Занятость в производственной и непроизводственной сфере

 

К рабочей силе в развитых странах, включая Россию, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом дан­ного понятия является категория «экономически активное население». В статистике под ней обычно подразумевается гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.

Все занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. По международной статистике, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй — проработавшие от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого при­меняются различные показатели занятости: общая численность заня­тых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день, отра­ботанные за определенный период человеко-часы. В развитых странах с рыночной  экономикой наемные работники составляют в среднем, 85—90 процентов экономически активного населения.

Занятость обеспечивается, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется в рамках экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в России обозначилась проблема многократной и неформальной  занятости в виде частично укрываемой трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Неформальная занятость способна переходить в открытую безработицу, кроме того, она негативно воздействует на трудовую мораль, расширяет «теневую» экономику. Многократная занятость отягощает работников и снижает отдачу труда.

Существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. То есть, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что гораздо труднее выполнить первое условие. Благодаря принятию в России законов о труде и занятости, Трудового кодекса возникла правовая база реализации рыночных принципов функционирования системы занятости. Из этого можно сделать вывод, что правительство, а именно законодательство, существенно влияет на занятость. Так же законодательство, регулирующее наем и увольнение работников, а также применение срочных трудовых соглашений, является одним из наиболее важных инструментов рынка труда.

Значительные затраты, которые несут работодатели при попыт­ках сократить лишнюю рабочую силу, приводят к тому, что они проявляют большую осторожность при найме дополнительных работников даже в периоды расширения производства. Законы о труде влияют на общий уровень занятости, в том числе и через механизм установления заработной платы. При жестких ограничениях на увольнения занятые работники получают больше возможно­стей для удовлетворения своих требований о по­вышении заработной платы. Вследствие сниже­ния доли прибыли, которая идет на накопление, сокращаются возможности работодателя по со­зданию дополнительных рабочих мест. Если про­цесс увольнений связан со значительными труд­ностями, то это способствует укреплению поло­жения профсоюзов, что также подталкивает вверх уровень оплаты труда.

Если значительные преимущества получают инсайдеры (как в плане сохранения занятости, так и опосредованно - в виде более высокой зара­ботной платы), то конкурентоспособные позиции аутсайдеров рынка труда оказываются в значи­тельной степени ослабленными. Поскольку рабо­тодатели знают, что расходы на увольнения до статочно велики, то они стараются избегать при­ема на работу менее квалифицированной и малоопытной рабочей силы, к которой в первую очередь можно отнести молодежь и женщин, а также работников старших возрастов и безработ­ных. Это особенно верно для стран, где мини­мальные ставки оплаты труда зафиксированы на достаточно высоком уровне. Тем самым законо­дательство о защите занятости вместо того, что­бы устранять неравенство на рынке труда, стано­вится источником его усиления. В условиях жест­ких норм, регулирующих увольнение, снижается также эффективность работы государственной службы занятости, так как сокращается число ва­кансий.

В последние десять лет во многих странах нор­мы трудового права подверглись значительным изменениям, то есть страны действовали в соот­ветствии со Стратегией занятости. Однако либе­рализация трудового законодательства прояви­лась в виде снятия различных ограничений в ис­пользовании срочных трудовых договоров, в то время как нормы, регулирующие найм и увольне­ние постоянных работников, практически не из­менились. Подобный подход привел к появлению на рынке труда новых противоречий, стал причи­ной углубления сегментированности рынка тру­да: расширился разрыв в заработной плате между постоянными и временными работниками, по­следние оказываются в дискриминируемом поло­жении, реже участвуют в программах повышения квалификации отдельных компаний. В свою оче­редь, все это приводит к сокращению перехода временных работников на постоянную работу[3].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: