Формы реорганизации общества с ограниченной ответственностью

Слияние Присоединение

Разделение

Выделение Преобразование

          Переход имущества, прав и обязательств

Полностью пере- даются активы и пассивы: денеж- ные средства; имущество; обязательства (с учетом задолженности по налогам); капитал и резервы.

Одному из правопреемников полностью передаются активы и пассивы: денежные средства; имущество; обязательства (с учетом задолженности по налогам); капитал и резервы.

Реорганизуемое общество прекращает функционирова-ние. В соответ -ствии с разделительным балансом передаются: денежные средства; имущество; обязательства (с учетом задолженности по налогам); капитал и резервы. Реорганизуемое общество передает активы и часть пассивов: кредиторскую задолженность (кроме задолженности по налогам); капитал и резервы. Активы реорганизуемого общества уменьшаются но должны превышать оставшиеся у него долги. Реорганизуемое общество изменяет организационно правовую форму соб-сти. Полностью передаются активы и пассивы: обязательства (с учетом задолженности по налогам); капитал и резервы.
           

 

Высший орган юридического лица определяет основные условия и порядок реорганизации, принимает решение об утверждении соответствующих документов.

При подготовке к преобразованию обязательным условием является предварительное распределение или продажа долей, находящихся на балансе общества. Это решение принимает общее собрание участников, причем продажа, изменяющая размеры их долей, осуществляется по единогласному их решению (ст.24 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Созыв общего собрания, извещение о нем участников, предоставление им материалов к общему собранию и проведение собрания осуществляются в порядке, предусмотренном уставом общества.

В соответствии со ст.56 указанного закона, решая вопрос о реорганизации общества в форме его преобразования в акционерное общество, общее собрание участников должно рассмотреть следующие вопросы:

· принятие решения о преобразовании;

· принятие решения о порядке и об условиях преобразования;

· принятие решения о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества;

· принятие решения об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества;

· принятие решения об утверждении передаточного акта.

Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения. В последнем случае первое из юридических лиц считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

При реорганизации общества может быть изменен уставный капитал, а также состав участников вследствие принятия вновь вступивших в общество или исключения выбывших.

Пунктом 2 ст.23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что предприятие в случае реорганизации обязано в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган не позднее трех дней со дня принятия такого решения участниками.[28]

Ликвидация юридического лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. [29]

Гражданский кодекс РФ в ст. 61-65 устанавливает порядок ликвидации юридических лиц. В соответствии с положениями п. 1 ст. 61 ГК РФ любое юридическое лицо может быть прекращено путем ликвидации, при этом права и обязанности ликвидируемого юридического лица не переходят в порядке правопреемственности. В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда. Третьим, наиболее распространенным, хотя и не указанным в ст. 61 ГК РФ, основанием для ликвидации юридического лица служит банкротство юридического лица.

По решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например, вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.

Ликвидация юридического лица представляет собой довольно сложную процедуру. Ликвидация юридических лиц в связи с решением учредителей или уполномоченных органов о добровольной ликвидации начинается с процедуры принятия решения о ликвидации. Такое решение принимается на общем собрании участников, либо, если участник один, - единственным участником и оформляется письменно. На стадии подготовки к собранию должны быть проведены инвентаризация имущества и его оценка и решен вопрос о достаточности имущества юридического лица для погашения требований кредиторов.

Орган, принявший решение о ликвидации, письменно уведомляет о принятом решении орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Инспекция Министерства по налогам и сборам (ИМНС). Орган государственной регистрации на основании этого уведомления вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем орган юридического лица, принявший решение о добровольной ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Если ликвидация предприятия проводится в соответствии с принятым судебным решением, то соответствующее уведомление в орган регистрации юридических лиц направляет суд, принявший данное решение. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются: руководитель предприятия, его главный бухгалтер, работники финансовой, юридической и кадровой служб. Но могут быть и иные варианты.

С момента назначения ликвидационной комиссии все полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица переходят к ней.

Председатель ликвидационной комиссии приобретает право подписи официальных документов, распоряжения имуществом и другие полномочия, которые ранее были свойственны руководителю предприятия.

Назначенная ликвидационная комиссия, во-первых, помещает в органах печати по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, публикующих сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица, о сроках и порядке заявлений требований кредиторами.

Далее ликвидационная комиссия письменно уведомляет о ликвидации юридического лица всех его кредиторов. Основной целью ликвидационной комиссии является завершение деятельности ликвидируемого юридического лица в установленные сроки и с наименьшим ущербом для контрагентов юридического лица, для его учредителей и участников.

В соответствии с трудовым законодательством работники предупреждаются о предстоящем высвобождении персонально под расписку и не менее чем за два месяца до фактического увольнения. Вместе с этим ликвидационная комиссия обязана:

1. не менее чем за три месяца до фактического увольнения представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;

2. не позднее чем за два месяца довести до сведения органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размере оплаты труда, а также, в случае необходимости, - его принадлежности к числу кредиторов первой очереди.

За высвобождаемыми работниками на период их последующего трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняются средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Вслед за этим ликвидационная комиссия выявляет и уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Следующий шаг ликвидационной комиссии - выявление дебиторов (должников предприятия) и принятие мер по получению дебиторской задолженности. Дебиторами обычно выступают: потребители продукции предприятия, бюджет, работники предприятия.

ГК РФ не определяет порядок взыскания дебиторской задолженности при ликвидации предприятия. В рамках взыскания дебиторской задолженности предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим дебиторскую задолженность перед предприятием.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами, т.е. через два месяца после публикации, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества, перечень предъявляемых кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Если по ходу ликвидационного процесса выясняется, что у предприятия недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.

Исключение составляют кредиторы пятой очереди, которым выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

По окончании всех расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Составленный ликвидационный баланс направляется на утверждение в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту нахождения ликвидируемого предприятия. В ИМНС на ликвидационном балансе делается соответствующая отметка о том, что задолженностей перед бюджетом нет, и Инспекция выдает соответствующую справку.

После удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается его учредителям и иным участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами предприятия. Передача имущества производится с оформлением специального акта. Затем ликвидационная комиссия закрывает счет в банке и уничтожает печать юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после того, как будет внесена запись об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.[30]

Заключение

В данной работе я попыталась осветить основные понятия законодательства об обществах с ограниченной ответственностью вызывающих наибольшую сложность в понимании: формирование уставного капитала и ответственности участников ООО, а также их возможный порядок толкования.

В работе рассмотрены основные положения о сущности общества с ограниченной ответственностью, особенностях его создания, определяющие положение ООО в ряду других хозяйственных товариществ и обществ, отличия и сходства. Уделено внимание особенностям учредителей (участников), процедуры создания, учредительных документов и формирования уставного капитала ООО.

Анализ Закона об обществах с ограниченной ответственностью позволяет отметить большое количество диспозитивных норм, содержащихся в нем. Эти нормы оставляют на усмотрение участников (учредителей) общества определение значительной части их прав и обязанностей и определение правового положения самого общества как по отношению к учредителям так и в отношениях с другими участниками гражданского оборота. Такое положение является логичным следованием одному из основных принципов гражданского права, изложенному в п. 2 ст. 1 ГК РФ - принципу свободы участников в установлении своих прав и обязанностей.

При написании работы, в ходе изучения нормативного материала и практической литературы были выявлены некоторые недостатки в законодательстве, требующие устранения или уточнения со стороны законотворческих органов.

По окончании изучения данной темы я могу сделать вывод, о том что общества с ограниченной ответственностью имеет смысл создавать для осуществления деятельности, сопряжённой со значительным риском.

Список литературы

1. Нормативных и правоприменительные акты:

1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (Часть Первая) от 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ. «Российская газета» № 238-239, 8 декабря 1994 г. (редакция от 08.07.1999 г.).

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» (Вестник ВАС РФ, 1996, № 9).

3. Справочная правовая система «Энциклопедия Российского права»,  CD. ЗАО «Равновесие-Медиа», «Российская газета», январь 2000.

4. «Судебная и арбитражная практика», CD. ЗАО «Равновесие-Медиа», «Российская газета», январь 2000.

5. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Ведомости СНД И ВС РСФСР», 27 декабря 1990 г., № 30, ст. 418.

6. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочений государственной регист­рации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», «Российская газета», № 130, 13.07.1994г.

7. Федеральный Закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». «Российская газета», №149, 3 августа 1995 г.

8. Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Российская газета», № 170, 1 сентября 1995 г.

9. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». «Собрание Законодательства РФ», 28 июля 1997 г., N 30, ст.3595.

10. Федеральный Закон от 17 декабря 1997 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». «Российская газета» 16 января 1998 г.

11. Закон РФ от 14 января 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Российская газета», 17 февраля 1998 г. (редакция от 31.12.1998 г.).

2. Научная и специальная литература:

12. Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение, М., 1999г.

13. Богатых Е.А. Гражданское и торговое право /Е.А. Богатых. - М.:Инфра-М, 2000. – 303 с.

14. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 1997г.

15. Волобуев Ю.А. Общество с ограниченной ответственностью. М.: «Филинъ», 1996г.

16. Гражданское право. Учебник для вузов. Часть I. Издание третье, перераб. и доп. / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.и. Иванова. – М.: Эксмо, 2007. – 704с.

17. Гражданское право: В 2 т. Т. I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А.Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство БЕК, 2002. – 583 с.

18. Кашанина В.Г. Хозяйственные товарищества и общества: правовые основы внутрифирменной деятельности. - М.: ТЕИС, - 1997.

19. Козлова И.В. Переход права собственности на объекты недвижимости. / Козлова И.В. - Владивосток.: МИР, 1998. – 98 с.

20. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Учебник в II томах. - М.: СПАРК - 1997.

21. Могилевский С.Д. Общество с ограниченной ответственностью. М: «Дело», 2000г.

22. Могилевский С.Д. «Общество с ограниченной ответственностью». Академия Народного хозяйства при Правительстве РФ, 1999 г.

23. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права /И.А. Покровский. - М.:Спарк, 1998. – 283 с.

24. Шершеневич. Г.Ф. «Учебник гражданского права» (по изданию на 1907 г.) /Г.Ф. Шершеневич. – М.:Ось, 1995 г. – 463 с.

25. Шиткина И.С. Корпоративное право: учебник для вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / отв. ред. И.С. Шиткина. – М.: Волтес Клувер, 2007. – 648 с.

3. Статьи:

26. Васькин В. Участники, уставный капитал, реорганизация и ликвидация обществ с ограниченной ответственностью // Право и экономика. 2003. № 5.

27. Витрянский В.В. Защита имущественных прав предпринимателей // Юридическая газета, 1992, № 8.

28. Лаптев В.В. Хозяйственное право – право предпринимательской деятельности// Государство и право, 1993, №1.

29. Лытнева Н.А. Порядок создания и регистрации общества с ограниченной ответственностью // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2002. № 33.

30. Петров Е.Ю. Понятие, признаки и виды недвижимости /Е.Ю. Петров // Цивилистические записки: Межвуз. сб. научн. тр.: Вып. 2/ Институт частного права г. Екатеринбург. – М.: Статут, 2002 – с. 179-202.

31. Садеков Р.Н. Порядок регистрации общества с ограниченной ответственностью. // Право и экономика. 2004. № 2 

32. Степанов А. Ликвидация юридического лица. // Право и экономика. 2004. № 8.

33. Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностю: порядок создания.// Законодательство и экономика. 2007. №12.


[1] Развитие и современное состояние немецкого законодательства об обществах и товариществах // Законодательство и экономика. № (077-078) 7 – 8. С 134.

 

[2] «Ведомости СНД и ВС РФ». 27 декабря 1990 г., № 30, ст. 418.

Закон утратил силу с 1 января 1995 года на основании ст. 2 Федерального Закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации». В настоящее время действуют только ст. 34 и 35 Закона, определяющие порядок регистрации предприятий и основания в отказе от регистрации.

[3] «Российская газета», № 238-239, 8 декабря 1994 г.

[4] «Российская газета», № 238-239, 8 декабря 1994 г.

[5] «Российская газета», 17 февраля 1998 г.

[6] Ст. 59 Закона об ООО устанавливает одно исключение из этого правила - при реорганизации ООО (ТОО) с числом участников более 50 в ЗАО предельная численность акционеров, установленная Законом об акционерных обществах в 50 участников не применяется.

[7]В настоящее время достаточно полно урегулированы особенности ООО в сфере банковской и страховой деятельности. Закон РСФСР от 26 июля 1991 года «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не содержит норм определяющих особенности ООО в инвестиционной сфере. Нет и Федерального Закона, определяющего особенности положения обществ, занятых в сфере сельскохозяйственного производства.

[8] «Российская газета», 3 октября 1998 г.

[9] Например деятельность профессиональных участников на рынке ценных бумаг не может совмещаться с другими видами деятельности.

[10] Могилевский С.Д. Общество с ограниченной ответственностью. М., 2000. С. 35.

[11] Постановление Пленумов Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»

[12] Могилевский С.Д. Общества с ограниченной ответственностью. М., 2000. С.40.

[13] Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общества с ограниченной ответственностью. М., 1999. С. 93 – 94.

[14]Утвержденно Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочений государственной регист­рации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (действует в части, не противоре­чащей Закону об обществах).

[15] Р.Н. Садеков.  // Право и экономика", 2004. № 2.

[16] «Российская газета», № 130, 13 июля 1994 г.

[17] «Собрание Законодательства РФ», 20.06.1994, № 8, ст. 866.

[18] «Ведомости СНД и ВС РФ», № 27, ст. 357. 1990 г. В редакции от 31.07.1998 г.

[19] «Российская газета», № 6, 12 января 1993 г.

[20] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ.

[21] Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью». 4-е изд., доп. И перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007 (http://www.urkniga.ru)

[22] Ч. 2 ст. 21, ст. 27 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

[23] «Российская газета», № 149, 03 августа 1995 г.

[24] п. 7 ст. 10 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4339-1 «О статусе военнослужащих».

[25] Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект. С.50.

[26] В настоящее время эта сумма составляет 8 349 рублей.

[27] Стоимость чистых активов общества определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина РФ № 71, ФКЦБ РФ № 149 от 5 августа 1996 года «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

[28] Лытнева Н.А. Порядок создания и регистрации общества с ограниченной ответственностью // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2002. № 33.

[28] Гражданское право. Том 1. Учебник /Под редакцией А.П. Сергеева.

 

[30] Степанов А. Ликвидация юридического лица. // Право и экономика. 2004. № 8. 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: