Функции и расстановка персонала в организации

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему

Воспитание и развитие персонала на примере функционирования МУЗ Городская больница №5

      " 04 " май      2004г.

БАРНАУЛ

      

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….5

1 Персонал в организации

1.1 Сущность персонала……………………………………………………………7

1.2 Структура персонала…………………………………………………………..10

1.3 Функции и расстановка  персонала в организации………………………….12

1.4 Индивидуальные особенности персонала……………………………………14

1.4.1 Отношения в малых группах………………………………………………..14

1.4.2 Темперамент, его влияние на поведение человека………………………...14

1.4.3 Морально-психологический климат в коллективе…………………………15

2Воспитание и развитие персонала на примере функционирования МУЗ

Городская больница № 5 

2.1 История создания МУЗ Городская больница № 5……………………………17

2.2 Структура персонала Городской больницы………………………………….19

2.3 Воспитательные меры …………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………………..23

Список использованных источников………………………………………………24

Приложение А. Трудовой договор…………………………………………………25

Приложение Б. Приказ……………………………………………………………...26

Приложение В. Штатное расписание………………………………………………27.

Приложение Г. Должностная инструкция…………………………………………28

Приложение Д Почётная грамота………………………………………………….29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия (организации) как основного звена народного хозяйства. Появились организации,  наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными или иными партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу предприятия.

Проблема развития и воспитания персонала в организации практически не разработана. Раньше человек рассматривался лишь как один из факторов производства, ничем по существу не отличающийся от машин и оборудования, а сегодня он превратился в главный стратегический ресурс достояние компании в конкурентной борьбе. Это связано с его способностью к творчеству, которое сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности. Лишь теперь персонал организации стал рассматриваться, как одна из важнейших составляющих успеха.

Эта тема является актуальной, так как многие предприятия ещё не уделяют должное внимание персоналу. Руководители организаций должны понять, что только с помощью трудового коллектива в целом и каждого служащего в частности, можно добиться реальных положительных результатов на рынке товаров и услуг.

Целью данной работы является рассмотреть понятие персонала, функционирование персонала на примере реального учреждения.

Для реализации цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- сущность персонала;

- структуру персонала;

- функции персонала;

- индивидуальные особенности персонала;

- персонал на примере функционирования МУЗ Городская больница № 5;

- дать какие-либо рекомендации данному учреждению.

Объектом исследования является процесс влияния персонала на какую-либо организацию, предприятие.

Предметом исследования является процесс влияния персонала на функционирование МУЗ Городская больница № 5.

В работе использовались следующие методы исследования:

    А) теоретический метод- изучение научной литературы:

          1) Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой

          работе, - М.: изд. "Юристъ", 1998 г.- 496с.

          2) Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности:

            учебник, 2 издание, переработанное и дополненное, - М.: "Высшая 

             школа", 2000 г.- 304 с.

          3) Немов Р.С. Психология,- М.: "Просвещение", "Владос", 1999 г.- 432 с.

          4) Егоршин А.П. Управление персоналом,- Нижний Новгород:

            "Высшая школа", 1999 г.- 675 с.

             5) Жуплев А.В. Руководитель и коллектив,- М.: ИНФРА-М, 1997г-

                              184 с.

Б) практический метод (исследование данной темы на примере

функционирования МУЗ Городская больница № 5)

 

ПЕРСОНАЛ В ОРГАНИЗАЦИИ

СУЩНОСТЬ ПЕРСОНАЛА

Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединённой по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь - включённость в определённую систему межличностных отношений.

Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплочённости её членов – от неорганизованной толпы до единого коллектива.[1,ст. 30]

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам:

1) наличие общей цели у всех членов группы (цель может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей и задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной и единой для всех);

2) психологическое признание членами группы друг друга (в основе этого лежат совместные идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов);

3) наличие определённой культуры (это выражается в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него).

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться индивидуальностями.

 

 

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя

со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив представляет собой персонал организации.

Персонал – основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно- хозяйственные функции.[1, ст.49]

Персонал - наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является "одушевлённым", обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, иметь субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределённа.[1, ст. 91]

Практически любая организация испытывает потребность в персонале, на которую влияют различные факторы: рыночные, технологические, квалификационные, организационные, социальные и проч.[1, ст. 130]

В своём пути становления ни один коллектив не обходится без конфликтов.

Конфликт – столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт всегда выливается в определённые поведение, действия, предполагающие вмешательство в дела других.[1, ст.395]

Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации, как можно быстрее был преодолен, так как его последствия могут принести немалый моральный или материальный ущерб. Этот процесс может происходить как без его непосредственного участия силами самих сторон, так и при активном вмешательстве и управлении.

Конфликт может быть разрешён в результате трёх типов действий:

1) односторонних (осуществляемых каждым из участников на свой страх и риск);

2) взаимно согласованных (результатом чего является компромисс);

3) совместных (здесь может быть совпадение мнений участников, превосходство одного из них или вмешательство третьей силы).[1, ст. 403]

 

 

СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА

Персонал является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру.

1. Организационная структура персонала – состав и соподчинённость взаимосвязанных звеньев управления.

В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная.

Линейная структура реализует принципы единоначалия и централизма. Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.

Функциональная структура основана на разделении функций между структурными подразделении (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений. Она предусматривает подчинение одного работника сразу нескольким вышестоящим руководителям, реализующим свои функции.

Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними.

Матричная структура направлена на реализацию целевых программ (проектов) стоящих пред предприятием, для выполнения которых выделяются специальные руководители. [4, ст. 181] 

2. Функциональная структура – отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выделить группообразующие признаки.                   Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку.

Комплекс задач – часть функций управления, выделяемая по признаку основных функций управления.

Задача управления – совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения.

Операция управления – совокупность трудовых действий, направленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определённого набора технических средств.[4, ст. 194]

3. Ролевая структура - характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.

Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам и характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуации.

Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе.

Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе.

Основными методами для определения ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирования, наблюдения.

4. Социальная структура – характеризует трудовой коллектив по социальным показателям (пол, возраст, профессия).

Наиболее полной является социальная структура коллектива, сгруппированная по 12 признакам: пол, возраст, стаж работы, образование и так далее. Руководитель предприятия должен располагать по возможности полной социальной структурой коллектива для принятия стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию системы управления и эффективному управлению персоналом.[4, ст. 213]5. Штатная структура определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.[4, ст. 217]

 

ФУНКЦИИ И РАССТАНОВКА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

1. Функции персонала

Производственный коллектив как первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные функции: экономическую и социальную.

Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность на предприятии, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей в деятельности персонала организации.

Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное вознаграждение, общаться с членами коллектива, получать признание; участвовать в управлении, общественной деятельности и тому подобное.[2, ст. 75]

2. Расстановка персонала.

Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает:

1. Планирование служебной карьеры. Осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест.

2. Условия и оплата труда. Определяются в контракте размеры гарантированной оплаты и премиальные, оснащение рабочего места, социальные блага и гарантии.

3. Планомерное движение кадров. Повышение, перемещение, понижение и увольнение кадров производится в зависимости от результатов оценки работников и соответствия условий оплаты труда их жизненным интересам.[9, ст. 275]

Исходными данными для расстановки кадров являются:

1) модели служебной карьеры;

2) философия предприятия;

3) Кодекс законов о труде;

4) материалы аттестационной комиссии;

5) контракт сотрудника;

6) штатное расписание;

7) должностные инструкции;

8) личные дела сотрудников;

9) Положение об оплате труда;

10) Положение о расстановке кадров.

Расстановка кадров является одним из важнейших этапов кадровой работы и включает в себя три взаимосвязанные задачи: планирование служебной карьеры исходя из оценки потенциала работника и его личных намерений; определение условий и оплаты труда работника и заключение с ним контракта; обеспечение движения кадров в системе управления (повышение, понижение, выбытие).

В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с учётом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.[4, ст.98]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: