Православный детский летний лагерь

Русская Православная Церковь
Волгоградская Епархия
Епархиальное училище православной катехизации
и церковной педагогики
преп. Сергия Радонежского

VII Международные Рождественские чтения
(методическое пособие)
Седов А.А.
преподаватель

В данном методическом пособии изложен двухлетний опыт построения детского православного лагеря. Два года подряд наше училище приглашало ребят в Страну Детства. Около пятисот мальчиков и девочек отдыхали в ней в течение пяти смен. Опыт небольшой, но мы надеемся, что и он окажется полезным всем желающим устроить у себя на местах православный детский лагерь.

§ Подготовка детского лагеря (поселения)

§ Встреча детей

§ Жизнь в лагере. Распорядок.

§ Дежурный воспитатель.

§ Отряды дневальных.

§ Богослужение.

§ Общелагерные события.

§ Родительский день.

§ Прощальный костер. Знаки доблести. Многоголосье.

§ Проводы детей.

§ Педсоветы.

ПОДГОТОВКА ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ (ПОСЕЛЕНИЯ)

Кратко рассмотрим ход приготовления к приему детей. В чем он состоит? Прежде всего необходимо детей позвать. Мы делаем это тремя способами. Первый способ - праздники Страны Детства, обшегородские или школьные, на которых дети узнают о летнем лагере. Узнают как от самих студентов и сотрудников, так и от бывших на поселении детей. В частности, им в фупповой беседе предлагается поделиться, чем же стал дорог лагерь, что в нем особенно запомнилось, полюбилось; причем именно впечатления сверстников являются дпя детей самым сильным побуждаюшим фактором.

С родителями на праздниках также при всякой возможности ведется беседа о Стране Детства, после которой многие, из первых уст услышав о летнем лагере, загораются желанием отправить туда своих детей.

Второй способ, каким дети собираются на летние смены -письменные и телефонные приглашения детей, которых мы уже знаем. Разговор при этом ведется как с детьми, так и с родителями. Вообше в течение года связь с ребятами всячески поддерживается, с некоторыми из них студенты ведут переписку. Благодаря этому часть детей становится постоянными друзьями Страны Детства и с нетерпением ждет ближайшего лета, чтобы вновь приехать в любимый лагерь.

И, наконец, третий способ - объявления по приходам о начале продажи путевок в летний лагерь Страны Детства. В них указываются сроки и места продажи, телефон для справок. В пунктах распространения дежурят диспетчеры, занимающиеся непосредственной продажей путевок и и оформлением предварительных и групповых заказов. Если же путевки проданы, а желающие их приобрести остались, то родителям предлагается подождать в надежде, что какие-либо заказы не будут выкуплены. И если такая возможность предоставляется, о ней сообщают дополнительно по контактному телефону. В заключение необходимо сказать, что продажа путевок начинается примерно за три месяца до начала первой смены.

Параллельно этой работе заблаговременно начинается подготовка к принятию детей, и от ее серьезности зависит очень и очень многое. Уже в начале учебного года известны старшие воспитатели и хозяйки обеих смен детского лагеря. Остальные студенты за лето в качестве практики пройдут послушание воспитателей уделов и семеек * Такой режим послушания определяется необходимостью и личной инициативой. Конечно, при возможности послушание воспитателя лучше доверять человеку, стремящемуся к детям, ищушему отношений с ними в духе любви Христовой. Хотя у нас есть немало примеров, когда человек, совершенно не представлявший себя в качестве воспитателя и поэтому всячески стремившийся уклониться от какой либо работы с детьми, впоследствии раскрывался как весьма способный педагог.

* Семейка состоит из детей, живущих в одной комнате - десять-двенадцать человек. Удел собирает детей по интересам или отклику на заявленную им нужду. В уделе дети пребывают днем с10.00 по 19.00, остальное время живут в семейках. Кроме того, в течение недели есть дни, полностью отданные семейкам.

Таким образом у студентов есть возможность еще осенью определить для себя род занятий и заранее готовиться к летнему поселению. Что же в нее входит? Если ты воспитатель семейки, то тебе необходимо составить примерную программу ее жизни на каждый день: чем будут заниматься дети, в какие дни можно будет семейкой сходить в поход, или просто на природу. Отдельно посмотреть, какие нравственные беседы можно провести, и какие по опыту прошлых лет провести необходимо. Так же, заглянув в церковный календарь, выделить церковные праздники, дни памяти особо чтимых святых данной общины, местности и подумать о том, как к ним приготовиться. Необходимо предусмотреть и такие «мелочи»: как подобрать комплекс упражнений для зарядки, подготовить необходимые принадлежности для игр, подумать о том, что читать детям на ночь. Кстати, из опыта известно что дети любят, когда воспитатель дает послушать на ночь аудиозаписи православных песнопений, житий святых, сказок. Уже не приходится заботиться о тишине: дети - само внимание.

Еше более серьезная подготовка предстоит воспитателям уделов, так как все они связаны с ремеслами, походами, каким-либо трудом. Значит, необходимы материалы, инструменты, походный инвентарь, различная методическая литература. Кроме того, требуется разработать динамику развития удела -чему реально возможно научитъ детей за 21 день, учитывая разный возраст и пол, разные способности.

И самое главное для всех воспитателей - определить плоды и направления жизни как удела, семейки, так и лагеря в целом. Какие же плоды взращивать в детях? Ими могут быть обретенные знания, умения, навыки. Нравственные плоды -определенные качества души: мужество, терпение, чуткость, великодушие, попечение и др. Духовные - молитва, чувство благословения Божия, искание и умение его хранить. И здесь необходимо совершенно четко уяснить, что взращивать эти плоды - не значит формировать представления о них. Недостаточно рассказать, призвать. Надо встретиться душа с душой, уметь повести в практику, дать пережить опытно конкретное качество, создать условия для действия, показать, дать испытать его, и подтвердить, что это именно то действие. Отсюда следует, что качество, которое ты берешься вырастить в какую-либо меру в ребенке, должен сам иметь в большей мере, чем тот, кого воспитываешь, или хотя бы иметь к этому качеству больший вкус, расположение. Только тогда возможно воспитание, ибо через большее, имеющееся у взрослого, напитывается детская душа.

Таким образом, попечение о каком-либо качестве в ребенке - не просто реакция на происходящие события и не хождение на поводу у ситуаций. Это четко определенная последовательность действий, применение точных средств, некая духовно-нравственная стратегия.

С не меньшей тщательностью планируется хозяйственно - бытовая сторона. За месяц до открытия смены начиналась подготовка жилых корпусов, производился необходимый ремонт. Комнатам старались придать домашний вид, чтобы они не напоминали больничные палаты. Делалось как можно больше умывальников, чтобы все могли быстро вымыть руки перед едой: приводились в порядок имеющиеся и изготавливались самодельные.

Некоторую сложность составлял банный день. У нас, из-за отсутствия действующей котельной, пришлось устраивать самодельную баню. Конечно, это весьма хлопотно, но обойтись без купания было категорически невозможно, Соответственно, требовалось предусмотреть и необходимое количество постельного белья, которое менялось раз в неделю.

ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ

Когда основные хозяйственные хлопоты остались позади, началась подготовка к приезду ребят. Для удобства их распределения по семейкам устраивался одновременный заезд. Родители приводили ребят к определенному пункту в назначенное время, откуда заказным автобусом все отправлялись в лагерь, где уже все было готово к встрече. У ворот детей встречали их будущие воспитатели, старший воспитатель и хозяйка. Сразу по приезде вещи оставлялись около корпусов, а ребят распределяли не по комнатам, а по воспитателям. На это следует обратить внимание: у детей происходила первая встреча не с комнатой, а друг со другом и со взрослым. Соответственно, и семейка связывалась не с местом жительства (комнатой), а с живыми людьми, что весьма существенно,

Каким же образом происходило распределение в разновозрастные семейки и почему было необходимым? Мальчики и девочки расселялись по разным корпусам, поэтому и собирались в 4 отдельные группы: до 7 лет, 8-9 лет, 10 лет, 11 лет и старше. В них воспитатели проводили небольшие вводные беседы об отношениях старших и младших.

Здесь требуется сделать отступление. Кто такой старший? «Кто хочет быть большим между вами, - говорит Господь, - да будет вам слугою» (Мк. 10, 43). Потому старший - не столько тот, кто старше по возрасту, а тот, кто способен быть больше, чем другие, в попечении о младших. Кто же такой младший, и каким он должен быть? Им является всякий, над кем есть старший. Главное свойство младших - послушание. Апостол Павел наставляет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17).

В одну семейку собирались дети разного возраста. Там ребятам задается вопрос: «Сколько среди вас младших?», ответ на который таков: «младшие вы все, потому что у каждого есть старший, а над всеми - воспитатель». Тогда следует другой вопрос: «А сколько среди вас старших?» И тут выясняется, что старшими являются все, кроме одного. Ведь у всех, кроме последнего, есть младший, - тот о ком нужно заботиться.

В дальнейшем отношения старших и младших неоднократно обсуждаются в семейке с воспитателем. В чем дети, как старшие,- могут упражняться? В обычных бытовых ситуациях, где требуется проявить заботу, попечение. Приведем несколько примеров. Семейка подходит под благословение, и каждый старший подводит своего младшего: семилетнего - восьмилетний, этого восьмилетнего девятилетний, и т. д. Другой пример - трапеза. Поскольку дети накладывают себе сами из обшей кастрюли, то тут опять необходимо позаботиться о младших: достался ли им соус? всем ли налили компот? всем ли хватило печенья? Это лишь самые простые примеры. Для того, чтобы подмечать такие моменты, необходима нравственная и педагогическая чуткость самого воспитателя.

Вернемся к способу распределения детей по семейкам. Пока ведется беседа о старших и младших, другие воспитатели раздают по возрастным группам жетоны с номерами семеек. Тут необходим предварительный точный расчет и четкая организация дела. Поскольку путевки продаются по числу жилых мест в лагере, то количество ожидаемых детей известно. Далее определяется число братских и сестринских семеек. Нормальное число детей в семейке - 10 человек. Следовательно, если ожидается приезд 53 мальчиков и 59 девочек, то количество братских семеек - 5, а сестринских - 6. Исходя из этих данных, изготавливается 6 комплектов жетонов для братских семеек к 6 комплектов для сестринских. На жетоне стоит номер семейки, а он имеет разную окраску. красный - у мальчиков, синий - у девочек.

Следующая задача: поровну распределить по семейкам детей разных возрастов. Для этого жетоны собираются в комплекты по последовательности цифр. В нашем примере для мальчиков они складываются в комплекты от 1 до 5 (1-5 -один комплект), так как предполагается пять братских семеек. Таких наборов получается 11 (53:5=11(с запасом)). Далее жетоны, не перемешивая, с 1 по 5, раздают последовательно всем четырем возрастным группам мальчиков. В итоге образуется пять семеек по 10-11 человек, в каждую из которых, примерно пропорционально, направлены и старшие и младшие ребята. Таким же образом распределение происходит у девочек.

Впоследствии детей собирают вместе, и старший воспитатель предлагает им следующее действие: «Ребята, посмотрите на свои номерки и найдите такие же цвет и номер на табличках, которые держат в руках воспитатели». Происходит распределение по семейкам. Надо упредить, что самостоятельные переходы детей из семеек в семейки недопустимы, да и самим воспитателям не следует поощрять их. Единственное, что делать необходимо - соединять родственников: например, сестер поселить вместе, или, если какого-либо малыша родители прислали со старшим другом, то таковых разделять нельзя.

Встретившись, семейка знакомится: друг с другом, с воспитателем. А тот, в свою очередь, рассказывает детям о Стране Детства, продолжает беседу о старших и младших, а в заключение говорит о правилах пребывания в лагере. В первые же дни в семейке необходимо выбрать старшего, который способен стать правой рукой воспитателя. Это -ребенок с какой-либо долей ответственности. На него возлагаются простейшие обязанности: собрать, например, семейку.

Кроме того, в ней до всеобщего медосмотра воспитателю необходимо самому провести проверку на чесотку и педикулез. После этого дети идут по своим комнатам, готовятся к трапезе.

Отдельно о правилах. Их несколько. Хранить эти правила надо очень строго. Первое: без ведома воспитателя не выходить за территорию лагеря даже со взрослыми. Второе: под присмотром воспитателя купаться в строго отведенных местах, во всем слушаясь его на воде. Третье: беречь окружающую природу (не ломать ветки, не бросать мусор и т. п.)

Первым двум правилам надо уделить особое внимание! Скажем, в частности, о купании в речке. Первые дни, чтобы не заболеть с непривычки, время купания необходимо ограничить до пяти минут. Впоследствии его можно увеличить, но не более 10-15 минут непрерывного пребывания в воде, после чего детям необходимо выйти из воды и погреться.

Во время купания с 10 ребятами должно быть два воспитателя: один следит на берегу, другой находится в воде с детьми. О том, что хотя бы один из них должен уметь плавать, напоминать не следует. На воде следует быть особенно внимательным, этой же внимательности к другим приучать детей. У нас нередки были случаи, когда сами ребята помогали кому-либо на воде. Воспитатель же должен знать своих детей, кто как плавает, и плавающих плохо далеко от берега не отпускать. Необходимо строго пресекать всякое баловство на воде. Надо помнить, что Господь, родители и государство доверили воспитателю жизнь своих детей. И он во всей полноте отвечает за них. Поэтому здесь категорически невозможно полагаться на «авось».

Если же говорить о нравственных правилах, то купание у мальчиков и девочек раздельное, в разных, удаленных друг от друга местах.

После знакомства по семейкам начинается вводный праздник, на котором можно вместе спеть песню, поводить хороводы, нарисовать общий рисунок и, конечно, поиграть.

ЖИЗНЬ В ЛАГЕРЕ. РАСПОРЯДОК

Первые дни жизни в Стране Детства ребята проводят в семейках. День начинается с утренней пробежки и купания сразу после подъема. Задачей семейки является, услышав голос будильника, проявить максимальную собранность: быстро одеться, дождаться друг друга и вместе бежать к месту линейки. Там их встречают старший воспитатель и хозяйка, отвечают на приветствие прибежавших детей и отправляют их на зарядку. Через 7-10 минут старшие уходят, а самые несобранные семейки желают всем доброго утра уже после, на линейке.

Зарядка проходит на речке. Дети, если день не пасмурный, вместе с воспитателем быстро забегают в речку. Кому это трудно сделать, в первые дни могут входить в воду по колено. Затем на берегу, не одеваясь, все делают несколько подвижных упражнений. Это можно сделать по кругу, когда каждый показывает какие-либо движения.

После зарядки - умывание и уборка комнат. На нее назначается двое дежурных. Желательно, чтобы один из них был постарше. В течение дня они поддерживают чистоту в комнате. Остальные дети в это время убирают закрепленную за ними территорию лагеря. По распорядку все вышеперечисленные действия происходят с 7.00 до 8.00.

В 8.00 - молитвенное правило по семейкам. Через несколько дней начинают быть молитвенные, которые дети выбирают сами. Их всего три: малая, средняя и старшая. Малая - это несколько самых простых, доступных молитв. Сложилась практика читать их следующим образом.- ведущий произносит небольшую строчку, а дети хором ее повторяют. Часто в каком-либо месте взрослый останавливается и объясняет значение непонятных слов, смысл молитвенных обращений. В конце молитвы небольшая живая нравственная беседа. Примерный состав утренних молитв малой горницы таков:

§ «Трисвятое» по «Отче наш»,

§ «Богородице Дево, радуйся»,

§ «Ангеле Божий, хранителю мой святый» (тропарь из канона),

§ «Спаси, Госполи люди Твоя»,

§ молитвы за живых и умерших,

§ Евангелие дня,

§ «Достойно есть».

Состав вечерних молитв:

§ «Трисвятое» по «Отче наш»,

§ «Благаго Царя Благая Мати»,

§ «Ангеле Христов»,

§ «Огради мя, Господи»,

§ «Ослаби, остави»,

§ «В руце Твои, Господи»,

§ «Достойно есть»,

взаимное испрашивание прощения друг у друга.

В средней горнице читается несколько сокращенное правило. Сочетание молитв и бесед примерно равное.

И, наконец, в старшей горнице - полное правило с небольшой беседой. Время же, выделенное на молитву, для всех горниц равное - 30 минут.

После правила дети собираются семейками и идут благословляться, а утром - и вкушать просфору. Когда наступит «Юрьев» день, горницу, как и удел, можно сменить. Об этом дне будет сказано ниже,

В 9.00 - завтрак. На трапезе ребята сидят по семейкам. У каждой для удобства накрывания на столе стоит табличка, в которой указано количество детей в семейке.

Отдельно скажем о правилах трапезы. Завтрак проходит в молитвенном молчании, благодарении Бога за предложенную пищу. На обеде читаются жития святых, различные нравственные рассказы. При этом надо стараться подбирать живые, доступные для детей чтения: например, «Искра Божия» прот. Г. Дьяченко, «Хроники Нарнии» К. Льюиса. Ужин -время спокойного общения за трапезой в своей семейке.

В 9.30 - сразу после завтрака, проводится линейка. Утром дети стоят на ней по семейкам. Старшими воспитателями делается обзор предстоящих событий дня, даются различные упражнения, проверяется численность детей. В конце линейки поднимается флаг Страны Детства, и все поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Своим омофором».

Примерно раз в три дня (или чаще), старший воспитатель после линейки проводит общелагерные нравственные беседы. Длительность их - около 30 минут. Зачастую темой этих бесед становятся отношения в семейках, какие-либо происшествия в Стране Детства или же, например, такая сторона церковной жизни, как умение хранить благословение Божие.

После беседы наступает удельное время. Каким образом дети выбирают тот или иной удел, будет рассказано ниже.

Обед в 13.00. На нем столы переставляются и дети садятся своими уделами. Время же послеобеденное, с 13.30, - время, когда по всей Стране Детства наступает тишина. Можно или спокойно играть на воздухе, или спать в комнате. Насильно никого не укладывают, но для желающих отдохнуть в корпусах поддерживается полная тишина.

Через полтора часа, немного подкрепившись на полднике, ребята возвращаются в свои уделы. Часто в это время для желающих устраиваются общелагерные игры, где можно поиграть в лапту, футбол, салки и прочие.

В 19.00 - ужин, где дети снова садятся по семейкам, потому что последующее время, до вечернего правила, они будут в них. Вечер семейка обычно проводит в беседе о прошедшем дне, ребята рассказывают о том, как провели его в своем уделе.

День в Стране Детства подходит к концу. В 20.00 все собираются на вечернюю линейку, на которой подводятся итоги, напоминаются предстоящие события, снова проверяется численность детей. По сложившейся традиции взрослые и ребята делают объявления о находках и потерях. Также там поощряются дети, особо отличившиеся за день: кто-то особенно потрудился, какая-либо семейка собрала ягоду для всего лагеря, кто-то мужественно проявил себя в чрезвычайной ситуации. Одной из форм поощрения добродетели в ребенке является поднятие или опускание флага на линейке. О других поощрениях будет сказано ниже. Флаг опускается под пение тропаря «Богородице Дево, радуйся».

После линейки у детей есть 15-20 минут на умывание. В 21.15 начинается молитвенное правило по горницам. В 22.00 - отбой.

Такова примерная раскладка дня в Стране Детства. Далее перейдем к основным общелагерным событиям.

ДЕЖУРНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

В данной главе будут рассмотрены функции дежурного воспитателя и дневальных.

Назначаясь на дежурство, воспитатель освобождается от всех других послушаний. Кратко опишем его обязанности.

· Первая из них - хранение распорядка дня. Дежурный воспитатель будит поселение звоном колокола, объявляет по лагерю предстоящие события за 10-15 минут до их начала.

· С дежурными семейками он отвечает за накрытие и обслуживание трапез.

· Проверяет чистоту комнат, для чего выбирает себе двух помощников из детей и после полдника обходит с ними все комнаты. Все замечания и оценки сообщаются на вечерней линейке. Семейка, получившая наиболее высокую оценку, отмечается бантом на двери. Самая неубранная комната получает «поросячий пятачок» или «хрюшку» из бумаги.

· В обязанности дежурного воспитателя входит ведение журнала, в котором он отмечает все происходящие за день события.

· Он контролирует местонахождение всех жителей Страны Детства. Если удел или семейка уходят за территорию лагеря, то они обязаны зарегистрироваться у дежурного воспитателя, а если будут отсутствовать более часа, то воспитатели предоставляют пофамильный список уходивших за территорию лагеря детей. Также, если к ребенку приехали родители и желают сходить с ним на речку, они обязаны сообщить об этом дежурному воспитателю.

· Он курирует работу дневальных, производит их замену, следит за тем, чтобы они были вовремя накормлены. Также он помогает дневальным разрешать возникающие сложные ситуации.

· После отбоя дежурный воспитатель делает обход семеек и проверяет численность детей, все ли на месте.

· На воспитательской «планерке» он делает отчет о событиях дня и передает обязанности следующему дежурному воспитателю.

ОТРЯДЫ ДНЕВАЛЬНЫХ

Служба дневальных - это группа старших мальчиков и девочек, на которых можно положиться. Им доверяется нести дежурство в жилых корпусах лагеря. Оно проходит в две смены: до и после обеда, начинаясь с подъема и заканчиваясь после вечернего правила. Во время дежурства дневальный обязан постоянно находиться в корпусе. Он отвечает за общий порядок в помещении, хранит время тишины, а также следит за тем, чтобы в комнаты, при отсутствии хозяев, не входили посторонние. Это предотвращает случаи подростковых краж, а также не позволяет проникновению в комнаты посторонних взрослых. В последнем случае дневальный обязан поднять тревогу, покинув пост и обретясь к первому встречному взрослому за помощью. Если же к кому-либо приехали родители, он направляет их к дежурному воспитателю. Конечно, служба дневальных дело сложное, но во многом себя оправдывает.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В лагере Страны Детства оно происходит по воскресным дням, праздникам и дням памяти чтимых в общине святых. Участие детей в богослужении соразмеряется с их возможностями, хотя некоторый обязательный минимум все-таки существует. Невозможно, например, вообще пропустить службу. Тем не менее, воспитатель должен чувствовать каждого своего ребенка: кому сколько по силам выстоять. В соответствии с этим необходимо соразмерять время пребывания ребенка на богослужении.

На вечернем богослужении обычно дети приходят на полиелей в храм. Желающие побыть сверх этого, могут придти когда захотят. Утром дети выстаивают литургию оглашенных. И вечером, и утром они слушают проповедь, которая обычно бывает после Евангелия.

Нет нужды напоминать о том, что к богослужению надо готовиться. Поэтому взрослый раскрывает ребятам смысл его основных частей, рассказывает о его устроении. Особенным же образом проходит подготовка к таинству исповеди и Причастия. Для многих детей встреча со Христом в этих таинствах происходит впервые. Здесь, кроме работы воспитателя, необходима беседа духовника. Какой будет эта первая встреча? Запечатлеется ли она в душе, как действительная встреча с Богом? Или запечатлеется как нудное стояние на службе, где заставили еще и каяться не пойми в чем? Надо помнить, как Господь обличал лицемерие фарисейское: «Горе вам, книжники н фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны» (Мф. 23, 15); «горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46).

ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ СОБЫТИЯ

Примерно на третий день после заезда, воспитатели уделов знакомят детей со своими уделами. Можно рассказать словесно, можно дать попробовать дело, которым удел будет заниматься. После этого ребята имеют возможность определиться в своем выборе в течение дня. В дальнейшем день, когда можно перейти из удела в удел, именуется «Юрьевым». Он бывает раз в неделю. Раньше его наступления переходить нельзя. Это учит ребенка стоять в своем деле, претерпевая трудности по пословице: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». А к следующему «Юрьевому» дню воспитатель вместе с детьми готовит представление удела. Ребята делятся впечатлениями, показывают изготовленные поделки. Некоторые разыгрывают небольшие сценки из жизни удела. Такое представление превращается в праздник.

Также одним из первых общелагерных событий является семейная игра «Письмо». Она собирает семейку воедино, потому что только действуя сообща, можно победить.

Суть игры в следующем. Ведущими заблаговременно подбирается отрывок нравственного содержания. Это могут быть притчи Соломона, простые, доступного содержания поучения святых отцов. Отрывок разбивается на несколько частей. Их не должно быть меньше, чем число семеек. Не следует делать также очень много - дети утомятся игрой. К примеру, пусть этих частей будет 12. Они прячутся в разных местах лагеря.

В каждом месте лежит:

 несколько одинаковых по тексту частей письма, которых столько, сколько семеек участвует в игре;·

 указатель-направление, в котором, в форме веселой загадки указывается, где искать следующую часть, например:·

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица. -
То для Детской всей Страны
Наткала бы я холсты».

(Загадка про «Рукодельный удел)

Перед игрой детям объясняются правила. Каждой команде вручается один из 12 указателей-загадок. Задача ребят - собрать все 12 частей письма воедино. Найдя очередную часть, указатель-направление и остальные части письма кладут туда же, где лежали. При этом из каждого места можно брать только одну часть, чтобы их хватило всем семейкам. Очень важно то, что в ходе игры семейка не должна потерять ни одного из своих членов. Победительницей считается та, которая первая собрала все отрывки письма и сделала наименьшее количество нарушений. После игры собранные письма прочитываются и разбираются в семейках.

Другое общелагерное событие - удельная эстафета. Дети принимают участие в ней уделами. Если он достаточно велик - образуются две или три команды. Такое же количество этапов готовит удельный воспитатель. Число участников каждой команды определяется по численности самого маленького удела.

Каждый этап содержит два задания и нравственную ситуацию. Одно задание на знание, другое - на умение. Характер знаний и умений определяется направленностью удела. «Дружинный», например, специализирующийся на походах, предлагал ситуацию на смекалку. Этап эстафеты располагался на берегу реки. Детям предлагалось загрузить спасательный круг вещами для переправы. При этом ничего не должно намокнуть. Вещей же заведомо было настолько много, что без догадливости решить задачу не представлялось возможным. А тем не менее «ларчик просто открывался»; среди вещей находился свернутый в трубку надувной плотик, который можно было надуть и тоже загрузить вещами. Как ни странно, в основном догадывались девочки.

В задании на знание удел «Церковный» предлагал различить основные типы икон Божией Матери: «Одигитрию», «Умиление», «Знамение». Перед эстафетой ребята из этого удела прошли по другим и рассказали об иконах своим сверстникам.

Подготовка нравственной ситуации требует размышления, так как надо проверить не то, что ребенок знает о нравственности, а то, как он реально поступит. Не надо спрашивать, что ты сделаешь в такой-то ситуации - нужно реально предоставить возможность поступка.

Приведем примеры. В одном случае в комнате, где был расположен этап эстафеты, находился взрослый незнакомый «подставной» человек. Воспитатель же смотрел, как дети вели себя по отношению к нему: поздоровались или не обратили внимания. В другом случае в комнате специально было поставлено мало стульев. Тут внимание обращалось на то, как дети рассаживались: посадили ли старшие малышей или взгромоздились сами. В третьем случае на место этапа как бы «невзначай» приходила хозяйка по трапезной и просила на минутку кого-нибудь помочь ей. Здесь также отмечалось количество откликов. А предложенная помощь в пустую не уходила - для ребенка действительно находили небольшое поручение.

Правда, дети у нас неглупые. Некоторые из тех, кто уже был на прошлой смене, быстро уловили суть этих нравственных ситуаций. И стулья уже предоставляли младшим, со всеми незнакомыми «дяденьками» предпочитали здороваться, а на время эстафеты бодро откликались на любые просьбы старших. Поэтому, готовя нравственные ситуации, каждый раз приходилось напряженно размышлять.

Итак, каждая команда стартует с определенного этапа и должна все из них пройти по кругу. У старшего в команде находится путевой лист. В нем указаны расположение этапов, их последовательность. Так же путевой лист содержит три графы для оценок. Знания и умения оцениваются по десятибальной системе, а нравственные ситуации - зачетом-незачетом. В конечном итоге побеждает та команда, у которой больше всего зачетов и неплохие оценки. Команда-победитель отмечается сладким призом: конфетами, печеньем или пирогом. Эту сладкую радость победители обычно делят на всех, и радость становится обшей. Самые плохие результаты лучше не называть, чтобы не вызвать насмешек, обид, разочарований и других негативных реакций.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ

По воскресеньям к детям обычно приезжают мамы и папы, и этот день стал называться родительским. К этой встрече все готовятся: разучивают стихи, песни, сценки. Старшие воспитатели, директор лагеря и духовник проводят с родителями обшие беседы-встречи. Восстановление правильных отношений в семье - один из главных плодов, над которым трудятся воспитатели Страны Детства. Это - тема многих бесед с детьми и родителями. Из нее и готовятся встречи. Сейчас между детьми и родителями часто имеются скрытые в подсознании обиды, притязания, не позволяющие их отношениям складываться богоугодным образом. Родителям и воспитателям все это надо уметь замечать и преодолевать.

После родительского собрания дети с мамами и папами собираются своими семейками. Здесь у взрослых есть возможность обогреть родительским теплом и участием тех, к кому сегодня не смогли приехать. А многие дети ведь очень ждут этого. Поэтому родители еще на встрече с воспитателями призываются к тому, чтобы проявить свою любовь и к таким детям. После общения в семейках все приглашаются на полдник. Родительский день подходит к концу.

ПРОШАЛЬНЫЙ КОСТЕР
ЗНАКИ ДОБЛЕСТИ
МНОГОГОЛОСЬЕ

Смена близится к завершению. Дети с нетерпением ожидают ее венца - прощальный костер. Открывается он тем, что отличившимся за смену ребятам вручаются знаки доблести голубого и розового цветов.

Знаком доблести голубого цвета отмечается нравственный поступок жителя Страны Детства, совершенный в разных чрезвычайных обстоятельствах. Это может быть спасение утопающего друга, защита малышей от разъяренной собаки, смелость и отвага на пожаре. Знак розового цвета отмечает проявленное постоянство в каком-либо нравственном свойстве жителя Страны Детства. Как взрослый, так и ребенок может проявиться как набожный, любознательный, благопристойный, трудолюбивый, терпеливый, попечительный, отзывчивый, мирный, справедливый, мужественный, щедрый, послушливый, верный, надежный, честный, милосердный и пр.

Кроме знаков доблести в Стране Детства есть и другие знаки отличия. Русский плетеный пояс - им отмечается житель Страны Детства, вышедший на путь прибавки к имени. Она присваивается за уже постоянно проявляющееся качество доброй души, как это раньше водилось на Руси. Летопись сохранила для нас такие яркие образы, как Ярослав Мудрый, св. Иоанн Милостивый, св. Алексий Божий Человек.

Только при наличии голубого и розового знаков доблести, плетеного пояса и прибавки к имени житель Страны Детства выходит на путь к званию Гражданина Страны Детства.

Детям и воспитателям, отмеченным теми или иными знаками, даются факелы, которыми они зажигают прощальный костер.

Сам же он - это еще и хороводы, игры и, конечно, многоголосье. Наигравшись, усталые и веселые дети и взрослые садятся к догорающему костру. Под его чарующие отблески начинается многоголосье. Многоголосье - не концерт. Многоголосье - это когда душа одного слышит душу другого, откликается на ее зов. Правила просты: никто не знает, кто за кем выступит, никто не знает, кто с чем выступит. Никто не выходит на сцену - каждый поет или читает с места.

Прощальный вечер заканчивается очень поздно...

ПРОВОДЫ ДЕТЕЙ

В заключительный день смены весь лагерь приводится в полный порядок. Семейки моют и убирают свои комнаты, корпуса. Вместе с воспитателями ребята выбивают подушки, матрасы, одеяла.

По сложившейся традиции на двух последних линейках, вечерней и утренней, воспитатели называют своих лучших помощников в семейке и в уделе. Этим ребятам доверяется в последний раз опустить и поднять флаг Страны Детства.

Утром служится благодарственный молебен. Дети и взрослые благодарят Бога за прошедшую смену, молятся о благоденствии Страны Детства и ее жителей. После линейки детей с воспитателями, специально заказанный автобус, отвозит в условленное место встречи. Там они передаются родителям.

ПЕДСОВЕТЫ

Для поддержания жизни лагеря и своевременной помощи в возникающих затруднениях старшему воспитателю необходимо четко контролировать ситуацию. Важным действием для этого являются педсоветы. В первые дни смены, когда лагерь становится на ноги, есть необходимость проводить их ежедневно.

На них рассматриваются возникающие сложные педагогические ситуации, предлагаются варианты решений. Например, кому-либо из воспитателей бывает нужна помощь. Другому требуется встряска - сам он не замечает, что дела в его семейке (уделе) заваливаются.

Также старшему воспитателю и хозяйке необходимо знать, как идет подготовка к общелагерным событиям, чтобы вносить необходимые доработки. Полезно читать труды известных педагогов - мастеров своего дела - как живой пример педагогического опыта. Так у нас на педсоветах студенты знакомились с трудами известного польского педагога Януша Корчака.

Чтобы работа на педсовете не превращалась в переливание из пустого в порожнее, их надо ограничивать регламентом. Мы выделили время для педсовета с 5.00 до подъема детей. Таким образом оно ограничивалось, и это требовало от студентов максимальной собранности.

По материалам: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/camp/detlag/

 

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: