекомендации по прохождению практики в должности старшей и главной медицинской сестры (для студентов факультета медсестер с высшим образованием). – Гродно, 2004. - 12 с.
В методических рекомендациях изложены порядок и задачи по прохождению студентами факультета медсестер с высшим образованием практики в должностях старшей (после второго курса) и главной (после третьего курса) медицинской сестры.
Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета
Протокол № 4 от 1 апреля 2004г.
Рецензент: К.М. Иодковский, к.м.н., доцент, декан факультета медсестер с высшим образованием
|
|
Ответственный за выпуск – первый проректор Гродненского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор И.Г. Жук
© ГГМУ, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Практика в должности старшей медицинской сестры 4
2. Практика в должности главной медицинской сестры 8
Практика в должности старшей медицинской сестры.
Производственная практика в должности старшая медицинская сестра проводится с целью освоения и закрепления практических навыков организации и содержания работы структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений, а также приобретения организаторских способностей в работе со средним и младшим медицинским персоналом.
ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:
- закрепить представления студентов об организации работы старшей медсестры отделения стационара или поликлиники;
- подготовить медсестру- организатора к активной, творческой, профессиональной и социальной деятельности;
- научить профессионально мыслить и грамотно исполнять функциональные обязанности;
- отработать навыки организаторской и воспитательной работы с людьми, соблюдение принципов биоэтики и основ законодательства о здравоохранении;
- закрепить навыки по уходу за больными и оказанию неотложной доврачебной помощи.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1) организовать сестринское дело, планировать их работу среднего и младшего медперсонала, контролировать ее качество;
2) обеспечивать функционирование структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений;
|
|
3) внедрять в работу структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения элементы сестринского процесса;
4) рассматривать вопросы обеспечения и учета материальных ценностей, вести учетно-отчетную документацию;
5) организовывать мероприятия по повышению квалификации среднего и младшего персонала, в том числе проведение конференций;
6) организовывать и контролировать состояние санитарно-противоэпидемического режима;
7) организовывать помощь населению на доврачебном уровне при массовых поражениях;
8) в совершенстве владеть манипуляционной техникой (внутримышечные, внутривенные, подкожные, внутрикожные инъекции), и также проводить обработку ран, перевязки, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановку кровотечения, промывание желудка, кишечника, транспортную иммобилизацию, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;
9) осуществлять уход за пациентом;
10) проводить медико-гигиеническое обучение пациентов;
11) знать основы охраны труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Студент(ка) работает в должности старшей медсестры в отделениях терапевтического и хирургического профиля в течение 20 дней по 10 дней в каждом, а также в отделении (палате) интенсивной терапии - 2 дня, в приемном отделении - 2 дня по 6 часов в день.
Во время прохождения практики студент(ка):
1. Знакомится с режимом работы структурного подразделения, графиком работы сотрудников, порядком приема (транспортировки) и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств палатной медсестрой и санитаркой, с правилами выписки и хранения медикаментов, правилами учета и хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных веществ, стерильных растворов и медицинского инвентаря, распорядком дня в отделении, правилами посещений больных и приема передач, с санитарно-противоэпидемическим режимом палат, буфетных, санитарных комнат.
2. Знакомится с организацией работы старшей медсестры отделения: руководство средним и младшим медицинским персоналом, оценка труда сотрудников, составление планов, графиков, табелей, должностных инструкций, прием и увольнение, правильная расстановка, рациональное использование и замена кадров, разработка мер по повышению качества труда и ухода.
3. Организует и контролирует работу палатной медицинской сестры: выполнение функциональных обязанностей, оснащение и санэпидрежим поста, палат, заполнение документации.
4. Организует и контролирует работу процедурной, перевязочной медсестры: оснащение и режим работы процедурного, перевязочного кабинета в соответствии с санитарными нормами и правилами, выполнение функциональных обязанностей работников кабинета, соблюдение санэпидрежима, ведение документации.
5. Организует и контролирует работу сестры-хозяйки: ведение бельевого и мебельного инвентаря (учет, ремонт, списание).
6. Организует и контролирует работу санитарки-буфетчицы: оснащение и санэпидрежим работы раздаточных, столовых, получение и выдача пищи, хранение пищевых продуктов в холодильниках и тумбочках.
7. Организует и контролирует работу санитарки-ванщицы, младшей медсестры по уходу, санитарки-уборщицы: выполнение функциональных обязанностей, соблюдение правил санэпидрежима.
8. Участвует в оказании неотложной помощи больным.
9. Проводит медико-гигиеническое обучение и воспитание пациентов (беседы, лекции, выпуск санбюллетеня).
10. Организует и проводит обучающую конференцию для младшего и среднего персонала по актуальным вопросам.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:
Ø Организации лечебно-охранительного режима отделения.
|
|
Ø Организации, контроля и оценки труда среднего и младшего медперсонала.
Ø Составления планов работы старшей медсестры.
Ø Составления графиков работы сотрудников, табелей, должностных инструкций.
Ø Оформления медицинской документации.
Ø Заполнения требований на получение лекарственных средств и медаппаратуры, их выдачи и учет.
Ø Учета наркотических и сильнодействующих средств.
Ø Организации работы отделения при чрезвычайных ситуациях
Ø Оказания плановой и неотложной доврачебной помощи.
Ø Составления стандартов деятельности среднего медицинского персонала.
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.
Проделанную работу ежедневно студенты фиксируют в специально оформленной тетради-дневнике, который заверяется подписью старшей медсестры отделения. Сведения тетрадей-дневников используются для написания отчета, который оформляется как итог проведенной работы. В отчете отмечаются практические навыки, количество заполненной медицинской документации, проведенных бесед, конференций на медицинские темы, даются оценка и принципы работы отделения, кабинетов. На каждого студента старшая медсестра пишет отзыв. Отчет должен быть заверен подписью ответственного за практику, заведующего отделением и печатью лечебного учреждения, где студент(ка) проходил(а) практику.
По окончании практики студенты сдают дифференцированный зачет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.