Место занятости в системе экономических и социальных отношений

 

 

Студент гр. З-11370ЗГ Зырянова

Татьяна Леонидовна

Руководитель доцент  Квеско Р. Б.

 

 

Зеленогорск, 2010


Задание

 

Студенту гр. З11370ЗГ Зыряновой Татьяне Леонидовне

1. Тема курсовой работы: Место занятости в системе экономических и социальных отношений

2. Срок сдачи студентом готовой работы – весенняя сессия 2009/10 уч.г.

3. Исходные данные: монографии, статьи, Web-документы, отчеты

4. Содержание текстового документа (перечень подлежащих разработке вопросов): понятие трудовой занятости, ее виды; основные проблемы занятости; механизм регулирования занятости; сравнительный анализ российской, зарубежной моделей занятости населения; механизм регулирования занятости в регионе.

5. Графические материалы: схемы, рисунки, диаграммы, фотографии, таблицы.

6. Дата выдачи задания на КР: зимняя сессия 2009/10 уч.г.

Руководитель _____________Р.Б. Квеско

Задание приняла к исполнению

_________________Т.Л. Зырянова


Реферат

 

Занятость населения – один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в труде, трудовой деятельности. Занятость населения является также важнейшим макроэкономическим показателем. Становление рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и путей регулирования занятости, воздействия государства на факторы и условия занятости.

Целью данной работы является раскрытие механизмов регулирования занятости населения в системе социально-экономических отношений.

Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:

- дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;

- изучить формы и виды занятости населения;

- изучить государственную политику в области занятости населения;

- раскрыть принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях;

- выявить возможности механизмов воздействия на занятость на региональном уровне, а именно в Красноярском крае.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы цели и задачи курсовой работы.

В первой главе раскрываются сущность и содержание рынка труда и занятости в системе социально-экономических отношений, выявляются основные факторы его формирования и особенности функционирования.

Во второй главе проведен анализ занятости в Красноярском крае в 2009-2010 гг., а также характеризуются основные механизмы региональной политики занятости.

В заключение работы приводятся выводы по теме курсовой работы.

 


Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы занятости в системе социально-экономических отношений

1.1 Понятие занятости, виды и формы

1.2 Социально-экономическая сущность занятости

1.3 Государственная политика занятости

2. Политика занятости населения в Красноярском крае

2.1 Состояние занятости на рынке труда в Красноярском крае

2.2 Механизмы обеспечения занятости населения в Красноярском крае

2.3 Тенденции и перспективы кадрового рынка Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

Приложение

 


Основные сокращения

 

РФ – Российская Федерация

СНГ – Содружество независимых государств

АО – Автономный округ

СФУ - Сибирский федеральный университет

ГУ – Государственное учреждение

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

 


Введение

 

Актуальность темы исследования связана с тем, что проводимые в Российской Федерации экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения.

Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия. Такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд, и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.

В Конституции Российской Федерации записано право граждан нашей страны на труд и социальную защиту от безработицы. Занятость населения – один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в труде, трудовой деятельности. Занятость населения является также важнейшим макроэкономическим показателем.

Становление рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и путей регулирования занятости, воздействия государства на факторы и условия занятости.

Отношения, складывающиеся на рынке занятости в стране, затрагивают насущные потребности населения, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Следствием процессов, происходящих на рынке занятости, становится безработица.

В современных условиях развития рыночной экономики в России и в мире, в целом, весьма актуальным является исследование проблемы организации занятости населения и ее регулирования, изучение новых форм, методов и технологий, которые характеризуют инновационный подход к решению наиболее актуализированных вопросов российского рынка труда.

Отношения занятости, ее регулирование играют ключевую роль в управлении обществом, являясь важнейшим направлением социально-экономической политики. Для стабилизации ситуации на рынке труда необходимо государственное регулирование в этой области, которое осуществляется путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ занятости, формирующиеся исходя из фактической ситуации на рынке занятости, а также прогноза его развития.

Переход к рыночной системе хозяйствования обуславливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Структурная перестройка экономики в России привела к высвобождению работников, и тем самым появлению явной безработицы. Кроме того, за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, или находящихся в частично оплачиваемых и полностью неоплачиваемых отпусках, работающих неполный рабочий день, неделю и т.д., увеличивается и скрытая безработица. Однако, необходимо отметить следующее, что несмотря на рост безработицы, потребности в рабочей силе отдельных предприятий и отраслей, не удовлетворяются. Следовательно, выявляется несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах в целом по России и по регионам, которое касается и профессионального состава, и запросов работников, и характера предлагаемой работы. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест существует и достаточно серьезно сказывается на конкретных предприятиях. Однако это не может скрывает факты, которые заставляют работников отказываться от свободных рабочих мест, это и низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, и неудовлетворительные условия труда, отсутствие льгот или поощрений.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования.

Нормативно-правовую основу курсовой работы составили законы РФ, нормативные акты Совета Министров РФ, краевых органов государственной власти и управления, регулирующих правоотношения в сфере труда и занятости, рекомендации Федеральной службы занятости.

Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда являются предметом исследования многих отечественных экономистов, ключевые вопросы воздействия на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе актуальных проблем. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости.

Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения.

Для достижения цели предполагает решение следующих задач:

- дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;

- изучить формы и виды занятости населения;

- изучить государственную политику в области занятости населения;

- раскрыть принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях;

- выявить возможности механизмов воздействия на занятость на региональном уровне.

Объектом исследования - рынок труда и занятости населения в системе социально-экономических отношений.

Предмет исследования являются социально-экономические механизмы воздействия на занятость и снижения безработицы.

В работе используются методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, статистических группировок.

Практическая значимость работы состоит в ряде выводов, и предложений, способствующих повышению эффективности деятельности служб занятости в Красноярском крае. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки программ занятости населения, при прогнозировании занятости, оценке реализуемых мероприятий содействия занятости.

Новизна работы состоит, прежде всего, в обобщении современных явлений происходящих в сфере занятости, и заключается в следующем: уточнено содержание понятия «занятость населения» в ее социально-экономическом значении; проанализированы социально-экономические предпосылки формирования отношений на рынке труда; выявлено, что наряду с традиционными видами, существуют и нетрадиционные виды занятости.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Содержит 4 рисунка и список использованных источников из 42 наименования. Общий объем работы составляет - страниц.


1. Теоретические основы занятости в системе социально-экономических отношений

 

Рыночные принципы формирования занятости и трансформация социально-трудовых отношений порождают новые явления и тенденции в трудовой сфере, что обусловливает остроту нерешенных проблем в социально-трудовой сфере. В сфере занятости они проявляются в сокращении числа рабочих мест, отсутствии сбалансированности спроса и предложения услуг труда, снижении эффективности и остроте проблем воспроизводства ресурсов труда. Такие отрицательные явления являются причиной формирования неэффективной занятости населения.

 

1.1 Понятие занятости, виды и формы

 

Занятость является одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель.

В настоящее время в России, в процессе реформирования экономики, становления рыночных отношений изменились и социально-экономические отношения в сфере занятости, порожденные многообразием форм собственности, изменением демографической, миграционной, инвестиционной политики, территориально-отраслевой структуры экономики, использованием новых экономических регуляторов занятости. В результате проблемы занятости обострились, образовалось большое количество свободной рабочей силы.

Рассмотрим понятия занятости с точки зрения разных авторов. Э.Р. Саруханов определяет занятость как «... общественно-экономические отношения, в которые вступают между собой люди по поводу участия в общественно-полезном труде на том или ином рабочем месте». [1] Б.Д.Бреев полагает, что «занятость населения – это сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства».[2]

Как экономическая категория занятость рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами, но и обеспечения человека необходимыми средствами существования.[3]

В.Г. Былков подчеркивает: «Наиболее важным критерием развития системы рынка труда является занятость. Состояние занятости будет характеризовать эффективность функционирования рынка труда, рациональность его структуры, оптимальность потоков информации в системе».[4]

Н. Гаузнер считает, что занятость относится к одной из основных жизненных потребностей населения и одновременно обеспечивает формирование главной производительной силы общества.[5]

Ю. Колесников рассматривает занятость населения в широком и узком смысле. В широком смысле — как участие граждан в общественно-полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле - как совокупность экономических отношений, по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением их рабочими местами.[6]

Выделяют различные виды занятости, так, в зависимости от характеристик количественных и качественных, различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранная, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - во-первых, это занятость, приносящая трудящимся доход, обеспечивающий достойные условия жизни; во-вторых, это понятие теоретическое, которое подразумевает использование рабочей силы без потерь, когда достигается наибольший материальный результат.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. При социализме под полной занятостью понималось достижение ее высокого уровня в общественном производстве на основе ликвидации безработицы или создание таких материально-технических и социально-экономических условий, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется возможность участвовать в общественно-полезном труде.[7]

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику.[8]

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.[9]

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.[10]

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.[11]

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.[12]

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).[13]

В научной литературе принято считать, что занятость как экономическая категория проявляет себя в самых разнообразных и многочисленных формах. По мнению Т.М. Малевой «... вариантность форм занятости способствует формированию гибкого рынка труда, поддерживает доходы населения, позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвращает массовую безработицу». [14]о утверждению А.Э. Котляра каждому этапу экономического развития присуща определенная совокупность форм занятости. [15]

Занятость представляет собой достаточно многогранное и емкое понятие, включающее в себя множество форм. Можно выделить следующие критерии классификации и формы занятости:[16]

1. Регулярность трудовой деятельности. С этих позиций можно выделить такие формы занятости как постоянная, временная, сезонная, эпизодическая.

2. Место выполнения работы. Данный критерий позволяет различать такие виды занятости, как работа на предприятии и дистанцированный труд. Труд вне предприятий стал возможен благодаря последним достижениям науки и техники. Дистанцированный труд - преобладающая форма занятости для безработных, пожилых, студентов, инвалидов и другой резервной рабочей силы, а также желающих заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) и самостоятельным предпринимательством. При этом следует отметить высокую эффективность этого вида трудовой деятельности. Так, дистанцированные работники делают за 25 часов в неделю столько, сколько за 40 часов в офисе, при этом выполняя задания точнее.

3. Статус трудовой деятельности. Здесь имеется в виду разграничение занятости на основную и вторичную (дополнительную). Специфической формой занятости в рамках этого критерия выступает совместительство.

4. Степень и характер распределения трудовой нагрузки. В рамках данного критерия можно выделить полное рабочее время, неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, деление одного рабочего места между двумя работниками) и гибкое рабочее время. Занятость неполное рабочее время всегда относили к нетрадиционным, или нетипичным формам занятости. Однако в современных условиях такой подход вряд ли оправдан. В развитых странах с рыночной экономикой в режиме неполного дня занят каждый четвертый работающий.

Выделяют следующие формы занятости: полная, продуктивная, рациональная, эффективная и свободно избранная. С точки зрения А.Э. Котляра наиболее предпочтительной представляется позиция ученых, которые «в основу своего понимания полной занятости кладут принцип полного удовлетворения потребности трудоспособного населения в работе в сфере общественного труда».[17]

Рациональная занятость — это сложная категория в системе «работник - рабочее место - труд». Система критериев рациональности занятости определяется комплексом экономических, социальных и технических условий для высокоэффективного труда. Первейшей экономической предпосылкой рациональности занятости выступает общественно полезный характер трудовой деятельности.[18]

С точки зрения С.А. Карташова: «Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда».[19] Таким образом, эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной - как наиболее полное соответствие интересам человека. Эффективная занятость - это категория рыночной экономики, а полная занятость - категория социальной рыночной экономики.

Продуктивная занятость предполагает рост общественной производительности труда (продуктивность); достойный уровень оплаты; экономичность.[20]

Свободно избранная занятость - это свободно избранный производительный труд; достойный уровень оплаты; социально приемлемый уровень безработицы; ориентированность на потребности и интересы индивида; рост образовательного и профессионального уровня граждан. [21]

Поскольку облик современного мира разительно отличается от того, каким он был несколько десятилетий назад, то на смену полной занятости с четким разделением труда все чаще приходят гибкие режимы занятости, так как возрастает самостоятельность и универсальность работников.

В последние десятилетия во всем мире все более пристальное внимание стали привлекать различные формы нестандартных трудовых отношений, отклоняющиеся от «классического» типа занятости. Более того, в 1995 году Международная организация труда предложила снять барьеры, препятствующие нестандартным формам занятости, а многие развитые страны приняли меры по стимулированию широкого распространения этих форм.[22]

По некоторым оценкам, в сфере индивидуализированных форм трудоустройства находятся от 30 до 50% рабочей силы стран Западной Европы и Японии и около 20-30% рабочей силы Канады и США.[23]

В России в условиях растущей безработицы именно за счет нестандартных форм занятости идет до 90% трудоустройства. Конечно, классическая «хорошая работа» будет всегда. Но ее доля будет неуклонно сокращаться, что сейчас и происходит. Таким образом, даже когда кризис закончится, модель «индивидуализированной нестандартной занятости» останется с нами, потому что только она соответствует нашему быстро меняющемуся миру.[24]

Следовательно, в решении основных проблем занятости и предотвращения последствий безработицы крайне важным будет дальнейшее развитие нестандартных форм занятости с акцентом на новые виды коммерческой деятельности, позволяющие сгладить существенный дисбаланс в профессиональной структуре современного российского общества.

 

1.2 Социально-экономическая сущность занятости

 

Занятость является социально-экономическим явлением, а потому категорию занятости необходимо рассматривать с двух позиций:[25]

- как экономическую категорию;

- как социальную категорию.

Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность отношений участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.[26] С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда. Таким образом, чем больше людей занято, тем более в обществе производится материальных и духовных ценностей, и, следовательно, более высокий будет уровень жизни населения. Это — первый и главный вывод, на котором базируется социально-экономическая политика и государственное управление занятостью населения.

Занятость представляет собой не только экономическую, но и имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. Из этого следует другой вывод, на котором базируется социально-экономическая политика государства в отрасли управления занятостью: если общество нацелено на социально-экономическое развитие, оно не может безразлично относиться к тем гражданам, которые желают работать, но из каких-то причин не имеют работы.

Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства. Именно такая двуединая сущность занятости населения и дает основания четко определить, что занятость населения является важнейшим элементом социально-экономической политики государства.[27]

Отсюда выплывают и основные функции занятости населения:[28]

- обеспечения жизнедеятельности и развития общества, в том числе его неработоспособных членов;

- обеспечения жизнедеятельности и развития личности;

- обеспечение качества рабочей силы.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).[29] Эта характеристика занятости и выражает ее социально-экономическое содержание.

Исходя из такого понимания, занятость рассматривается вместе с такими экономическими категориями, как трудовые ресурсы, т.е. трудоспособная часть общества, способная и готовая производить материальные блага и оказывать услуги, и рынок труда, где и реализуется экономическое содержание занятости в двух основных социально-экономических формах:[30]

- через продажу своей рабочей силы собственнику средств производства;

- через занятие предпринимательской деятельностью.

Рассматривая факторы, влияющие на формирование занятости, необходимо отметить роль предпринимательства в экономической активности и занятости населения, особое значение уделить нетрадиционным формам занятости. В условиях, когда государство рассматривает малое предпринимательство только как объект налогообложения, неформальный аспект занятости будет неуклонно возрастать, особенно если уровень безработицы является достаточно высоким.

Развитие самозанятости приводит к реализации основных ее функций:[31]

- продвижение изобретений и новшеств, что ускоряет развитие инновационного процесса;

- создание новых рабочих мест;

- повышение уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, что в свою очередь, приносит выгоды непосредственно потребителям;

- повышение уровня жизни населения за счет увеличения его доходов;

- смягчение ситуации на рынке труда за счет того, что самозанятость является непосредственной альтернативой безработице и т.д.

Поэтому политику занятости как относительно самостоятельную проводить невозможно, она должна находиться в тесной связи и взаимодействии с экономико-социальной политикой. Иными словами, занятость представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и кончая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения.[32]

 

1.3 Государственная политика занятости

 

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос о занятости трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям. Государство предпринимает определённые меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы.[33]

В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем условий для функционирования названных звеньев (регуляторов) системы. Степень удовлетворения общественных потребностей работников, личных потребностей и личных интересов в оплачиваемом рабочем месте, получение дохода, в обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать адекватную заработную плату, достаточную для жизни человека и его семьи, – есть суть политики занятости. [34]

Главными принципами политики занятости являются:[35]

1) принцип добровольности труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;

2) ответственность государства за обеспечение равносторонних условий для реализации прав граждан по труду;

3) учёт и обеспечение национальных интересов;

4) учёт национальных, культурных традиций, исторически сложившихся в различных регионах;

5) особое внимание и содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы;

6) необходимость комплексного подхода к решению проблемы занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными местами, в целях создания духовного и материального богатства общества. Показателем измерения общественного богатства служит внутренний валовой продукт. Под экономически целесообразными местами понимается физическое рабочее место с целью обеспечения работника достойной заработной платой.[36]

Продуктивная политика занятости состоит в обеспечении работника не только экономически эффективными местами, но и общественно полезными и оплачиваемыми.[37]

Все эти показатели характеризуют политику занятости с качественной стороны, но значение имеют и ее количественные составляющие:[38]

1) уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) трудом, он рассчитывается как отношение числа занятого населения к общей численности населения, выраженной в процентах;

2) уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, который рассчитывается – число занятого профессиональным трудом населения к числу трудоспособного населения;

3) оптимальность распределения по сферам общественно-полезной деятельности трудоспособного населения;

4) рациональность структуры распределения населения по профессиям;

5) нормы безработицы, ее соотношения с естественным уровнем безработицы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.[39]

Главным направлением политики занятости является создание экономически целесообразных рабочих мест (рис.1).

 

Рисунок 1 - Направления государственной политики занятости[40]

 

Переход к рынку в России сопровождался радикальными изменениями в модели функционирования занятости, которые нашли свое выражение в отходе от модели всеобщей занятости, присущей централизованно управляемой рыночной экономикой, и государственных гарантий занятости к модели оптимальной занятости.[41]

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.[42]

Основная задача политики государства по поддержке занятости – сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путём проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.[43]

Как уже было отмечено выше, Закон о занятости дает определение занятости как «деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок. Такое понятие занятости связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду».[44]

В Законе приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся: [45]

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.[46]

Большое внимание ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов уделяют Службы занятости.[47]

Служба занятости осуществляет свои функции при участии профсоюзов и иных представительных органов работников, работодателей, а также других заинтересованных органов, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. На основе взаимных консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия по обеспечению занятости.[48]

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:[49]

- развитие людских ресурсов для труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля над ними;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:[50]

- федеральный или общегосударственный,

- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

- местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели.[51]

Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель – сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.[52]

Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости – предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ.[53]

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством.[54]

С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.[55]

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся:[56]

- преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объёмов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;

- сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях;

- создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;

- обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;

- дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;

- смягчение последствий долговременной безработицы.

Кроме того, политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнёра в международный рынок труда.[57]

Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на решение первоочередной задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов. Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. [58]

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др. В итоге все меры направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.[59]

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.[60]

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.[61]

Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:[62]

1. Республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

2. Областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;

3. Районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие:[63]

– устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

– подготовка и переподготовка рабочей силы;

– поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

– расширение диапазона общественных работ;

– налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

– государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

 

Вывод по главе

 

Таким образом, занятость можно определить, как:

во-первых, экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях;

во-вторых, совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающую меру его включения в труд;

в-третьих, возможность удовлетворения личных потребностей работника и его семьи, интересов в получении дохода.

Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества, безработица же, если она становится длительной, крайне негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи, на личность.

Следствием перехода к рыночной экономике явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. Массовая безработица, наблюдаемая в настоящее время, может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой как социально-экономическую, так и социально-политическую проблему. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, и проводимой им социально-экономической политики.

 


2. Политика занятости населения в Красноярском крае

 

Для понимания занятости как объекта государственного регулирования в современных условиях рынка необходимо охарактеризовать протекающие в ней процессы.

Состояние региональных рынков труда зависит, прежде всего, от макроэкономических тенденций, и кризис вновь это подтвердил. Но общие для страны тенденции «преломляются» в регионах по-разному.

Региональное разнообразие проявляется не только в уровне экономической активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения. Спрос на рабочую силу зависит и от структуры экономики и от уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного состава населения, уровня образования, социокультурными особенностями населения и т.д.[64]

 

2.1 Состояние занятости на рынке труда в Красноярском крае

 

Социальный портрет безработного на рынке труда Красноярского края по состоянию на 1 января 2010 года выглядит следующим образом:[65]

- состав безработных граждан.Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Красноярского края, составила 43,7 тысячи человек (на 01.01.2009 – 36,1 тысячи человек, увеличение за год - на 7,6 тысячи);

- половозрастной состав. В числе безработных граждан преобладают женщины - 55,5% или 24,2 тысячи человек (на 01.01.2009 – 62,5% или 22,6 тыс.человек; на начало 2008 года – 65,9% или 25,2 тысячи человек). Доля женщин в числе безработных граждан снижается.

В числе безработных 31,3% (13,7 тыс.чел.) составляет молодежь в возрасте 16-29 лет (на 01.01.2009 – 31,9% или 11,5 тыс.человек). Доля молодежи в числе безработных по сравнению с началом 2009 года незначительно уменьшилась.[66]

Лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) составляют 6,2% (2,7 тыс.человек) (на 01.01.2009 – 6,8% или 2,5 тыс.человек). Доля лиц предпенсионного возраста в числе безработных уменьшилась:[67]

- распределение по состоянию здоровья. В числе безработных немалую часть занимают ограниченно трудоспособные граждане. По состоянию на 01.01.2010 численность безработных инвалидов составила 3,0 тыс.человек или 6,9% всех безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости (на 01.01.2009 – 8,5% или 3,1 тыс.человек). Доля инвалидов в числе безработных граждан снижается.

- распределение по месту проживания. По состоянию на 01.01.2010 жители сельских населенных пунктов в числе безработных граждан составляют 37,6% или 16,4 тыс.человек (на 01.01.2009 – 42,5% или 15,4 тыс.человек; на начало 2008 года – 43,8% или 16,8 тыс.человек). Доля жителей села в числе безработных уменьшилась.

- образовательный состав:

имеющие высшее образование 14,5% или 6,3 тыс.человек (на 01.01.2009 – 10,8% или 3,9 тыс.человек);

имеющие среднее профессиональное образование 20,4% или 8,9 тыс.человек (на 01.01.2009 – 19,5% или 7,1 тыс.человек);

имеющие начальное профессиональное образование 18,1% или 7,9 тыс. человек (на 01.01.2009 – 17,9% или 6,5 тыс.человек);

имеющие среднее общее образование 28,9% или 12,6 тыс.человек (на 01.01.2009 – 30,9% или 11,2 тыс.человек);

не имеющие среднего (полного) общего образования 18,2% или 8,0 тыс. человек (на 01.01.2009 – 20,9% или 7,6 тыс.человек).

Доля лиц, имеющих профессиональное образование, увеличилась с 48,2% на 01.01.2009 до 52,9% на 01.01.2010.

Выпускники учреждений профессионального образования (в течение года после окончания учебного заведения) составляют 3,0% от общего числа безработных граждан (1,3 тыс. человек) против 3,6% 01.01.2009.[68]

Состояние рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения, его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.[69]

Спрос и предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда Красноярского края за период 2009 и начало 2010 гг. (по данным мониторинга) имеет следующие тенденции.

В январе-декабре 2009 года в краевые государственные учреждения службы занятости населения 389,3 тысячи человек обратились за предоставлением государственных услуг в области занятости населения, в том числе, за содействием в поиске работы – 219,8 тысячи человек, из них 15,3 тысячи человек были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (в январе- декабре 2008 года – 259,1 тысячи человек, 136,5 тысячи человек и 7,6 тысячи человек соответственно).[70]

По состоянию на 31 декабря 2009 года в органах службы занятости населения Красноярского края зарегистрированы 43,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,8% экономически активного населения (на 31 декабря 2008 года – 2,3%).[71]

Наиболее низкий уровень безработицы зарегистрирован в городах Ачинске, Красноярске, Железногорске и Балахтинском, Рыбинском, Березовском районах, наиболее высокий - в поселке Кедровый, в Бирилюсском и Енисейском районах.[72]

Уровень безработицы по муниципальным образованиям Красноярского края представлен в Приложении 1.

В 17 городских округах и муниципальных районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил более 5% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте).[73]

В органы службы занятости населения работодателями заявлены 204,0 тысячи вакансий. По состоянию на 31 декабря 2009 года имеются сведения о 8,4 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) в городах и районах края (на 01.01.2009 – 9,7 тысячи).[74]

В течение 2009 года 205,9 тысячи человек и 11,7 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда.[75]

При содействии органов службы занятости:[76]

- нашли работу 139,0 тысяч человек, в том числе 53,8 тысячи безработных граждан;

- приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости 11,8 тысячи безработных граждан.

Ежемесячно почти 41 тысяча безработных граждан в период поиска работы получали пособие по безработице, 2,6 тысячи - в период профессионального обучения получали стипендию.[77]

За период с 1 по 31 декабря 2009 года в службе занятости численность безработных граждан увеличилась на 4,3 тыс. человек. Динамика изменения численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения Красноярского края, в 2009 году отражена на графике (рис.2).[78]

 

Рисунок 2 - Динамика изменения численности безработных граждан в Красноярском крае, в 2009 году[79]

 

Ситуация на рынке труда Красноярского края в 2010 году сложилась следующая. В январе 2010 года в краевые государственные учреждения службы занятости населения 26,8 тысячи человек обратились за предоставлением государственных услуг в области занятости населения, в том числе, за содействием в поиске работы – 12,1 тысячи человек, из них 0,8 тысячи человек были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (в январе 2009 года – 24,8 тысячи человек, 14,6 тысячи человек и 1,6 тысячи человек соответственно).[80]

По состоянию на 1 февраля 2010 года в органах службы занятости населения Красноярского края зарегистрированы 44,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,9% экономически активного населения (на 1 февраля 2009 года – 2,6%).[81]

В органы службы занятости населения работодателями заявлены 14,4 тысячи вакансий. По состоянию на 1 февраля 2010 года имеются сведения о 13,1 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) в городах и районах края (на 01.01.2010 – 8,4 тысячи).[82]

В январе 2010 года 18,8 тысячи человек и 0,8 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда.[83]

При содействии органов службы занятости:[84]

- нашли работу 4,6 тысячи человек, в том числе 2,9 тысячи безработных граждан;

- приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости 0,2 тысячи безработных граждан.

Наиболее востребованы профессии рабочих и должности служащих в январе 2010 года представлены в таблице Приложение 2.[85]

За период с 17 по 24 февраля 2010 года численность безработных граждан увеличилась на 0,4 тыс. человек.[86]

По данным, полученным в пресс-службе краевой администрации, на 1 марта уровень безработицы в Красноярском крае составил 4,3%, в Эвенкийском и Таймырском АО - по 6,5%.[87]

В числе заявленных вакансий доля рабочих профессий составила 85 %, причем специальной квалификации не требуют около 45,5% вакансий рабочих (дворники, уборщики, сторожа, вахтеры, гардеробщики, лифтеры, грузчики, подсобные рабочие, санитарки, мойщицы и другие).[88]

В числе граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, 65-66% желают трудоустроиться по рабочим профессиям, 22-23% претендуют на должности служащих и 15-16% не имеют профессии (специальности), ищут работу впервые.[89]

В Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года – содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей, которая позволит совместить родительские обязанности с профессиональной деятельностью, является одним из основных направлений.[90]

В 2008 году в органы службы занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 136547 чел., в том числе 73462 женщины, из них 2865 женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Нашли работу (доходное занятие) 46930 женщин, из них 1080 женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, в том числе 43 чел, на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику работы.[91]

В 2008 году по направлению органов службы занятости приступили к профессиональному обучению 5205 женщин, из них 396 женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Закончили обучение 5590 женщин, из них 329 женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, в том числе 24 чел. по специальностям, ориентированным на самозанятость.[92]

В 2008 году проведено анкетирование 166 работодателей в 12 территориях края. По результатам анкетирования в 2009 году из 2,7 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет:[93]

- планируют приступить к работе до достижения ребенком возраста трех лет 2,3 тыс. женщин (74,2 %);

- потребуется предварительное обучение, повышение квалификации 0,6 тыс. женщинам (26,1 %).

По инициативе агентства принят закон края от 30.10.2008 № 72323 «О внесении изменения в статью 5 Закона края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае», предусматривающий повышение конкурентоспособности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.[94]

В 2009 году были актуальными и вопросы профессиональной реабилитации и содействие занятости инвалидов.

В ситуации на рынке труда в 2009 году, когда увеличилось предложение квалифицированной рабочей силы, не всякий работодатель смог взять на работу человека с ограниченными возможностями. Вследствие чего инвалиды активно обращались за трудоустройством в службы занятости.[95]

За 2009 год в службу занятости края обратилось за содействием в трудоустройстве 6,5 тыс. человек с ограниченными возможностями к трудоустройству.

Служба занятости предоставила им свои услуги банка вакансий, который находится в информационных терминалах и распечатанном виде; на сайте агентства; на всех ярмарках вакансий проводимых в службах занятости.

В 2009 году было трудоустроено 2,3 тыс. человек, в том числе на квотируемые рабочие места при содействии службы занятости – 76 человек. Кроме того, граждане с ограниченными возможностями трудоустраивались не только на постоянные рабочие места, но и на временные работы: общественные работы, не требующие квалификации - 0,6 тыс. человек, на временные рабочие места по имеющейся у инвалида специальности - 0,7 тыс. человек.[96]

Служба занятости также оказывала комплекс услуг, связанных с выбором профессии и социальной реабилитацией. Получили помощь в выборе профессии, консультации специалистов, которые повысили их уверенность в своих силах и настроили на поиск работы, по: профессиональной ориентации- 3,9 тыс. человек; социальной адаптации- 0,2 тыс. человек; психологической поддержк-0,9 тыс. человек.[97]

Прошли обучение профессиям, пользующимся спросом около - 0,3 тыс. человек. Были ориентированным на индивидуальную предпринимательскую деятельность - 0,1 тыс. человек. Получили помощь инвалиды и в рамках программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.[98]

Совместно с Красноярскими региональными организациями Всероссийского общества инвалидов и работодателями удалось сохранить 268 рабочих мест и создать 362 временных рабочих места для организации общественных и временных работ 334 безработных инвалидов и 268 инвалидов, находящихся под риском увольнения.[99]

Получил субсидию или гранты на организацию предпринимательской деятельности 31 безработный инвалид. Они занимались оказанием услуг по пошиву и ремонту одежды, ремонту компьютеров, открыли фотомастерскую и торговые предприятия, занимались животноводством производством изделий из бетона и т.д.[100]

В целях активизации трудоустройства граждан с ограниченными возможностями в 2009 году проведены 4 ярмарки вакансий, с участием 29 работодателей, в которых приняли участие 280 человек (из них 37 безработных). В ходе ярмарки были предложены 103 вакансии, получили консультационные услуги 56 человек, выданы направления на трудоустройство 20 человек и трудоустроились 19 человек.[101]


2.2 Механизмы обеспечения занятости населения в Красноярском крае

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 года №1011 разработана Долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» (Программа) на 2009-2010 годы, которая утверждена Правительством Красноярского края 31.12.2009 года (постановление № 690-п).[102]

В рамках данной программы выделено несколько направлений:[103]

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. В том числе опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

6. Содействие трудоустройству инвалидов.

Финансирование Программы на 2010 год утверждено в объеме 802,0 млн. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета составит 761,9 млн. рублей (95%), средства краевого бюджета – 40,1 млн.рублей (5%). В мероприятиях Программы в 2010 году примут участие не менее 32,6 тысяч жителей Красноярского края.[104]

1) Опережающее профессиональное обучение работников предусмотрено для:[105]

- для работников, находящихся под риском увольнения (на предприятии установлено неполное рабочее время, временная приостановка работ, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

- для увольняемых бортинженеров, штурманов в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

В реализации опережающего профессионального обучения участвуют 58 муниципальных образований, более 150 предприятий. Учебной базой являются учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учебные центры предприятий.[106]

Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность.[107]

Участниками программы могут быть занятые граждане, находящиеся под риском увольнения.[108]

Формы обучения: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Продолжительность обучения работников устанавливается профессиональными образовательными программами и не превышает 6 месяцев. Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.[109]

Обучение может проводиться по месту жительства и в другой местности. Обучение работников может проводиться на учебно-производственной базе учебных заведений, предприятий, а также на рабочих (учебных) местах самих организаций в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.[110]

Для организации обучения между центром занятости населения и работодателем, планирующим опережающее обучение своих работников, заключается договор.[111]

Предприятие предоставляет в центр занятости документы:[112]

- заявление с обоснованием о необходимости организации опережающего профессионального обучения работников;

- копия приказа организации об установлении неполного рабочего времени, о временной приостановке работ, о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, о мероприятиях по высвобождению работников;

- поименный список работников, запланированных на опережающее профессиональное обучение, с указанием имеющихся у них профессий, специальностей, уровня образования, профессий, специальностей, видов и форм обучения, по которым оно будет осуществляться, места работы после окончания опережающего профессионального обучения;

- документы, гарантирующие трудоустройство работников после прохождения опережающего профессиональное обучения (гарантийное письмо, договор (соглашение) о последующем трудоустройстве с другой организацией и др.).

- обучение для работников бесплатное (все расходы, связанные с обучением, оплачивают учебному заведению центры занятости населения).

При направлении работника на обучение в другую местность ему возмещаются расходы на проезд до места обучения и обратно в размере фактических расходов. При направлении на обучение в другую местность работнику бесплатно предоставляется жилье на период обучения.[113]

До конца 2010 года планируется переобучить 2200 человек, в том числе 200 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; подготовить 10 пилотов из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда, по согласованию с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).[114]

2) Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность, организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.[115]

Мероприятия по организации общественных работ осуществляются в следующих целях:[116]

- сохранение на предприятиях и в организациях рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения (на пред


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow