Усовершенствование камеральных проверок

 

От результативной контрольной работы налоговых органов по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и сборов во многом зависит эффективное функционирование не только региональной экономики, но и устойчивое развитие экономики страны в целом.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения налогового органа, без какого либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Для осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

К внутренней информации можно было бы отнести информацию, полученную о налогоплательщике налоговым органом в процессе осуществления налогового контроля, а именно: при постановке на налоговый учёт (учредительные документы, размер уставного капитала, наличие филиалов, обособленных подразделений, имущества, счёта в кредитных учреждениях и др.); при осуществлении камеральных проверок (декларации по налогам, бухгалтерская отчётность, налоговые льготы, нарушения сроков предоставления документов и уплаты налогов и др.); о наличии недоимки, о полноте и своевременности поступления налогов, предоставленных отсрочках и рассрочках платежей в бюджет, о возвратах из бюджета заявленных сумм налоговых платежей; о результатах проведенных ранее выездных налоговых проверок налогоплательщика.

Внешняя информация могла бы включать информацию, полученную налоговыми органами о налогоплательщике от других государственных контролирующих, а также правоохранительных органов, банков, нотариальных органов, органов государственного управления и местного самоуправления, средств массовой информации, физических и юридических лиц. Как показывает практика, такая информация прямо или косвенно свидетельствует о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Следует отметить, что существующие в настоящее время в налоговых органах программные продукты позволяют проводить камеральную проверку представленных налоговых деклараций (расчетов) в основном только арифметически, т. к. не содержат элементов углубленного камерального анализа. К сожалению, отсутствуют и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи с этим необходимо, прежде всего, разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:

- соотношений и взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;

- логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

- оценки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников.

Система контрольных соотношений позволит осуществлять предварительный предпроверочный камеральный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.

Такую базу данных целесообразно разместить на сервере управлений, а в базах данных территориальных налоговых инспекций хранить лишь сведения о том, что по тому или иному налогоплательщику на сервере управления имеется информация от внешних источников. При проведении камеральных и выездных налоговых проверок или иных мероприятий налогового контроля вся имеющаяся информация в автоматизированном режиме должна будет поступать в территориальную налоговую инспекцию. Помимо безусловного повышения эффективности мероприятий налогового контроля, создание единой государственной информационной интегрированной базы данных будет способствовать также воспитанию законопослушного налогоплательщика, поскольку уверенность в том, что уклонение от налогообложения будет с большей степенью вероятности обнаружено, не позволит последнему совершать нарушения законодательства о налогах и сборах.

Создание, формирование и функционирование единой государственной информационной интегрированной базы данных о налогоплательщиках должно также обязательно отвечать следующим условиям:

- сбор, обработку и обновление всей поступающей в налоговый орган информации необходимо производить непрерывно;

- информация должна быть систематизирована в таком порядке, который бы оптимально обеспечивал выборку отдельных категорий налогоплательщиков по заданным параметрам, с целью проведения сравнительного предпроверочного анализа по аналогичным налогоплательщикам;

- информация должна быть достоверной и максимально полной для отбора налогоплательщиков, в целях проведения эффективной выездной налоговой проверки.

Помимо предварительной оценки достоверности показателей представляемой налогоплательщиком бухгалтерской и налоговой отчетности, планирования и проведения предпроверочного камерального анализа с целью формирования программы выездной налоговой проверки создание единой государственной базы данных позволит налоговым органам вести постоянный оперативный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Основными целями мониторинга должны быть:

- обеспечение камерального контроля соответствия представленных налогоплательщиком деклараций и расчетов реально созданной налоговой базе;

- рациональный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

- проведение оперативных проверочных мероприятий налогового контроля в рамках сложно построенных структур организаций всех форм собственности (к примеру, вертикально-интегрированных компаний).

Исходя из специфики контрольной работы налоговых органов, может быть предложена следующая концепция организации и ведения специализированными подразделениями налоговых органов постоянного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (Рисунок 2).

По глубине осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика мониторинг можно разделить на два вида:

1. Экспресс-анализ - анализ деятельности организации или группы организаций по ограниченному количеству показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, анализ и сопоставление отдельных показателей отчетности с аналогичными показателями предыдущего периода, проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы. Экспресс-анализ осуществляется при предварительном мониторинге значительного количества организаций отрасли, а также при сравнительном анализе вертикально-интегрированных компаний.

2. Углубленный финансово-экономический анализ деятельности организаций включает в себя следующие стадии: формирование системы комплексных аналитических показателей, характеризующих основные итоги деятельности организации; анализ уровня и динамики финансовых, налоговых и экономических показателей деятельности налогоплательщика; анализ изменения структуры бухгалтерского баланса; анализ показателей ликвидности баланса и финансовой устойчивости организации; проведение расчетов и оценки динамики ряда аналитических (абсолютных и относительных) показателей. В ходе расчетов устанавливается достоверность показателей отчетности, подтверждается (не подтверждается) реальность приведенных в ней данных; проводится анализ финансовых результатов деятельности организации и ее финансового состояния, строящийся на основе оценки относительных показателей и соблюдения платежной дисциплины по налоговым и иным обязательным платежам; формируются выводы (заключения) по проведенному анализу, включающие оценку выявленных ошибок и искажений с точки зрения существенности их влияния на финансовые результаты.

По периодичности осуществления мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика можно разделить на ежедневный мониторинг (курс доллара, цены на нефть и т.п.); ежемесячный мониторинг (объем выручки, исчисление налогов и сборов, уплачиваемых ежемесячно, состояние расчетов по налогам и сборам, состояние недоимки и т.п.); ежеквартальный мониторинг (начисление налогов и сборов, объем производства и т.п.); ежегодный мониторинг; единовременный (разовый) мониторинг (мониторинг отдельных моментов деятельности организации, развития отрасли, экономической ситуации) и т.п.

На первом этапе производится сбор и анализ информации о деятельности налогоплательщиков, получаемой от, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Определяется налоговая нагрузка на организации (в рамках соответствующих групп). Производится анализ налоговой нагрузки по каждой группе. Определяется перечень налогоплательщиков, имеющих меньшую нагрузку, чем в среднем по анализируемой группе.

На втором этапе анализируются результаты проведенных выездных проверок, тематических, встречных и камеральных проверок, сопоставляются данные о финансово-хозяйственной деятельности, предоставленные налогоплательщиком, с данными, полученными от соответствующих государственных структур. Определяется степень соответствия данных о деятельности организаций, полученных от разных источников.

В том случае, если устанавливаются значительные расхождения показателей между организациями либо существенно изменяются экономические, хозяйственные, налоговые показатели в течение ряда анализируемых периодов, данные налогоплательщики подлежат включению в план выездных налоговых проверок.

На третьем этапе по итогам проведенного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности составляется аналитическая записка, в которой содержатся предложения по дальнейшей реализации мер налогового контроля. Для проведения мониторинга используются данные следующих форм бухгалтерской, налоговой и иной отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); налоговые декларации, карточки лицевых счетов налогоплательщиков; другие данные, получаемые при проведении мониторинга налоговыми органами.

Следовательно, создание единой государственной интегрированной информационной базы данных о налогоплательщиках, ведение постоянного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, обеспечение высокого уровня информатизации налоговых органов позволит, на наш взгляд, значительно упростить форму проведения камерального контроля. На основе глубокого автоматизированного камерального анализа можно обеспечить эффективный отбор налогоплательщиков для проведения результативной выездной налоговой проверки.



Заключение

 

Во-первых, необходимо отметить, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сборов налогов.

Устойчивое соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды. Контроль за соблюдением налогового законодательства в России осуществляет в соответствии с законодательством РФ.

Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Также хотелось бы отметить, что по срокам выполнения контроль принято подразделять на оперативный и периодический, а по источникам данный контроль подразделяется на документальный и фактический.

Таким образом, контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.

Также следует отметить, что в настоящее время Налоговый кодекс РФ предусматривает три самостоятельные формы налогового контроля:

-учет налогоплательщиков;

-налоговые проверки;

-налоговый контроль за расходами физических лиц.

Основным методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.

Документальная проверка юридических лиц осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы..

Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных регистров применяют сплошной или выборочный метод.

Налоговая практика выявила два основных фактора, которые влияют на полноту сбора налогов в бюджеты. Это – отсутствие средств на счетах у плательщиков и преднамеренное уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов в бюджет.

Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

Завершая анализ некоторых положений теории налогового контроля, хотелось бы отметить, что формирование Особенной части налогового права продолжает наполнение указанной категории новым содержанием посредством введения новых форм налогового контроля и специальных контрольных режимов, что позволяет выдвинуть своеобразный лозунг о том, что “ налоговый контроль – больше, чем контроль в его традиционном понимании”.


Список нормативных актов и использованной литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. «Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 27.07.2006)./Информационная система КонсультантПлюс.

3. Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 (ред. от 27.07.2006) «О налоговых органах Российской Федерации»./Информационная система КонсультантПлюс.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005г. №9-П «» По делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового Кодекса РФ, в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального Арбитражного Суда Московского Округа». / Информационная система КонсультантПлюс.

5. Приказ Минфина РФ от 09.08.2005г. №101н «Об утверждении Положений о территориальных органов Федеральной налоговой службы» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2005г. №7001)./ Информационная система КонсультантПлюс.

6. Приказ ФНС России от 25.12. 2006г. № САЭ-3-06/892 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 20.02.2007г. №8991)./ Информационная система КонсультантПлюс.

7. «Постатейный Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. Часть Вторая (Глава 21. Налог на добавленную стоимость; Глава 22. Акцизы; Глава 23. Налог на доходы физических лиц; Глава 24. Единый Социальный Налог (Взнос)» (А.Н. Гуев) (Издательство Бек, 2001)./ Информационная система КонсультантПлюс.

8. «Комментарий к части Второй Налогового Кодекса РФ (поглавный)» (под ред. А.А. Ялбулганова, Т.Н. Трошкиной) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)./ Информационная система КонсультантПлюс.

9. «Комментарий к части Второй Налогового Кодекса РФ (поглавный)» (под ред. А.А. Ялбулганова) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)./ Информационная система КонсультантПлюс.

10. Беликов С. Ф. Налоги и налогообложение. Практикум. Учеб. Пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

11. Белобжецкий И.А. Налоговый контроль и хозяйственный механизм / И.А. Белобжецкий. – М.: Финансы и статистика, 1989. - с.53.

12. Грачева В.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / В.Ю. Грачева - М.: Юриспруденция, 2000. – 453с.

13. Дадашева А.З., Черник Д.Г. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 2004.

14. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговое право. Учебное пособие. -М.: Инфра - М. 2004. – 254с.

15. Красницкая В.А. Организация и методика налоговых проверок. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 356с.

16. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций / И.И. Кучеров. – М.: "Юринфор", 2002. – 309с.

17. Карасева М. В.: Финансовое право. Общая часть: учебник / М.В. Карасева – М.: Юристъ 2003. – 443с.

18. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. доктора экон. Наук, проф. А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2005.

19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: МЦФЭР, 2004.

20. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный Экономический Словарь» (ИНФРА-М, 2006). КонсультантПлюс.

21. Тедеев А. А., Парыгина В. А. «Налоговое Право РФ»: Краткий курс – М.: Издательство ЭКСМО, 2004г.

22. Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов – 2-е изд., дополненное и переработанное – М.: Юнити-Дана, 2000г.

23. Чернова Е.Г., Иванов В.В., Базулин Ю.В. и др. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие для вузов (под ред. Черновой Е.Г.).- М.: Проспект /ТК Велби, 2004г.

24. Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие Е. - М.: ИТК Дашков и К, 2006.

25. Журнал «Российский налоговый курьер».- Режим доступа: http://www.rnk.ru


[1] Информационная система КонсультантПлюс.

[2] "Комментарий (Постатейный) к Налоговому Кодексу РФ (Части Первой) от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статьи 1 - 29" (А.В. Толкушкин) (Подготовлен для Системы Консультантплюс, 2005)

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[4] "Комментарий к Части Второй Налогового Кодекса РФ (поглавный)" (Под Ред. А.А. Ялбулганова, Т.Н. Трошкиной) (Подготовлен Для Системы Консультантплюс, 2006)

[5] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: МЦФЭР, 2004.

[6] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: МЦФЭР, 2004.

[7] Дадашева А.З., Черник Д.Г. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 2004.

[8] Тедеев А. А., Парыгина В. А. «Налоговое право РФ»: Краткий курс – М.: Издательство ЭКСМО, 2004г.

[9] Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов – 2-е изд., дополненное и переработанное – М.: Юнити-Дана, 2000г.

[10] Там же

[11] Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов – 2-е изд., дополненное и переработанное – М.: Юнити-Дана, 2000г.

[12] Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов – 2-е изд., дополненное и переработанное – М.: Юнити-Дана, 2000г.

[13] "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007) КонсультантПлюс

[14] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный Экономический Словарь" (ИНФРА-М, 2006) КонсультантПлюс

[15] Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2005.

[16] Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов – 2-е изд., дополненное и переработанное – М.: Юнити-Дана, 2000г.

[17] Информационная система КонсультантПлюс

[18] (ч.ч. 1,4 ст. 30 "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (Ред. От 17.05.2007)

[19] (статья 3 в ред. ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ) ЗАКОН РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.07.2006) " О налоговых органах Российской Федерации"

[20] Приказ Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2005 № 7001)

[21] См. Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 февраля 2007 г. N 8991).

[22] Постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2005г. №9-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового кодекса РФ, в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального Арбитражного Суда Московского Округа».

[23] Журнал «Российский налоговый курьер».- Режим доступа: http://www.rnk.ru

[24] Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговое право. Учебное пособие. -М.: Инфра - М. 2004. – 254с.

[25] Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговое право. Учебное пособие. -М.: Инфра - М. 2004. – 254с.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: