К рабочей силе в развитых странах, включая Россию, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом данного понятия является категория «экономически активное население». В статистике под ней обычно подразумевается гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.
Все занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. По международной статистике, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй — проработавшие от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день, отработанные за определенный период человеко-часы. В развитых странах с рыночной экономикой наемные работники составляют в среднем, 85—90 процентов экономически активного населения.
Занятость обеспечивается, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется в рамках экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в России обозначилась проблема многократной и неформальной занятости в виде частично укрываемой трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Неформальная занятость способна переходить в открытую безработицу, кроме того, она негативно воздействует на трудовую мораль, расширяет «теневую» экономику. Многократная занятость отягощает работников и снижает отдачу труда.
|
|
Существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. То есть, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что гораздо труднее выполнить первое условие. Благодаря принятию в России законов о труде и занятости, Трудового кодекса возникла правовая база реализации рыночных принципов функционирования системы занятости. Из этого можно сделать вывод, что правительство, а именно законодательство, существенно влияет на занятость. Так же законодательство, регулирующее наем и увольнение работников, а также применение срочных трудовых соглашений, является одним из наиболее важных инструментов рынка труда.
|
|
Значительные затраты, которые несут работодатели при попытках сократить лишнюю рабочую силу, приводят к тому, что они проявляют большую осторожность при найме дополнительных работников даже в периоды расширения производства. Законы о труде влияют на общий уровень занятости, в том числе и через механизм установления заработной платы. При жестких ограничениях на увольнения занятые работники получают больше возможностей для удовлетворения своих требований о повышении заработной платы. Вследствие снижения доли прибыли, которая идет на накопление, сокращаются возможности работодателя по созданию дополнительных рабочих мест. Если процесс увольнений связан со значительными трудностями, то это способствует укреплению положения профсоюзов, что также подталкивает вверх уровень оплаты труда.
Если значительные преимущества получают инсайдеры (как в плане сохранения занятости, так и опосредованно - в виде более высокой заработной платы), то конкурентоспособные позиции аутсайдеров рынка труда оказываются в значительной степени ослабленными. Поскольку работодатели знают, что расходы на увольнения до статочно велики, то они стараются избегать приема на работу менее квалифицированной и малоопытной рабочей силы, к которой в первую очередь можно отнести молодежь и женщин, а также работников старших возрастов и безработных. Это особенно верно для стран, где минимальные ставки оплаты труда зафиксированы на достаточно высоком уровне. Тем самым законодательство о защите занятости вместо того, чтобы устранять неравенство на рынке труда, становится источником его усиления. В условиях жестких норм, регулирующих увольнение, снижается также эффективность работы государственной службы занятости, так как сокращается число вакансий.
В последние десять лет во многих странах нормы трудового права подверглись значительным изменениям, то есть страны действовали в соответствии со Стратегией занятости. Однако либерализация трудового законодательства проявилась в виде снятия различных ограничений в использовании срочных трудовых договоров, в то время как нормы, регулирующие найм и увольнение постоянных работников, практически не изменились. Подобный подход привел к появлению на рынке труда новых противоречий, стал причиной углубления сегментированности рынка труда: расширился разрыв в заработной плате между постоянными и временными работниками, последние оказываются в дискриминируемом положении, реже участвуют в программах повышения квалификации отдельных компаний. В свою очередь, все это приводит к сокращению перехода временных работников на постоянную работу[3].