Государственное регулирование развития социальной среды в современной России (анализ статистики) 2004-2008 гг

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики является не только четкая реализация бюджетного законодательства, но и принятие ежегодных законов о бюджетах, направленных на поддержание и развитие отраслей социальной сферы экономики в целом.

В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).

К положительным сдвигам можно отнести то, что в результате реформ налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, стали также основными налогами в Российской Федерации.

В рыночной экономике НДС – один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от его уплаты затруднено вследствие непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики, и поэтому не вызывает (в сравнительных ценах) диспропорций и искажений, которые возникают при использовании многих других налогов.

Значительно отстают от развитых стран объемы поступлений подоходного налога в России, хотя ставки налогообложения близки к мировым. Одной из главных причин является то, что подоходный налог в России до сих пор остается преимущественно налогом на зарплату и взимается исключительно по месту ее выплаты, т.е. на предприятиях. Остальные доходы физических лиц фактически «ускользают» от подоходного налогообложения. Между тем доля заработной платы в совокупных доходах населения неуклонно снижается.

Наряду с этим, Дума приняла решение освободить от подоходного налога все отчисления работодателей в частные пенсионные фонды. В этих условиях предприятия получили возможность обналичивать через них неограниченные средства.

Единый социальный налог заменил собой социальные внебюджетные взносы медицинского и социального страхования, а также взносы в Пенсионный фонд.

Таким образом, принимая совершенствование налогового законодательства правильным по существу, считается, что этот процесс должен быть максимально интенсифицирован, поскольку стабильные налоги являются одним из важнейших факторов стабильного роста экономики в целом и проведения эффективной социальной политики в частности.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Расходы на здравоохранение

Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь.

В настоящее время модель финансового обеспечения сферы здравоохранения включает:

• бюджетный ресурс;

• ресурсы фондов обязательного медицинского страхования;

• ресурсы фондов медицинского страхования организаций и предприятий;

• ресурсы добровольного медицинского страхования;

• ресурсы благотворительных фондов.

Наметившаяся реформа в области здравоохранения предполагает разработку и реализацию на региональном и городском уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. На медицинскую помощь бюджетные и внебюджетные средства расходуются в соответствии с планом, постатейно.

Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2004-2005 годах составляла не более 10,3 %. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования до 13%.

 Сравнительная динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за 2004-2008 гг. представлена на рис.2.1.

 Рис. 2.1 Сравнительная динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за 2004-2008 гг.

 

Относительные показатели динамики расходов на здравоохранение (за базис взят 2004 г.) за период 2004-2008 представлены в таблице 2.1.

                                                                                                                 Таблица 2.1

Год Расходы федерального бюджета на здравоохранение млрд.руб. Относительный показатель динамики в %

2004

121,6

100

2005

162,1

133

2006

208,1

171

2007

277,9

229

2008

308,9

254

 

В 2004-2006 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза: с 6,1 % в 2004 году до 11,5 % в 2006

году. Доля расходов на здравоохранение в ВВП России в 2006 году составляла

3,6 %.

В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.

Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период 2007-2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. Если в предыдущие периоды ее реализации (2002-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.

Решение демографической проблемы также является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. в 2008 году - 43,9 млрд. рублей, в 2009 году - 47,6 млрд. рублей. С учетом расходов на материнский базовый капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.

Расходы на образование

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились на 33 % и составили 277,9 млрд. руб, а в 2008 году на 11% и составили 308,9 млрд.руб.

Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.

Социальные трансферты

Основное место в реестре расходов занимают обязательства по предоставлению трансфертов населению, включающие публичные расходные обязательства и стипендии, которые являются «прямыми» финансовыми обязательствами государства перед гражданами (пенсии, пособия, компенсации, иные социальные гарантии) и подлежат безусловному исполнению. В 2008 году такие обязательства составляют более 50% от общего объема расходных обязательств Российской Федерации.

       В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами, благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.

Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению. Расходы федерального бюджета на выплату пенсий военнослужащим в 2008 году составят 173,3 млрд. руб., что на 18% больше уровня 2007 года. В 2009 и 2010 годах эти расходы составят, соответственно, 211,8 млрд. руб. и 245,5 млрд. руб.

Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера. Прогнозы для России в этом отношении неутешительны: ожидается, что к 2020 году отношение численности работающих к числу пенсионеров составит 1,3, а к 2030 году число пенсионеров и число занятых сравняется.

Динамика расходов на пенсионное обеспечение по источникам выплат, представлена на рисунке 2.3.

 

 

Рис. 2.3 Пенсионное обеспечение по источникам выплат

 

В 2008 году трансферты государственным внебюджетным фондам выросли к уровню 2007 года на 27,6%. В 2008 году на реализацию расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно–коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, общая численность которых по прогнозам составляет 17,5 млн. человек, в федеральном бюджете предусмотрены средства в размере 90,0 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 10,1%. В 2010 году указанные средства возрастут на 32,8% по сравнению с 2007 годом и составят 108,5 млрд. рублей.

Расходы на культуру, искусство и кинематографию

Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.

В 2007 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 67,8 млрд. руб., что на 31 % больше чем в 2006 году.

 Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».

За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

 Динамика расходов на культуру, искусство и кинематографию, представлена на рисунке 2.4.

 Рис.2.4 Расход на культуру, искусство и кинематографию

В 2007 году на сохранение культурного и исторического наследия из федерального бюджета было выделено 11,9 млрд. руб., что на 16,1 % больше, чем в предыдущем году. Запланированные объемы финансирования позволят увеличить долю отреставрированных объектов культурного наследия в общем количестве недвижимых объектов, нуждающихся в реставрации, с 3,6 % в 2005 году до 10,5 % в 2008 году, а долю объектов, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 33,5 % к 2010 году (в 2004 году – 24,5 %).

В 2006-2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения в 70 регионах страны.

Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований. На эти цели в федеральном бюджете на 2007 год выделено 19,8 млрд. руб., что на 26,8 % больше, чем в 2006 году.

Расходы на ЖКХ

Начиная с 2006 года, решение жилищной проблемы в основном обеспечивается в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Результатом последовательной государственной политики в сфере обеспечения граждан жильем стало значительное увеличение годового объема вводимого жилья, построенного как за государственные, так и за частные средства.

Реализация проекта направлена на повышение доступности жилья как для среднего класса, так и для социально–незащищенных категорий граждан. В рамках проекта предполагается значительное увеличение объемов жилищного строительства. Кроме того, за счет предоставляемых государственных гарантий объем ипотечного кредитования возросло с 60 млрд. рублей в 2005 году до 212 млрд. рублей в 2008 году.

Результатом жилищной политики государства, ощутимым для социально–незащищенных категорий граждан, станет сокращение времени ожидания социального жилья с 20 лет в 2004–2005 годах до 8 лет в 2009 году. Для «среднего класса» жилье также станет более доступным: если в 2005 году средняя рыночная стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метров составляла 3,7 среднего годового дохода семьи из трех человек, то к 2009 году это соотношение должно снизиться до 3,1.

Ожидаемые результаты государственной жилищной политики представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Наименование показателя

2004

2007

2009

Объем ввода жилья, млн. кв. м. в год

41,2

56,3

80

Объем выдаваемых в год ипотечных кредитов, млрд. руб.

20

151

415

Рыночная ставка по ипотечным кредитам

14-15%

11%

8%

Время ожидания в очереди на получение социального жилья, лет

20

14

7

Доля семей, которым доступно приобретение жилья за счет собственных и заемных средств

9%

17%

30%

 

В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 18,4 млрд. руб., в том числе по 6,1 млрд. руб. ежегодно, на предоставление субсидий 17 тыс. семей, состоящих на учете на получение жилищных субсидий, как выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих в своем составе граждан таких категорий, как инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства. В результате за 2008–2010 годы

расходы федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий увеличатся с 6,1 млрд.рублей до 24,5 млрд.рублей, что позволит к концу 2010 года обеспечить всех граждан, отнесенных к указанной категории и состоящих на учете в субъектах Российской Федерации (22 тыс.семей). Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза в 2008 году и в 1,3 раза – к 2010 году.

Социальные расходы федерального бюджета в 2008 году выросли на 20% по сравнению с уровнем 2007 года, такой же рост обязательств происходил на региональном уровне. Однако эти показатели существенно меньше от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии 1995 г., в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.

Среди стран, по которым имеются данные Международного Валютного Фонда, Россия имеет самый низкий удельный вес социальных расходов в составе расходов консолидированного бюджета (ниже 40%). Она расходует на социальные нужды всего менее 20% ВВП. При этом в европейских развитых странах социальные затраты составляют 30-40% ВВП, а в бывших социалистических странах Восточной Европы 20-30%.

В связи с этим необходимо принять ряд мер, направленных на реформирование социальной сферы в России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: