Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно-правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

 

Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:

1. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.

2. Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основной для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.

3. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.

4. Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке. Каким образом он реализуется в регулировании экологических отношений? На стадии планирования хозяйственной деятельности приоритетными является экологические интересы общества, так как определенные меры, например государственная экологическая экспертиза, позволяют предотвратить реализацию экологически опасной деятельности. В то же время при ведении хозяйственной деятельности приоритет пока отдается экономическим интересам общества.

5. Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.

  

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и 84 статей:

I. Глава. «Общие положения».

II. Глава. «Основы управления в области охраны окружающей среды».

III. Глава. «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды».

IV. Глава. «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды».

V. Глава. «Нормирование в области охраны окружающей среды».

VI. Глава. «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза».

VII. Глава. «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».

VIII. Глава. «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций».

IX. Глава. «Природные объекты, находящиеся под особой охраной».

X. Глава. «Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)».

XI. Глава. «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)».

XII. Глава. «Научные исследования в области охраны окружающей среды».

XIII. Глава. «Основы формирования экологической культуры».

XIV. Глава. «Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды».

XV. Глава. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды».

XVI. Глава. «Заключительные положения».

 

3.3. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

 

Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируются экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные.

 

Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

 

В группы федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФС «О животном мире», федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

 

Земельный кодекс определяет: режим использования земель; порядок предоставления земельных участков для различных целей; порядок изъятия земель; основания прекращения прав на землю; права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей; ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Водный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Основополагающими принципами водного законодательства являются следующие: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляются исходя их представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

· поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

· защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

· предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: