При выборе стратегии магазин «Обувь России» рассматривает как воздействие этой стратегии на окружающую среду, так и действие на предприятие со стороны внешней окружающей среды.
Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов – «Анализ STEP-факторов». Составляется матрица определения проблемы (таблица 1).
Таблица 1. Матрица определения проблемы
| Простое определение проблемы и требований | Текущая ситуация | Желаемая ситуация | Возможности, предоставляемые достижением цели |
| плохой настрой менеджеров | деловой настрой менеджеров | лучшее качество работы | |
| необходимость почувствовать себя нужным | большая эффективность | большая эффективность лучшее обслуживание покупателей | |
| численное выражение проблемы и требований | Потенциальные преимущества | ||
| персонал имеет дело с жалобами покупателей, но не имеет возможности что-либо улучшить | персонал, работающий с жалобами покупателей должен решать проблемы | удовлетворение запросов потребителей удовлетворение персонала | |
| Кто, где, когда, сколько времени? детали проблемы и требований | Вероятные затраты времени | ||
| недостаточное количество и качество данных по проблемам и нет персональной ответственности | анализ ситуации, оформление обращений с жалобами и их удовлетворение | 3 месяца на выявление основных проблем и 6 месяцев на реорганизацию и оценку изменений | |
| Стоимость проблемы и требований | Оценка выгод | ||
| уменьшение продаж снижение имиджа снижение делового настроя | увеличение продаж улучшение имиджа | снижение расходов больший объем продаж |
Если рассматривать стратегии в отношении спроса, то магазин «Обувь России» использует следующие виды маркетинга:
1. Ремаркетинг. В зависимости от времени года, спрос на некоторую обувь, поэтому магазин применяет этот вид, при помощи стимулирующих мероприятий, используя, в большинстве случаев скидки и бонусы, минимум рекламы, оживляя тем самым спрос.
2. Поддерживающий. Проводя исследования, анализируя выполнение бизнес-плана, этот вид маркетинга применяется в компании для сохранения спроса.
Время от времени, фирма проводит критические оценки маркетинговой эффективности в целом, переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь ревизией маркетинга – комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды компании, ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.
Оценка сильных и слабых сторон магазина «Обувь России» при SWOT-анализе изображена на таблице 2.
Таблица 2. Оценка слабых и сильных сторон компании
| Сильные стороны | Слабые стороны |
| Система распределения | |
| Опытный персонал Наличие запасов обуви Анализ потребностей покупателя | Необходимость риска |
| Собственная продукция компании | |
| Наличие запасов обуви | Отс. возможности влиять на покуп-й |
| Собственные финансовые средства компании | |
| Возможность пополнения запасов Бесперебойная доставка продуктов Улучшение качества работы | |
| Организация управлением компании | |
| Создание квалифицированных групп специалистов | Высшее руководство распределяет ресурсы и кадры |
| Имидж фирмы | |
| Высокий уровень обслуживания Сроки выполнения договорных обязательств | Выполнение сроков и принятых обязательств при минимальной или нулевой прибыли |
Далее можно оценить возможности и угрозы фирме при SWOT-анализе (таблица 3).
Таблица 3. Возможности и угрозы предприятию
| Возможности | Угрозы |
| Общество | |
| Расширение рынка услуг | Изменение политической ситуации Незастрахованность |
| Тенденция развития рынка | |
| Выход на нетрадиционный рынок Модификация товарной политики | Принятие новых стандартов |
| Конкуренты | |
| Демпинговые цены Ухудшение позиции некоторых конкурентов | Производство услуг нового поколения Снижение цены конкурентов |
| Распределение | |
| Растущая потребность в данной услуге Подъём экономики, увеличение спроса | Риск при оценке платежеспособности покупателей |
| Потребители | |
| Выход на новые сегменты рынка | Принятие решения об услугах у определённого продавца услуги |
| Технология | |
| Производственные модификации Наличие инвестиций | Преодоление морального устаревания продукции |
| Снабжение | |
| Создание их запасов продукции | Неритмичность поставок торговых посредников |
Внешнее окружение организации делится на две группы факторов: внешняя среда и конкурентное окружение. Структурная схема факторов внешнего окружения фирмы показана на таблице 4.
Таблица 4. Внешнее окружение магазина «Обувь России»
| структура конкуренции | договорные обязательства | |
| рынок | «Обувь России» | цены |
| социальный | политический | |
| технологический | экономический |
Основные силы, действующие на магазин и его финансовые результаты (прибыльность), отражены на таблице 5.
Таблица 5. Силы, влияющие на прибыльность фирмы
| потенциальные конкуренты | ||
| поставщики зависимость от поставщиков | прибыльность | покупатели зависимость от покупателей |
| заменители | конкуренты |
Анализ стратегических альтернатив магазина заключается не только в рассмотрении собственной продукции и доли рынка фирмы, но и в анализе стратегического положения конкурентов и конкурентного положения фирмы на рынке товаров и услуг.
Конкурентная среда для производителей и продавцов обуви отличается особой агрессивностью и неустойчивостью. Уровень конкуренции достаточно высокий. В то время, как федеральный рынок обуви стремится к монополистической конкуренции, региональный построены как олигополистический..
На рынке обуви г. Абакана основными конкурентами магазина являются: Саяны-Обувь, Юничел, Пешеход, Манаков и К. Ниже приведена сравнительная оценка по факторам конкурентоспособности этих фирм. Каждый фактор в таблице получает оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 6 (доминирующие позиции). Для проведения экспертной оценки была сформирована группа из квалифицированных менеджеров магазина «Обувь России» (таблица 6).
Таблица 6. Экспертная оценка работы конкурентов
| Факторы конкурентоспособности | Саяны-Обувь | Юничел | Пешеход | Манаков и К | Обувь России |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| I эксперт | |||||
| 1. Продукт пипитанияТовар (с/мат) | |||||
| Качество | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 |
| Престиж торговой марки | 5 | 4 | 4 | 6 | 6 |
| Уровень обслуживания | 5 | 4 | 6 | 6 | 6 |
| 2. Цена | |||||
| Продажная | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 |
| Процент скидки с цены | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 |
| 3. Рынок сбыта | |||||
| Реклама | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 |
| Логистические функции | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 |
| II эксперт | |||||
| 1. Продукт | |||||
| Качество | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
| Престиж торговой марки | 4 | 3 | 3 | 5 | 6 |
| Уровень обслуживания | 4 | 4 | 6 | 5 | 6 |
| 2. Цена | |||||
| Продажная | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 |
| Процент скидки с цены | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 6 |
| 3. Рынок сбыта | |||||
| Реклама | 5 | 5 | 6 | 5 | 4 |
| Логистические функции | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
| III эксперт | |||||
| 1. Продукт | |||||
| Качество | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 |
| Престиж торговой марки | 5 | 4 | 4 | 6 | 6 |
| Уровень обслуживания | 5 | 4 | 6 | 6 | 6 |
| 2. Цена | |||||
| Продажная | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Процент скидки с цены | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 |
| 3. Рынок сбыта |
| ||||
| Реклама | 5 | 5 | 6 | 5 | 4 |
| Логистические функции | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
| IV эксперт | |||||
| 1. Продукт | |||||
| Качество | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 |
| Престиж торговой марки | 5 | 4 | 4 | 6 | 6 |
| Уровень обслуживания | 5 | 4 | 6 | 6 | 6 |
| 2. Цена | |||||
| Продажная | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 |
| Процент скидки с цены | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 |
| 3. Рынок сбыта | |||||
| Реклама | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 |
| Логистические функции | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 |
| Общее кол-во баллов | 131 | 119 | 149 | 155 | 151 |
Таким образом, по мнению экспертов, конкурентоспособность данной продукции примерно на уровне конкурентоспособности других действующих в Абакане обувных магазинов:
151/(131+119+149+155+151)*100=21,4%. Данный показатель соответствует 21% насыщенности рынка обуви. При этом доли рынка других фирм, специализирующихся на реализации обуви, соответственно составляют:
1. «Саяны-Обувь»: 131/(131+119+149+155+151)*100=18,5%;
2. «Юничел»:119/(131+119+149+155+151)*100=16,9%;
3. «Пешеход»: 149/(131+119+149+155+151)*100=21,1%;
4. «Манаков и К»: 131/(131+119+149+155+151)*100=18,6%.
Проведя анализ деятельности конкурентов, можно сказать, что их деятельность развивается ритмично и завоевывает своего клиента. Увеличение конкурентоспособности магазина «Обувь России» будет возможно за счет правильно разработанной маркетинговой стратегии. Упор необходимо делать на качество обслуживания покупателей, проведение стимулирующих, рекламных мероприятий. Наличие лояльности потребителей к компании, ее продуктам служит основой для получения стабильного объема продаж, что будет являться стратегическим показателем успешности магазина.






