Выработка условий торговых договоров: предмет договора, ассортимент товара, сроки, порядок поставки

Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок поставки

Для торговых договоров, как и для любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено в ст. 455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара. Итак, предмет выражается через наименование товара и через его количество.

На практике приходится сталкиваться с затруднениями, когда указанное в договоре наименование нечетко или неполно обозначает предмет сделки. Так, стороны нередко используют обобщенные, видовые понятия, например «нефтепродукты», «кондитерские изделия». Это серьезный дефект договора, поскольку такого наименования явно недостаточно для исполнения обязательства. В подобных случаях возникает необходимость дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара. Они позволяют уточнить, конкретизировать предмет.

В отношении количества судебная практика многие годы требовала конкретного указания в договорах числа единиц, метров или массы товара. Однако постепенно стало признаваться допустимым установление количества путем указания общей стоимости товара. Под влиянием зарубежной практики стало допускаться установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Например, стороны указывают, что продавец обязуется передать количество сахара, которое удастся закупить на полученные от покупателя деньги по цене, которая сложится на момент закупки. Возможность подобного косвенного определения количества закреплена в ст. 465 ГК РФ, а для внешнеторговых сделок — в п. 14 Венской конвенции 1980 г.

В торговых отношениях все чаще встречается примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов являются предусматриваемые допустимые отклонения. Они устанавливаются при массовых поставках товаров и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление не превышает допустимого процента. Согласно обычаям международной торговли, если количество товара указано со словами «около» или «приблизительно», то допустимая разница при поставке может составлять плюс-минус 10%.

Вместе с тем нельзя определять один, только высший или только низший, предел либо указывать количество со словами «до» или «не более такого-то размера». Такие слова могут быть истолкованы как любое количество не свыше или не ниже указанного в договоре.

Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки. Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода. Понятие партии товара как количества, подлежащего поставке в частный срок, появилось в российском законодательстве лишь в последние годы. Раньше такого термина вообще не существовало, что создавало известные затруднения.

Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих количествах. Необходимость различного размера партий может диктоваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года.

При реализации товаров с ограниченными сроками годности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на месяц или на квартал. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заказами получателей: суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара подсчитывается по окончании месяца. Такой порядок позволяет планировать необходимый минимум производства и продаж и вместе с тем оперативно изменять количество с учетом колебаний спроса. Так определяется количество поставляемых молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных товаров.

Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и то же, — номенклатура) товаров. Принято различать групповой и развернутый ассортимент. Групповой ассортимент обозначает в укрупненных показателях вид товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под, развернутым ассортиментом понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров данного вида. Это может быть требование к цвету, рисунку, порядку упаковки, расфасовке и т. п. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации, оформляемой как часть договора.

Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. Статья 512 ГК РФ предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделий одного ассортимента другими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого до отгрузки заменяющего товара. При несоблюдении этого правила поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.

Для договора купли-продажи ст. 468 ГК РФ иначе решает вопросы изменения ассортимента. Согласно этой норме покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров незаказанного ассортимента и потребовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены, и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с большим риском, поэтому следует по аналогии предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.

При колебаниях спроса и сложности установления ассортимента на длительные сроки возможно определение ассортимента лишь на ближайшие периоды: квартал или полугодие. В таких случаях, в особенности при заключении договоров на ряд лет, в них следует определять порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период. Важно конкретно указывать, кто и в какие сроки высылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок могут заявляться разногласия и как они урегулируются. Когда договор определяет ассортимент на год или на ряд лет, то в нем может предусматриваться противоположное требование, а именно право покупателя уточнять согласованный ассортимент, например внося предложение об этом за 15 дней до начала каждого квартала.

В торговых договорах могут и должны предусматриваться обязанности продавцов по расширению ассортимента, освоению выпуска новых видов товаров, более привлекательных по своим свойствам. Договор — единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов потребителей. Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, трудах по менеджменту и праву не найти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента.

В обстановке монополизма изготовителей и приниженной роли договора в стране весь советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В этом легко убедиться, если сравнить изобилие импорта по любому виду товаров с тем, что имеется у нас собственного. В 80-е годы во всей стране ассортимент хлебопродуктов оказался сведен к двум наименованиям: хлеб белый и черный. Подобное происходило из года в год и по другим видам изделий.

В настоящее время процесс расширения ассортимента российских товаров идет крайне медленно. Сохраняется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по данным статистики, производственные мощности загружены лишь на одну четверть. Причина здесь — в правовой и организационной неподготовленности всей массы предпринимателей, в неумении использовать договор для обновления и улучшения ассортимента.

Движущей силой должны стать требования оптовых и розничных торговых организаций к производителям при заключении договоров. Промышленность сама в условиях монополизма и слабой конкуренции улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика. Лишь когда в миллионах договоров начнут предусматриваться условия о последовательном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.

Следует учитывать, что включение в договор условий об изменении ассортимента нередко требует от производителей финансовых затрат на закупку оборудования и материалов, освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких затрат, поставщик должен добиваться точного определения в договоре того, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.

С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует прежде всего различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, годовые (их считают среднесрочными) и долгосрочные договоры.

В отношении сроков передачи товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Если сторонами указан только срок действия договора, то передача товара должна быть произведена в пределах этого срока.

Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные с р о к и, т. е. периоды для поставки отдельными частями, по терминологии ГК РФ — партиями. Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равными партиями помесячно.

Установление частных сроков актуально для любых видов торговых договоров: поставки, оптовой купли-продажи, закупок для государственных нужд, договоров контрактации сельскохозяйственной продукции. ГК РФ урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других торговых договоров следует пользоваться моделью, предусмотренной для поставок.

Установление частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на производственную и торговую деятельность. Так, Положения о поставках продукции и товаров в 70-х годах предусмотрели обязанность равномерной поставки товаров по месяцам. Введение такого правила повысило ритмичность работы буквально всех предприятий, подняло полноту загрузки производственных мощностей, заставило четче трудиться коллективы тысяч предприятий. Потом это правило было отменено под воздействием директоров заводов, и опять начались перебои в обеспечении народного хозяйства и населения.

При выработке условий о сроках следует учитывать такие моменты, как длительность цикла производства изделий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара. Для этого в договорах указываются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-дневные, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отношениях, базироваться на тщательных расчетах.

Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством. Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадок уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных интересов потребителей с задачей увеличения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки и по развернутому ассортименту — более продолжительные.

Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить потери от остановок технологического оборудования.

На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако требуется еще время на перевозку. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его действия будут правомерными, хотя товар поступит к получателю через полмесяца или через месяц.

Для обеспечения заблаговременного поступления товара стороны нередко предусматривают дискретные сроки, например месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения поставщика. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изменяется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах этого же месяца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.

Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК РФ допускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стремятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для маневрирования с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать возможности досрочной отгрузки определенными объемами, например полумесячными или до полной загрузки транспортного средства. В обмен на право досрочной отгрузки покупателю еле дует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий договора зачастую является результатом выторговывания взаимных льгот и преимуществ.

В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.

В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или передачи товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки. Они могут устанавливаться как часовые и даже минутные, в частности при завозе продуктов в школьные столовые, полуфабрикатов в магазины, товаров по торговым точкам.

Установление графиков резко упорядочивает процесс доставки товаров, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для общества в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков — это общехозяйственная, национальная проблема.

Сроки поставки и графики отгрузки — это разные условия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность. Доказать размеры убытков от таких нарушений весьма сложно. Поэтому более пригодно установление в договоре штрафов, причем достаточно высоких, за несоблюдение графиков.

Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК РФ количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок.

Следует по аналогии определять эти условия в других видах торговых договоров, когда ими предусматриваются регулярные отгрузки. Было бы вполне оправданно предусмотреть общую обязанность восполнения количества непереданного товара для всех видов торговых договоров в акте типа Торгового кодекса.

Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Статья 511 ГК РФ устанавливает, что об отказе он обязан известить поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Во избежание затруднений с использованием несвоевременно отгружаемого товара важно контролировать выполнение договоров и оперативно заявлять отказ от товара, поставка которого просрочена и в котором отпала потребность. Это актуальные вопросы, особенно в отношении сезонных и иных товаров, спрос на которые колеблется.

В договорах купли-продажи ст. 457 ГК РФ устанавливает более практичный порядок. Продавец вправе отгружать товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие от покупателя. Подобный режим целесообразно предусматривать также в договорах поставки и в других торговых договорах, особенно по сезонным или скоропортящимся товарам. В этом случае поставщиком сначала должно быть получено согласие покупателя и лишь в соответствии с ним производиться восполнение недопоставки.

Для торговых договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара. В силу ст. 458 ГК РФ товар по договору купли-продажи может быть передан, т.е. вручен, покупателю в месте нахождения покупателя либо в месте нахождения товара. Когда договором купли-продажи не предусмотрена передача товара, то обязательство считается исполненным с момента сдачи товара органу транспорта для доставки покупателю.

Что касается договоров поставки, то ст. 510 ГК РФ возлагает на поставщика обязанность доставки товара покупателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право выбора вида транспорта принадлежит поставщику, если его вид не определен договором. Отсюда возникает необходимость согласовывать в договорах более экономичный для покупателя способ транспортировки.

Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по перевозке. Действуют следующие традиции делового оборота. Погрузка товара на транспортное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором. Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет покупателя.

Сами транспортные расходы определяются согласно договору. Транспортные расходы непосредственно связаны с ценой и потому нередко включаются в состав цены. С учетом этого различают вид франко-цены. Франкировка представляет собой определение цены товара в ее со-отношении с расходами по перевозке. Чаще всего применяют два следующих вида: франко-цена — станция (порт) отправления и франко-цена — станция (порт) назначения. В первом случае в цену товара не включаются транспортные расходы, и вопрос об их возмещении решается отдельно; во втором — в цену товара заранее закладываются расходы по перевозке. Оплачивая товар, покупатель одновременно в его цене возмещает продавцу понесенные последним затраты по перевозке.

Таким образом, транспортные расходы всегда ложатся на покупателя. Вопрос лишь в том, закладываются ли эти расходы заранее в цену товара либо оплачиваются отдельно от стоимости товара.

Изданные Международной торговой палатой правила ИНКОТЕРМС, которые все чаще по инициативе сторон применяются во внутреннем обороте, детально регулируют вопросы франкировки. Они предусматривают наряду с названными моделями и другие способы распределения расходов по основной и по дополнительной перевозке товара.

Проблема доставки товаров является одной из центральных для изготовителей и оптовых торговых организаций, которые стремятся выйти на широкий рынок, причем основные сложности связаны не со стоимостью перевозки, а с обеспечением сохранности товара в пути.

Оптимальный вариант — доставка товара на склад покупателя автотранспортом, поскольку здесь товар подвозится «до двери» получателя. Пока не многие продавцы готовы предложить покупателям такую возможность. Здесь используется несколько решений. Перед покупателем выдвигается требование, чтобы купленная партия была равна полному контейнеру или норме загрузки крытого автомобиля, поскольку в этом случае шоферу легче обеспечить сохранность груза.

При перевозках по железной дороге снижен контроль за целостностью груза, и потому нередки недостачи или порча товара. Попытки страховать груз позволяют компенсировать его стоимость по цене покупки, но не возмещают покупателю неполученные доходы. Поэтому, хотя перевозки автотранспортом обходятся дороже, покупатели идут на эти издержки. Лишь при перевозках массовых сырьевых и технических грузов (древесина, металл, стройматериалы и т. п.) выгодным становится использование железнодорожного или речного транспорта.

При выработке условий о порядке доставки необходимо предусматривать меры, направленные на обеспечение сохранности товара. Таково включение требований об использовании отправителем средств пакетирования, укрытия, крепления груза. Средства пакетирования — это тканевые и проволочные сетки, грузовые пакеты, специализированные контейнеры, поддоны и др. Они не только затрудняют хищения, но и значительно ускоряют и удешевляют погрузку и выгрузку. При отправке в малогабаритных контейнерах следует предусматривать необходимость их погрузки на платформе или в кузове автомобиля дверцами внутрь друг к другу. Имеется множество других приемов, позволяющих повысить сохранность товара при перевозке. Все эти вопросы могут решаться исключительно на основе договоров и должны предусматриваться в них.

При массовых отправках товара следует определять в договоре частоту отгрузок, например не более одного-двух вагонов или автомобилей в день, в неделю, в декаду. Необходимо устанавливать предельные размеры, т. е. количество одновременно отгружаемых партий товара, чтобы не столкнуться с проблемой выгрузки целых эшелонов. Предельные размеры одновременно отгружаемых партий могут указываться и при доставке автомобильным транспортом, что крайне актуально в отношении скоропортящихся товаров (полуфабрикаты, фрукты, зелень и т. п.).

Важно предусматривать обязанность продавца телеграммой или по телефону заблаговременно уведомлять получателей об отправке им товара. Подача уведомлений позволяет заранее подготовиться к приему товара, ускорить выгрузку, уменьшить потери. Этому же способствует установление графиков доставки. Если предусмотренная договором обязанность уведомления не выполнена продавцом, то на него можно отнести понесенные убытки. Вместе с тем более удобно установление в договорах штрафных санкций за такие нарушения.

По соглашению между сторонами обязанность вывоза товара может возлагаться на покупателя; такой порядок называется самовывозом. Вывоз осуществляется собственным транспортом покупателя или заказанным транспортом. Самовывоз иногда дополняется условием о выборке товара, т. е. праве отбора покупателем на складе продавца товаров в желаемом ассортименте. Подобный порядок расширяет для покупателя возможность выбора более интересных для него товаров.

Условие о самовывозе требует дополнительных организационных мер. Так, в договорах должны предусматриваться конкретные дни прибытия за товаром. Может устанавливаться обязанность продавца извещать покупателя в определенный срок (за 2 — 3 дня) о готовности товара для вывоза. Одновременно должна вводиться ответственность продавца за непредставление товара к сдаче либо за невыборку его покупателем. Это — самостоятельные нарушения договора, требующие установления специальных санкций.

Одновременно с определением порядка доставки в договоре могут решаться вопросы перехода права собственности на товар. Факт сдачи товара перевозчику для доставки его покупателю по общему правилу влечет переход права собственности от продавца к покупателю.

Вместе с тем в договоре по-иному может быть определен момент перехода права собственности. В зарубежной торговой практике используется такой прием, как резервирование продавцом права собственности до момента оплаты покупателем стоимости товара. В этом случае продавец сохраняет возможность распорядиться находящимся в пути или у покупателя товаром, поскольку покупатель еще не приобрел на него права собственности.

Возможны и другие решения данного вопроса. Так, в силу ст. 491 ГК РФ до момента оплаты покупатель не вправе распоряжаться товаром или отчуждать его, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из свойств товара. Здесь право собственности признается перешедшим к покупателю, но он лишен правомочия распоряжения товаром. Подобное условие может конкретизироваться в любом торговом договоре.

Одновременно стороны определяют следующее. Согласно ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента исполнения продавцом обязательства по передаче товара, а по товарам, проданным во время нахождения в пути, — с момента заключения договора. Это изъятие из общего правила ст. 213 ГК РФ об отнесении риска на собственника. Вместе с тем в договоре могут предусматриваться иные решения. Для повышения ответственности покупателя целесообразно предусматривать условие о возложении на покупателя риска от случайной утраты или порчи полученного, но не оплаченного товара. И напротив, в интересах добросовестного покупателя, оплатившего в порядке предоплаты стоимость товара, следует устанавливать, что продавец, получивший деньги за товар, несет риск его случайной утраты или порчи до момента фактического поступления товара к покупателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: