Радио блокадного ленинграда

Отсюда передачи шли на город», – писала о Ленинградском Доме радио Ольга Берггольц. Радио было едва ли не единственной нитью жизни, соединявшей замерзшие, без света и тепла, простреливаемые дальнобойной артиллерией и осыпаемые бомбами квартиры и их голодных обитателей с городом, согражданами, властью, фронтом, далеким тылом, Родиной… Измученных, на грани жизни и смерти, но так и не сдавшихся врагу.

 

Являясь «нитью жизни» для горожан, оно имело и несколько специальных направлений: для партизан и населения оккупированных районов области, для воинов фронта и моряков Балтики, работал в эфире театр, существовала редакция иновещания, говорившая со слушателями на немецком и финском. Особую историю имело и детское вещание той поры. В начале войны Политуправлением Ленфронта было предложено его прекратить. Но под давлением самих детей, оставшихся в блокадном городе, его пришлось восстановить.

 

Передачи шли не только на осажденный Ленинград, но и на Большую землю – на страну. И даже на весь мир. В невыносимых условиях Ленинградское радио с честью выполнило свой нравственный, культурнический, просветительский, пропагандистский и организаторский – профессиональный долг.

 

Без перебоев (ни на один день не прервалось!) блокадное вещание. Невероятный по нынешним временам, беспримерный подвиг! Радиожурналисты, дикторы, актеры, музыканты — да все сотрудники Радиокомитета совершали его просто и буднично, вместе с армией, моряками Балтики, всеми защитниками города. Это единение СМИ и народа, журналистики и общества и определяло градус творческой температуры и наполнение пульса радиоискусства и радиопублицистики. «Нигде радио не значило так много, как в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны», – скажет позже О.Берггольц, сама ставшая олицетворением радиоголоса города-фронта.

 

Радио во многом регламентировало жизнь осажденного города (сигналы воздушной тревоги и «отбоя», объявления об артобстрелах, о нормах продуктов, инструкции о поведении при тревоге ночью, о противопожарной обороне, о разведении огородов в городских скверах). Без регламентаций, высказанных и в форме приказа и в доверительных беседах с «Дарьей Власьевной, соседкой по квартире». Иначе, чем при помощи радио, нельзя было бы собрать огромные аудитории. Оно объединяло людей в единую и монолитную цепь обороны.

 

Писатели пришли на радио. Кто на журналистские должности, на ежедневную корреспондентскую работ, кто частым участником программ. Вс.Вишневский, М.Шолохов, Н.Тихонов, А.Толстой, В.Кетлинская, Вс.Азаров, Л.Успенский. Б.Лавренев, А.Прокофьев, М.Дудин и другие благодаря микрофону не только значительно расширили палитру своего творчества – они породили новый жанр — «радиоречи», своеобразное открыто-пафосное и в то же время камерно-интимное конкретное обращение к каждому радиослушателю персонально. Беллетризируя репортаж, они придавали журналистике образность – ее изначальное национальное качество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: