«Психические свойства человека – это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, воспитания, налагающих отпечаток на его функционирование.
В процессе жизни у человека возникают динамические стереотипы, то есть системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием разнообразных раздражителей.
Они действуют в определенной последовательности и системе. Многократное повторение раздражителей создает прочные нервные связи, которые проявляются все более легко и автоматически, без нервного напряжения. Создание и переделка динамических стереотипов требует значительной работы нервной системы. Динамические стереотипы создают фундамент привычных действий, черт характера, которые проявляются непроизвольно.
|
|
Следовательно, характер человека является сложным синтезом типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, условий жизни, воспитания.
Люди рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга, что обусловлено типом нервной системы, но эти физиологические отличия являются только предпосылкой для формирования в процессе жизни разных морально-психологических качеств, в частности и отличий в характере.
Формирование характера – это процесс становления стойких психологических образований под влиянием объективных и специально созданных условий. Когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными, то они определяют типичную модель поведения человека.
Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общения как необходимое условие самопознания и самореализации.
В процессе работы проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества, которые приобретают значение черт характера.
Трансформация, которая происходит в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.
Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадлежит воспитанию.
Воспитание организовывает обстоятельства жизни и направляет в нужное русло внешние влияния, создает адекватное отношение к окружающей действительности.
|
|
Вместе с тем, воспитание тормозит негативные влияния, препятствует закреплению нежелательных навыков и черт поведения.
Также действуют процессы самовоспитания и саморегуляции своего характера.
Особое место приобретает воспитание характера в подростковом возрасте. Нужно иметь ввиду, что игнорирование в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто порождает негативизм, непослушание, невыдержанность, немотивированные поступки»[13].
Заключение
Подведём итоги. Цель курсовой работы достигнута, посредством реализации всех поставленных задач. Обобщим собранный материал и выделим основные ключевые моменты темы:
- Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях.
- Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведении, в поступках человека, характер в них же и формируется. Основную роль в процессе формирования характера играет воспитание.
- Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализованности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности.
- Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку – это и есть личностная черта характера в его генезисе.
- Характер тесно связан с направленностью личности человека. Характер имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом.
- Характер определяется всем образом жизни человека.
- В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.