На Кузьму, Кузьму, Демьяна

Международный фестиваль детского творчества

«Звёзды нового века»

«Обряды и праздники села Шелоклейка Никольского района Пензенской области»

(из воспоминаний моей прабабушки Мусатовой А.Ф.)

Выполнила Мусатова Дарья

воспитанница МОУ ДОД

Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

руководитель Пинимасова Наталья Ильдаровна

Содержание

 

Введение. ____________________________________________стр. 3-6

 

1. История села. ________________________________________ стр. 7-10

 

2. Общая картина сельских праздников. ____________________ стр.10-12

 

3. Семейно бытовые обряды.________________________________  стр. 13

 

3.1 свадебный обряд ___________________________________стр. 13-16

3.2 обряд рождения ____________________________________стр.17

3.3 обряд погребения __________________________________стр. 17-19

3.4 обряд проводов рекрутов ____________________________стр. 19-20

 

4. Заключение. _______________________________________стр. 20

 

5. Список источников и литературы. _____________________стр. 21

 

6. Приложение ______________________________________ стр. 22

 

Введение. Я живу в городе Никольске Пензенской области. Вместе с нами живёт моя прабабушка. Из своего родного села Шелоклейка она была вынуждена уехать, так как жителей в селе почти не осталось. Когда я родилась, она мне пела песни своего села, а когда я подросла, она стала мне рассказывать о своей прошлой жизни, о своём селе. Я видела, как бывшие жители села собираются на лавке и делятся своими впечатлениями и воспоминаниями. Услышав о селе столько интересного, меня заинтересовали его история и традиции. С этого началась моя исследовательская работа по данной теме.

Цель моей работы: изучить и обобщить опыт различных поколений для сохранения истории и культурного наследия села Шелоклейка для его дальнейшего изучения подрастающим поколением и приобщения к истории малой родины

Гипотеза: собрав, обобщив и проанализировав материалы мы докажем, что сохраненное культурное наследие возможно частично использовать с учётом новых условий и возможностей современной жизни.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Составить карту села (историческую реконструкцию).

2. Познакомиться глубже с историей развития села и промыслов.

3. Систематизировать и обобщить собранный материал о культуре, жизни и быте сельчан.

4. Выявить особенности семейно - бытовых обрядов и обычаев;

5.Освоить основы народных промыслов села Шелоклейка, для их использования в декоративно - прикладном творчестве детских объединений. 

Основные методы: исторического анализа, интервью с местными жителями, метод обобщения, изучение архивных материалов.

Без истории не может быть культурного наследия. Сбор источников я начала с районного статистического архива. В архивных материалах я ознакомилась с краткой исторической справкой о селе. Продолжая исследование, смогла выявить ошибочную версию, подтвердив соответствующими документами и фактами. По данным списков населённых мест Пензенской губернии до 1914 года, Шелоклейка упоминается как деревня, для жителей Шелоклейка всегда считалась селом.

    Работая по теме, я ознакомилась с литературой, в которой собраны сведения о народных обычаях и обрядах. Обряды в русской народной культуре считались столь же необходимыми компонентом жизни, как и праздники. Всё более или менее значительные события в жизни людей – будь то вступление в брак, рождение младенца, смерть, смена времён года, начало и конец сельскохозяйственных работ – сопровождались исполнением специальных, приуроченных к тому или иному случаю обрядовых действий.

    «Обряды изображали некое символическое поведение людей в определённых обстоятельствах жизни и делились на три группы.

К первой относились обряды, отмечавшие наиболее важные вехи в жизни человека: рождение, вступление в брак, смерть. Этнографы называют их обрядами жизненного цикла.

Ко второй группе, получившей название «обряды годового цикла», относятся обряды, проводившиеся всей общиной в течении года в определённые народным календарём дни.

Третья группа включает в себя окказиональные обряды – исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю – например, засуха, мор скота».[1]

В своей работе я хотела в большем объёме осветить обряды жизненного цикла. Старалась понять и раскрыть, почему они важны в жизни? Свадьба направлена на создание семьи – без неё мужчина и женщина, живущие вместе не считались брачной парой. С момента рождения начинается жизненный цикл каждого человека.

Новая жизнь встречалась семьей с большой радостью и ответственностью, так как одним из главных компонентов появления в семье малыша было крепкое здоровье и хорошая наследственность. Праведный уход из жизни, когда умершему отдаются последние почести, только после исполнения ритуального обряда душа его покидает землю. Проводив рекрута на воинскую службу, ждали благополучного возвращения.

 Как сказала Марина Рейли: «Уклад, обряды, ритуалы, праздники – весь жизненный путь, проходимым каждым человеком от колыбели до погоста, всегда был отражением времени, сегодняшние дни – не исключение. Знание традиций делает жизнь более осознанной и красивой, внося в неё глубокий символический смысл, помогает что-то изменить в себе к лучшему…..»[2]. Изучение данной литературы помогло мне правильно выстроить картину построения обрядов и изучить их в определённой последовательности. Например: свадебный обряд начинался со сватовства, затем устраивали пропой или сговор, дня за три – четыре происходило рукобитье, дальше шёл девичник и канун свадьбы. Но в селе Шелоклейка эта цепочка разрывалась: рукобитье не проходило, а девичник был после кануна свадьбы. Брачную ночь молодые проводили вне дома, у любого из жителей, третий день не отмечали, отводин не было.

Общаясь с оставшимися жителями Шелоклейки, мне удалось собирать материал, который позже систематизировала. И думаю, когда не останется последних жителей, тогда не будет, не только села, но и исторического прошлого, и богатое культурное наследие уйдёт в небытие.

Обидно! Не правда ли? Поэтому я и стала собирать материал об исчезнувшем селе моей прабабушки. Она помогала разыскивать бывших жителей села, переехавших в город Никольск. Односельчане помогли, по крупицам восстановить картину жизни села. А сохраняя историю одного из сёл моей Родины, современное поколение сможет понять и осознать свое место в жизни, станет чуть ближе к традициям и обычаям нашего народа.

1. Впервые о селе упоминается в 1663 году в справочнике по административно - территориальному делению Пензенского края. В конце 18 века упоминается как о сельце владельческом села Казарки, Городищенского уезда, Пензенского наместничества. В 1864 году село Шелоклейка упоминается в составе населенных мест Пензенской губернии Городищенского уезда. В 1914 году Шелоклейка упоминается как деревня и относится к Пензенской губернии, Городищенского уезда, Николо - Пестровской волости. В декабре 1918 года образуется Шелоклейский сельсовет Николо-Пестровской волости, Городищенского уезда, Пензенской губернии. Декретом ВЦИК об административном делении Пензенской Губернии 12 ноября 1923 года было утверждено новое административное деление Пензенской губернии в составе уездов, согласно которому, деревня Шелоклейка вошла в Пермиевскую волость Городищенского уезда. До 1927 года осуществлялось губернское, уездное и волостное деление, а в 1927-1928 годах был произведен переход к областному, окружному и районному делению. Постановлением ВЦИК «О составе округов, районов и их центров Средне - Волжской области» от 16 июня 1928 года – образовался Пензенский округ, в состав которого и вошла деревня Шелоклейка Николо-Пестровского района. В апреле 1939 года деревня Шелоклейка и деревня Новый мир упоминаются в составе Шелоклейского сельсовета Николо-Пестровского района. В 1954 году осуществляется  объединение сельсоветов - Шелоклейский, Казарский и Марьевский сельсоветы по указу Верховного Совета РСФСР от 7 июня были объединены в Казарский сельсовет. Позже указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об укрупнении сельских районов, образования промышленных районов и изменении подчиненности районов и городов Пензенской области» от 1 февраля 1963 года было образовано 13 сельских районов, и Городищенский сельский район укреплен за счет Николо-Пестровского и части Сосновоборского районов. В него тогда вошел и Казарский сельсовет в составе с деревней Шелоклейка. В 1963 году территории сельских районов соответствовали границам производственных колхозных и совхозных управлений. В составе Городищенского сельского района Никольские сельсоветы находились всего один год- 3 марта 1964 года был образован Никольский сельский район, в который отошли и сельсоветы. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года «Об изменении в административно-территориальном делении Пензенской области» от 13 января 1965 года № 3, в состав районов включены сельсоветы, среди них и Казарский.

Решением Пензенского облисполкома от 11 марта 1987 года в связи с выездом и переселением жителей, деревня Шелоклейка исключена из учетных данных, как фактически несуществующая. [3]

Первоначально село было мордовское и название в переводе означало щелочная река: «щелок» - щёлочь, «лей» - река. После выселения мордвы русскими топонимологическая расшифровка названия села приобрела новое значение. Село Шелоклейка издавна славилось рукодельными талантами. В нём были развиты многие народные промыслы, особенно массовым было ткачество рогожек для кулей, которые являлись экспортным товаром по всей

 стране. Род занятий, думается, и положил основу в новое название села, которое произошло от двух слов «шили клейкое».

Длиной на один километр распростерлось село Шелоклейка по левому берегу реки с тем же названием. В селе было всего два порядка в одну улицу и поперечный порядочек, на котором находились всего 4 дома, и назывался он Поперёшная. Верхний конец села назывался Пеговка, который находился за оврагом, там располагалась ферма. Путь в село лежал через главный мост, где начиналась улица. Начальный конец улицы назывался Ивановка, через «мосток» располагалась - Середка, средняя часть улицы. Мосток проходил над оврагом, в котором на Ивановском склоне размещалась школа. Школа была основана в селе в 1900 году и по 1910г., в ней учились до 4 класса. В1952г. открыли 5 класс, а в 1955г. закрыли. В средней части улицы находились главные административные и культурные центры: правление, клуб и магазин. Через следующий мост находился нижний Черкесовский конец села, через овраг за которым и располагался порядок – Поперёшная. По правому берегу реки било много родников. Жители обустроили 4 родника, к которым они добирались через мосты и овраги. В трех оврагах текла река, через четвертый «сухой» овраг жители ходили на кладбище за село, на «крутую гору». На реке располагалась чесалка и дранка, которые принадлежали Козлову Николаю Васильевичу (1870 года рождения). Здесь работали только мужчины. Мельница существовала до 1920 года, работала сукновалка, существовавшая до 1910-20гг. В селе находился сахарный завод, который был основан в 1830 году и прекратил свою работу предположительно в 1900-х годах. О заводе мало кто помнит, но местонахождение на реке помнят хорошо, там долгое время сохранялись столбы, и дети (сегодня бабушки) спрашивали у родителей для чего они, а им рассказывали, что здесь был сахарный завод, и здесь работал дедушка.

Сельчане занимались скотоводством и земледелием. Выращивали овец, свиней, коров. Основными выращиваемыми культурами были: рожь, конопля, овёс, свекла.

Ткали рогожу, холсты из конопли, в специальной «толчей» толкли кудель. Из холстов шили холщёвые рубашки, полотенца, которые затем расшивали, украшали вышивкой и кружевами. Готовые кули отправляли из села в Базарную Кеньшу на продажу.

Кроме ткачества в селе были развиты такие народные промыслы, как вышивка, резьба по дереву, вязание.

Вышивали в селе гладью и крестом цветочный орнамент. Основные цвета вышивки: красный, желтый, зеленый. Вышивкой украшали рушники, детское постельное бельё, подзоры, одежду.

Вязали кружева, которыми украшали распространённые во, многих и других селах «подзоры» которые скрывали, что лежит под кроватью, так как там хранилось многое, а также ажурные прошвы - уголки, на подушку. Кружева нашивали на нижнюю юбку, ими часто украшали праздничную одежду.

2.   Вечерами парни и девушки собирались в кельях на посиделки. Платой за них были дрова, лучина, керосин, иногда давали деньги. Девушки на посиделках пряли и ткали, вышивали и расшивали, вязали и шили. Мужчины в кельи плели лапти, ткали рогожки иногда на пару - женщины иголкой подтягивали уток - это поперечные нити, стягивающие продольные нити мочала, а мужчины били билом - это плоская доска длиной 1,2м, которой подбивают, чтобы рогожка была плотнее. 

Рукодельничали они и общались, под песни с танцами и игрищами, игрой на балалайках, гармони и звенящими и стучащими предметами: ложками, заслонками, вилами. Так и дело спорилось, и весело было. Здесь же и спать укладывались. Старушка келейница оберегала их от непристойных поступков. Посиделки способствовали знакомству парней с девушками, и чаще это знакомство скреплялось браком. В селе сохранился один единственный дом. Оказывается – это, та самая келья.

Жили в селе весело, праздники отмечали песнями, танцами, особым ряженьем. В народе говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Будни в сознании людей предназначались для добывания хлеба насущного. Праздник же воспринимался как нечто противоположное будням, что-то такое священное. Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось выполнять повседневную работу. Кроме этого праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, весёлые, иначе вести себя: быть приветливыми и гостеприимными.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Всё кругом заполнялось зваными и незваными гостями – стражами порядка, лекарей, цыган, пастухов с палками, кнутами и бутылочками с мазями. По ходу движения издавались: громкий стук, бряканье и т.д.

«По глубокому убеждению крестьян, в ряженье или одевании масок крылась серьёзная опасность. Вместе с маской и нарядами в человека вселялась неведомая нечистая сила, от которой можно было освободиться, только совершив определённые ритуальные действия»[4].

На «старый новый год» колядовать ходили к вечеру и мальчики, и девочки. Их одаривали кренделями «таусеньками» и мелкими монетками.

На Рождество дети ходили по домам и славили Христа. Мальчиков сажали на полати на шубу, чтобы овцы водились и подавали им монетки.

На Масленицу пекли блины, качались на качелях и просили у родных прощения.

На Красную горку собирались в центре села и катали яйца, а ребятня играли в копеечку, козны и голландцев. Продолжалось празднование в лесу народными гуляньями, с песнями и танцами.

На Троицу ходили в лес, плели венки и украшали избу берёзовыми ветками.

На Заговонье рядились цыганами, милиционерами, пастухами, пачкали лица сажей и шли в конец села, где пели и плясали.

Девичий праздник Кузьминки праздновался 14 ноября и приурочивался к окончанию тяжкой поры сенокосов, сбора последнего урожая. Ряженные девушки шли по селу с песней про Кузьму. Сопровождалась песня звоном заслонок, вил, мотыг, лопат, как бы символизируя прощание с ними до следующего года.

На Кузьму, Кузьму, Демьяна

 На девичий праздник.

Тут и выпала пороша,

Пороша хороша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: