Государственная система антиинфляционных мер

  Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как “сражение с ветряными мельницами”. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или

 

адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.

Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60 % трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.

В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен,

 

все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной “расторопности” правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика “стоп вперед” оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967-1971 гг., США- 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается.

Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к “невидимой руке” А. Смита.

К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей

 

силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая “компромиссная теория инфляции”, в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимно обратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, “естественностью” стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.

Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т.е. повышать естественный уровень

 

безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7 % трудоспособного населения.

Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1 % безработица должна в течение года быть на 2 % выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4 % ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.

Обострение инфляционных процессов в России летом и осенью 2007 года породило новый раунд дебатов о природе денег и инфляции. Это стало тем более актуаль­ным, что в первой половине 2007 года ЦБ России отмечал быстрое увеличение раз­личных агрегатов денежной массы при снижающейся инфляции. Тогда это объяс­няли замедлением скорости денежного об­ращения.

Xopoшее представление о том, что про­исходит сейчас в России, может быть полу­чено путем сравнения индекса цен про­мышленных производителей (ИЦПП) с ин­дексом потребительских цен (ИПЦ). Обычно последняя величина используется как наиболее точный измеритель инфля­ции. Вместе с тем в первой половине 2007 года ИЦПП рос значительно быстрее, чем ИПЦ (14,5 против 5,7%). Однако во втором полугодии резко усилилась и потребитель­ская инфляция

Заключение:

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

И делая вывод из этого мы можем сказать что люди боятся инфляции и это неоспаримый факт. Одно из возможных объяснений – состояние неопределенности создаваемое инфляцией заключается в том что цены могут вырасти на 5, 10 или 20%, и ты уже не знаешь, что сможешь купить на свою зарплату. А будут ли такими же цены, когда тебе вернут взятые в долг деньги?

Но перехода от умеренной к галопирующей, или того хуже к гиперинфляции, можно избежать. Для этого правительствами всех стран создаются антиинфляционные программы и денежные реформы.

Вот главные из пунктов таких антиинфляционных программ:

- введение жестких лимитов на приросты денежной массы

- сокращение дефицита бюджета, в идеале его полное отсутствие

- погашение инфляционных ожиданий.

 

К денежным реформам относят следующие методы:

- нуллификация, это аннулирование сильно обесцененной единицы и введение новой валюты

- реставрация (ревальвация), восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы

- девальвация, снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны – официального валютного курса к доллару США   и его золотого содержания

- деноминация, метод “зачеркивания нулей”, т.е. укрупнение масштаба цен.

 

 

Есть мнение, что умеренная (ползучая) инфляция необходима для эффективного экономического развития. Она позволяет корректировать цены применительно к изменению условий производства и спроса.

И я, в общем, согласна с этим. При отсутствии инфляции экономическая и деловая активность, в каком-то смысле, приближается к нулю. А ведь, между тем, спокойствия людям не прибавится. Ведь после долговременного “затишья”, даже мизерное повышение цен приведет к панике и ажиотажу. И мы снова возвращаемся к инфляционным ожиданиям.

   Резюмируя все выше написанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс. В умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.

                                                    

 

 

Список литературы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: