Институт прав и интересов несовершеннолетних в РФ

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Костромской
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Уголовное право
Тема Защита прав и интересов несовершеннолетних по УК РФ
Фамилия студента Шорохов
Имя студента Алексей
Отчество студента Сергеевич
№ контракта 05000070101053

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Несовершеннолетние как объект уголовного законодательства …........ 5
1.1 Институт прав и интересов несовершеннолетних в РФ……………… 5
1.2 Уголовное законодательство о защите несовершеннолетних………... 9
2 Юридическая квалификация преступлений в отношении несовершеннолетних………………………………………………………………. 14
2.1 Признаки уголовно наказуемых деяний, нарушающих права несовершеннолетних……………………………..................................................... 14
2.2 Общественная опасность преступлений против несовершеннолетних……………………………………………………………….. 19
Заключение……………..…………………………………………….……… 23
Глоссарий………………………………………………………………..…… 26
Список использованных источников…….………………………………… 29
Список сокращений…………………………………………………………. 31
Приложение А Лица, подлежащие уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних………………… 32
Приложение Б Объект преступлений в отношении несовершеннолетних 32
   

 

Введение

Действующее российское уголовное законодательство регулирует защиту несовершеннолетних потерпевших, предусмотрев ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия. Чаще всего насильственные преступления совершаются в семье.

Во-первых, семейные отношения - особая сфера, в которой наряду с собственно законодательством применяется и множество микросоциальных правил, создаваемых конкретными семьями.

Во-вторых, эти отношения охраняются от разглашения многими положениями закона, в том числе закрепленными в ст. 51 Конституции РФ правилами.

И, в-третьих, насильственные преступления, совершаемые в семейно-бытовой сфере, являются, как правило, уголовными делами публичного обвинения, что требует принятия мер реагирования со стороны государства. Из этого вытекает необходимость исследования защиты прав и интересов несовершеннолетних уголовным законодательством РФ.

Целью данной работы является исследование института правовой защиты несовершеннолетних уголовным законодательством РФ.

Исходя из поставленной цели, целесообразно решение следующих исследовательских задач:

- охарактеризовать современное состояние проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в РФ;

- рассмотреть посягательства на отношения, связанные с несовершеннолетними, регламентированные Уголовным кодексом РФ;

- проанализировать институт уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.

Нормативно-правовую базу исследования составила Конституция РФ. В ходе работы использовались положения международного правового акта, Кодексов Российской Федерации и другие.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Николаевой Ю.В., Ситникова С.Н., Туткаровой И.Н. и других, которые исследовали правовое регулирование защиты прав и интересов несовершеннолетних, проанализировали уголовную ответственность за совершение преступлений против детей, рассмотрели политику государства в отношении несовершеннолетних.

Объектом исследования являются общественные отношения, выражающиеся в надлежащем правовом регулировании и уголовно-правовой защите прав и интересов несовершеннолетних в РФ.

Предметом исследования выступает анализ уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних в РФ.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников, используемых при написании настоящей работы и приложений к работе.

В первой главе обосновывается значимость выбранной темы, современное состояние вопроса защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Во второй главе раскрываются особенности регулирования собственно уголовного законодательства в вопросе защиты несовершеннолетних.

 

Основная часть

 

Несовершеннолетние как объект уголовного законодательства

 

 

Институт прав и интересов несовершеннолетних в РФ

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав - это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно они - головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальные работники оказывают социальную, психологическую, юридическую и другую помощь несовершеннолетнему правонарушителю в рамках судопроизводства.

К сожалению, в последние годы снизились гарантии осуществления детьми их прав. Произошло существенное сокращение количества государственных дошкольных учреждений, а разделение детских садов и школ на "простые" и "для богатых" значительно снижает качество воспитания[1]. Кроме того, слабая обеспеченность качественной учебной литературой нарушает право ребенка на образование.

В настоящее время лоббирование интересов детей осуществляется на федеральном уровне - через участие заинтересованных лиц и организаций в парламентских слушаниях по вопросам развития законодательства, участие в конференциях, форумах и других межрегиональных и федеральных мероприятиях, где обсуждаются проблемы защиты и обеспечения прав детей; на региональном уровне - через систему взаимодействия с законодательной властью региона, работу с администрацией региона и с органами местного самоуправления, а также правоохранительными органами и учреждениями и организациями различной ведомственной подчиненности. В различных ведомствах осуществляется аналитическая работа, показывается статистика, где отражается положение детей, но современная ситуация требует новых подходов к анализу и решению проблем детства, семьи.

Существующее положение вызывает тревогу государства и общества, так как наблюдается тенденция снижения рождаемости, растет уровень заболеваемости, алкоголизации и наркотизации среди несовершеннолетних, отсюда - рост правонарушений и преступлений как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним. Усиливаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность.

Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения - все эти негативные факторы отражаются на положении детей. Другим важным фактором, влияющим на определение направления государственной политики, является демографический кризис. Согласно среднему прогнозу Росстата численность населения страны за период с 2006 года по 2026 год должна сократиться на 6,6 миллиона человек и составить на 1 января 2026 года 135,6 миллиона человек.

Высокий рост детской смертности также ставит определенные задачи перед государством. Рост смертности происходит на фоне резкого ухудшения здоровья и роста инвалидизации несовершеннолетних. Здоровье и благополучие детей должны быть главной заботой семьи, государства и общества в целом. Дети в недалеком будущем будут определять благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки России. В последние годы возросла заболеваемость детей психопатиями и реактивными психозами. Несмотря на крайнюю актуальность и высочайшую общественную значимость охраны нервно-психического здоровья детей, она отнесена к разряду второстепенных задач.

Серьезную обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. Начиная с 1992 года более 70 тысяч российских детей покинули Родину[2]. С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми и незаконные действия по усыновлению стали вскрываться многочисленные факты коммерциализации и криминализации этой сферы.

Требуется формирование системы ювенальной юстиции. В связи с этим следует отметить и то немаловажное обстоятельство, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже предпринимаются первые самостоятельные шаги в части дополнения системы общей юстиции такими специализированными элементами, которые позволили бы защитить права несовершеннолетних, а также максимально учесть при расследовании, определении и исполнении наказания особенности личности подростка, условия и причины совершенного им противоправного действия.

Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних[3]. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних. Целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития.

Содержание ювенальной политики образует деятельность ее субъектов по изучению положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений; осуществлению контроля за их благосостоянием; анализу на этой основе соответствующего законодательства, оценке его эффективности; проведению коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости; разработке и принятии нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.

Ювенальная юстиция завершает пирамиду юридической защиты прав ребенка. В основании же ее должны лежать законодательно закрепленные права и свободы. Россия относится к числу тех немногих стран современного мира, где правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В то же время более чем столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюционной России, доказал их эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и молодежи. В ряде регионов России, в частности в Ростовской, Саратовской, Волгоградской и Пермской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Ханты-Мансийском округе и других, отрабатывались элементы ювенальной юстиции. Их опыт позволяет выделить перспективные и эффективные ювенальные технологии, применимые в реальных российских условиях.

Системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

В последнее время в средствах массовой информации много говорят о том, что стоит прекратить практику усыновления детей иностранными гражданами в связи с происшедшими в последние годы трагедиями. Хотя все заявления об усыновлении рассматриваются судами. Прокуроры тщательно изучают материалы дела, представленные документы на детей и на кандидатов в усыновители.

Представляется, главное в этом вопросе - продуманный механизм контроля за семьей усыновителя.

Полагаю, необходимы соответствующие коррективы в законодательство, регламентирующее защиту прав и интересов несовершеннолетних в целом, и в уголовное, в частности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: