Глава II. Роль следователя в процессе предварительного расследования

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).

Предварительное следствие - это процессуальная, т. е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127. 1 УПК), которыми пользуются должностные лица, не вправе производить предварительное следствие.

В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т. е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т. е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.

Концепцией судебной реформы в Российской Федерации предусмотрено создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный комитет, имеющий статус самостоятельного ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания единого следственного аппарата до настоящего времени остается не реализованной. Более того, в 1995 г. в федеральных, органах налоговой полиции на базе подразделений дознания этого ведомства создан новый следственный аппарат (СЗ РФ, 1995, № 51). Представляется, что такое решение не вписывается в положения Концепции о создании единого следственного аппарата. Следственные аппараты строятся по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения соответствующих ведомств образуются применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995. № 17) установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно- процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

- производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);

- применение мер процессуального принуждения;

- привлечение лица в качестве обвиняемого;

- допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

- ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т. д.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для придания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия.

Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.

Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнен статьями 220-1 и 220-2, которыми поставлено под судебный контроль применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока содержания под стражей. В суд может быть обжаловано также постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о прекращении дела (ст. 113, ст. 209 УПК).

Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела можно говорить в разных значениях.

Под предварительным расследованием принимается:

1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия уголовного процесса;

2. Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени задач (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность следователя или (и) органа дознания;

3. Уголовно-процессуальный институт. Понятие предварительного расследования как стадии не относятся к числу дискуссионных в юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами по существу одинаково. Под предварительным расследованием понимается следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со своими задачами и границами.

Однако иногда ученые не видят никаких различий между понятиями "предварительное расследование" и "стадия предварительного расследования".

А. А. Гарницкий считает: "Предварительное расследование - стадия уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава преступления или основания для направления дела в суд".

"Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий уголовного процесса,— также пишут Н. В. Жогин и Ф. Н. Фаткуллин,— эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство".

Данные определения применимы к характеристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.

Предварительное расследование следует рассматривать, в основном, как деятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признаки одноименных и стадии, и правового института.

Предварительное расследование (напомним, как деятельность), принято считать, может осуществляться в двух формах: дознания и предварительного следствия.

В литературе встречаются и другие позиции. Так вычленяется третья форма предварительного расследования. П. С. Ефимичев таковой считает протокольную форму досудебной подготовки материалов.

По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью дознания, другие - порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи - административной деятельностью, самостоятельной формой расследования. Более удачным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме, как особого досудебного производства.

Однако как бы мы не именовали эту деятельность, она, несомненно, включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме - это не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Иначе говоря, досудебная подготовка материалов в протокольной форме состоит из трех элементов. Именно третья, неизученная наукой часть досудебной подготовки, начинающаяся с констатации компетентным органом наличия в его распоряжении повода и основания к "возбуждению в порядке ст. 112 УПК уголовного дела", должна быть признана самостоятельным видом уголовно-процессуальной деятельности органа дознания (одной из форм расследования), но ни в коем случае не вся досудебная подготовка.

В уяснении точного перечня осуществляемых компетентными органами форм предварительного расследования поможет сравнительный анализ глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Если в процессе осуществления досудебной подготовки материалов в протокольной форме после окончания деятельности, присущей первоначальной стадии уголовного процесса, осуществляется еще какая-то уголовно-процессуальная деятельность, то налицо еще один вид предварительного расследования - протокольное расследование. Тем более что с помощью него (протокольного расследования) решаются те же задачи, что и с помощью любой другой формы предварительного расследования.

Досудебная подготовка материалов в протокольной форме включает в себя как действия, осуществляемые в целях решения задач стадии возбуждения уголовного дела, так и действия, реализующие цели предварительного расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного процесса - это совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами компетентного органа, и делается вывод о наличии в досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении, и самостоятельной формы предварительного расследования – протокольного расследования.

Решение о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, - начало протокольного расследования.

Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Для этого сначала обратимся к ст. 113 и ст. 416 УПК. В ст. 113 УПК первым основанием отказа в возбуждении уголовного дела закреплено - "отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела". Ст. 416 УПК, напротив, гласит, если не выяснены существенные дополнительные обстоятельства, необходимые для возбуждения уголовного дела, производится дознание, то есть принимается противоположное отказу в возбуждении уголовного дела решение - решение о возбуждении уголовного дела.

Значит, эти уголовно-процессуальные нормы противоречат друг другу.

Уголовно-процессуальная деятельность, в какой бы она форме не производилась, не может "перешагнуть" через принятие решения о наличии в собранном материале достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Получается, что досудебная подготовка материалов в протокольной форме не требует процессуального письменного оформления решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 112 УПК. Мысленно оно все равно принимается. "Возбуждение" же уголовного дела, - это более позднее уголовно-процессуальное решение, и его сущность больше отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а не уголовного дела.

Основные же признаки становятся такими же, как и у любой из форм предварительного расследования. А так как при этом не осуществляется ни дознания, ни предварительного следствия, можно сделать вывод о существовании еще одной формы предварительного расследования. Ее можно назвать протокольным расследованием.

Можно предложить более длинное наименование - сбор материалов обо всех существенных обстоятельствах, характеризующих состав преступления. Такое название вытекает из редакции ст. 416 УПК.

Протокольное расследование в основном ведется путем:

• производства осмотра места происшествия,

• получения объяснений,

• истребования материалов,

• отобрания у правонарушителя обязательства являться по вызовам органов дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства и, наконец,

• составления протокола об обстоятельствах совершенного преступления.

В протокольном производстве возбуждение уголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела поставлены в неровные условия. Отказ в возбуждении уголовного дела оформляется письменно и на определенном этапе по признакам, его составляющим, похож больше на прекращение уголовного дела, нежели на решение, присущее первоначальной стадии уголовного процесса. Ведь он может быть осуществлен, несмотря на наличие оснований к возбуждению уголовного дела - достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления (ст. 108 УПК).

Как уже отмечалось возбуждение же уголовного дела в том смысле, который заложен в анализируемое решение ст. 112 УПК, вообще никак не оформляется. Возбуждением уголовного дела именуется решение, которое больше похоже на решение о назначении судебного заседания.

Не трудно заметить, что решения о возбуждении уголовного дела, принимаемые при досудебной подготовке материалов в протокольной форме и в обычном порядке, разные, по сути, и содержанию понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: