Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоятельности учащихся

 

Модель № 1.

Тема урока: Складывание оригами на свободную тему.

ОЦ: Через организацию урока обеспечить усвоение способов складывания игрушки оригами.

ВЦ: Воспитывать самостоятельность.

РЦ: Развивать память, мышление, ловкость.

Содержание урока.

I. Постановка целей и сообщение темы урока.

1.1. Сегодня на уроке вы познакомитесь с очень интересной методикой складывания игрушки оригами. Теоретический материал данной темы вам преподнесет Иванов П., который выбрал эту тему для самостоятельного изучения, разобрался с ее содержанием и сегодня попытается доходчиво донести его до вас. Ваша задача – внимательно слушать отвевающего, уважать его труд, быть активными в работе на уроке. Не забывайте также, что мы с вами договорились все занятия кружка посвятить воспитанию в себе самостоятельности, поэтому будьте целеустремленны и ответственны за свою деятельность на сегодняшнем уроке.

Далее учитель передает ведение урока ученику, приготовившему доклад по данной теме.

Примечание: Каждый ученик (по желанию) заранее выбирает тему для самостоятельного изучения. Учитель помогает учащемуся в изучении выбранной темы тем, что предоставляет ему источник, в котором ученик сможет найти нужную информацию по данной теме, знакомит ученика с приемами работы над текстом учебника (или любого другого источника информации).

При такой организации урока учащимся предоставляется возможность встать на путь исследований, пусть простых, но, тем не менее, их ум направлен на поиск, раздумья, открытия. Тем самым, на таких уроках заложится фундамент творческих способностей учащихся, через самостоятельную работу учеников над новой темой произойдет развитие у учащихся таких личностных качеств, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность в выполнении поручений (ведь от того, как ученик самостоятельно поработает над темой, зависит понимание или непонимание данной темы классом).

II. Ход урока.

Ученик делает доклад по данной теме, отвечает на вопросы одноклассников.

Итак, вы прослушали новый материал, записали необходимые теоретические факты. Теперь наша с вами задача усвоить данный материал на практике.

Применим полученные знания на практике самостоятельно (по желанию) выбрав игрушку и сложив ее.

III. Анализ результатов.

3.1.Итак, наше занятие подошло к концу, давайте подведем его итоги. Как вы думаете, поставленная нами в начале урока цель реализована или нет и почему вы так считаете?

3.2. Спасибо за урок!

Модель № 2. (Основные моменты организации урока)

Тема урока: Складывание оригами-журавля.

ОЦ: Обеспечить обобщение знаний по теме “Складывание игрушки оригами”.

ВЦ: Воспитывать самостоятельность учащихся

РЦ: Посредством материала темы развивать мышление учащихся.

Содержание урока.

I. Постановка целей и сообщение темы урока.

1.1. Как было решено на прошлом занятии, сегодня мы с вами будем складывать игрушку оригами определенной тематики. Давайте сформулируем цели данного занятия и составим его план.

Ответ учеников:

Цель занятия: Научиться применять теорию складывания игрушки оригами, при этом быть активными, целеустремленными, воспитывать в себе самостоятельность.

План занятия:

1) Актуализировать необходимую теорию.

2) Сложить журавля.

3) Подвести итог занятия, проанализировать достижение или недостижение поставленных целей.

1.2. Давайте выясним, какие знания нам необходимо актуализировать для того, чтобы переходить к непосредственному складыванию игрушки?

Ответ учеников:

1) Принцип сложения игрушки оригами

II. Ход урока.

Учащиеся самостоятельно проводят анализ методики складывания журавля, предлагают способы ее сложения, выбирают из предложенных наиболее рациональный, делают выводы, складывают игрушку.

Роль учителя на данном этапе урока состоит в руководстве ходом урока, направлении мыслей учащихся в нужном направлении.

III. Анализ результатов.

Учащиеся самостоятельно анализируют результаты урока, делают выводы по развитию своей самостоятельности, планируют свою деятельность на следующем занятии (выбирают тему и форму проведения урока).

Предложенные модели урока воспитывают в учащихся самостоятельность, которая в дальнейшем поможет им как в последующем изучении искусства оригами, так и в жизни.

Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - “разговор”; сопоставление оригами. Наилучший прием, когда дети, “проживая” методику создания игрушки, созидают, творят свои варианты оригами, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.


3. Сущность процесса организации кружка



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: