Цели профилактического медосмотра

Основная задача профилактического осмотра – это сохранение и поддержание здоровья граждан, а также предупреждение возникновения и развития болезней. Помимо этого данное медицинское мероприятие имеет и иные цели:

· Обнаружение хронических неинфекционных заболеваний;

· Установление группы здоровья;

· Осуществление краткого профилактического консультирования (для больных и здоровых граждан);

· Осуществление углубленного профилактического консультирования (для граждан с высоким и очень высоким суммарным риском сердечно-сосудистых заболеваний);

· Установление группы диспансерного наблюдения граждан, а также здоровых лиц, имеющих высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск.

Осмотр проводится один раз в два года. При этом в год прохождения диспансеризации он не осуществляется. При этом, граждане, задействованные на вредных и опасных работах (производствах) обязаны проходить обязательные медицинские осмотры в определенные периоды по собственному графику и в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 12.04.2011 №302н профилактическому медосмотру не подлежат.

 

Что включает в себя профилактический медосмотр?

Медицинский профилактический осмотр включает в себя прохождение обследований и сдачу анализов. Данные процедуры являются обязательными элементами медосмотра как для лиц мужского пола, так и для женского. Полный перечень необходимых исследований профилактического медосмотра отражен в таблице 1.

Таблица 1 – Список обследований, включенных в профилактический медосмотр

Полученные результаты выявляют основные показатели здоровья человека и в обязательном порядке заносятся в его медицинскую карту. На их основании в дальнейшем врачом будет определена необходимость дополнительных исследований или углубленного профилактического консультирования.

Если гражданин имеет на руках результаты обследований, которые проводились в течение года, предшествующего месяцу проведения профилактического медосмотра, то решение о необходимости повторного исследования принимается индивидуально с учетом всех имеющихся результатов и состояния здоровья конкретного гражданина.

 

Таблица 1 – Список обследований, включенных в профилактический медосмотр

Вид исследования Наименование Примечание
Опрос Анкетирование Проводится перед началом обследования, целью является выявление факторов, влияющих на ухудшение здоровья (инфекционные заболевания, курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, повышенная масса тела и т.д.)

Измерение

Антропометрия Включает в себя измерение роста пациента, массы и индекса массы тела, окружности талии; Полученные данные позволяют выявить избыточное содержание жировых отложений в организме
Артериальное давление Является одним из основных методов диагностики артериальной гипертонии


Анализ

Определение уровня общего холестерина в крови


Позволяет диагностировать ряд серьезных заболеваний

Определение уровня глюкозы в крови
Общий клинический анализ крови Основной анализ крови, проводимый для определения концентрации гемоглобина в эритроцитах, количества лейкоцитов и СОЭ


Диагностика

Определение суммарного сердечно-сосудистого риска Проводится для граждан в возрасте до 65 лет
Флюорография легких Выявляются заболевания дыхательной системы
Маммография Проводится для женщин в возрасте от 39 лет
Анализ Исследование кала на скрытую кровь Проводится для граждан в возрасте от 45 лет
Диагностика ЭКГ (электрокардиограмма) Определение ритма и проводимости сердца
Осмотр Прием врача-терапевта Проводится для определения группы состояния здоровья и группы диспансерного наблюдения, а также проведения краткого профилактического консультирования

 

Полученные результаты выявляют основные показатели здоровья человека и в обязательном порядке заносятся в его медицинскую карту. На их основании в дальнейшем врачом будет определена необходимость дополнительных исследований или углубленного профилактического консультирования.

Если гражданин имеет на руках результаты обследований, которые проводились в течение года, предшествующего месяцу проведения профилактического медосмотра, то решение о необходимости повторного исследования принимается индивидуально с учетом всех имеющихся результатов и состояния здоровья конкретного гражданина.

 




Подготовка к осмотру

Профилактическое медицинское обследование требует подготовки от каждого гражданина, которому он предстоит. При этом существуют определенные рекомендации как для мужчин, так и для женщин. Подготовка включает в себя два последовательных этапа, которые отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Этапы подготовки к профилактическому медицинскому осмотру

Этап Содержание этапа Примечание


Подготовительный (до обследования)

Отсутствие приемов пищи за 8 часов до осмотра Профилактический осмотр проводится натощак
Исключение физических нагрузок в день прохождения осмотра (в том числе и утренней физической зарядки) Данное правило необходимо для достоверного измерения пульса и ритма сердца пациента


В день осмотра

Утренний сбор мочи Объем биологического материала 100-150 мл. Правила сбора: · Тщательная гигиена наружных половых органов перед процедурой; · Сбор осуществляется спустя несколько секунд после начала мочеиспускания Ограничения: · Менструация у женщин; · Употребление в пищу моркови или свеклы за 24 часа до начала сбора (указанные овощи влияют на цвет мочи); · Период после полутора часов после сбора мочи (после этого времени биоматериал не пригоден для исследования); · Температура транспортировки ниже нуля (при низких температурах происходит осадок солей, содержащихся в моче. Его могут неверно интерпретировать как проявление почечной патологии)
Утренний сбор кала Транспортировка материала производится в специальном контейнере (продается в аптеках), перед процедурой сбора необходимо проведение гигиенических мероприятий


Подготовительный (до обследования)

Отсутствие приемов пищи за 8 часов до осмотра Профилактический осмотр проводится натощак
Исключение физических нагрузок в день прохождения осмотра (в том числе и утренней физической зарядки) Данное правило необходимо для достоверного измерения пульса и ритма сердца пациента


В день осмотра

Утренний сбор мочи Объем биологического материала 100-150 мл. Правила сбора: · Тщательная гигиена наружных половых органов перед процедурой; · Сбор осуществляется спустя несколько секунд после начала мочеиспускания Ограничения: · Менструация у женщин; · Употребление в пищу моркови или свеклы за 24 часа до начала сбора (указанные овощи влияют на цвет мочи); · Период после полутора часов после сбора мочи (после этого времени биоматериал не пригоден для исследования); · Температура транспортировки ниже нуля (при низких температурах происходит осадок солей, содержащихся в моче. Его могут неверно интерпретировать как проявление почечной патологии)
Утренний сбор кала Транспортировка материала производится в специальном контейнере (продается в аптеках), перед процедурой сбора необходимо проведение гигиенических мероприятий

 

Таблица 3 – Специальная подготовка к профилактическому осмотру

 

Категория граждан Подготовка к исследованию
Лица (мужчины и женщины) от 45 лет Необходимо за трое суток до проведения обследования воздержаться от употребления в пищу: · Мяса; · Железосодержащих продуктов (фасоль, шпинат, яблоки и т.д) и лекарств; · Аскорбиновой кислоты; · Овощей, содержащих такие ферменты, как каталаза и пероксидаза (содержатся в огурцах, цветной капусте и т.д.). Помимо этого стоит отказаться от слабительных препаратов и использования клизм. Эти ограничения необходимы для правильного исследования кала на скрытую кровь
Женщины Ограничения для женщин, при которых процедура забора мазка с шейки матки не производится: · Менструация; · Инфекционно-воспалительные заболеваний органов малого таза; · Половые контакты за два дня до исследования Помимо этого следует отменить любые вагинальные препараты, спермициды, тампоны и спринцевания
Мужчины от 50 лет За 7-10 дней до осмотра следует исключить: · Ректальный осмотр; · Массаж простаты; · Клизмы; · Половой акт; · Лечение ректальными свечами; · Другие воздействия на предстательную железу механического характера

Указанные этапы подготовки обязательны для всех пациентов, независимо от их пола и возраста. Благодаря соблюдению данных рекомендаций результаты исследований будут точнее и достовернее отражать состояние организма. Наряду с этим существует специальная подготовка, которая проводится только определенной категорией граждан в зависимости от возрастных показателей, а также по гендерному принципу. Особенности подготовки к исследованию представлены в таблице 3.

 

Соблюдение рекомендаций, приведенных выше, позволит в значительной степени увеличить вероятность выявления имеющихся заболеваний, повысит точность результатов анализов, а также даст возможность предоставить более точные рекомендации для пациента.

 

4.

Первичная Людям, показатели давления у которых находятся в пределах до 140/90 мм рт. ст., особенно при наличии лишнего веса и других факторов риска развития патологии, показана первичная профилактика гипертонической болезни. Рекомендуемый комплекс мер включает в себя: Специальную диету – снижение количества употребляемой в пищу соли, введение в меню продуктов, богатых магнием и калием, отказ от избыточного количества в ежедневном рационе животных жиров и «быстрых» (легкоусвояемых) углеводов. ведение активного образа жизни, отказ от гиподинамии (ежедневные занятия физическими упражнениями, активность на свежем воздухе); отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя); похудение (для людей с лишним весом); нормализацию режима труда и отдыха, сна, ежедневное соблюдение четкого режима дня (подъем и отход ко сну в одно и то же время); устранение факторов избыточного стресса, повышенных психологических перегрузок. Меры первичной профилактики включают в себя своевременное лечение хронических заболеваний сердечно-сосудистой и иных систем, способствующих прогрессированию гипертонической болезни, регулярное диспансерное наблюдение, контроль показателей давления. Если проводимые мероприятия не приносят устойчивого результата (стабилизация состояния пациента и восстановление нормы по показателям), может рекомендоваться прием медикаментозных препаратов или иные меры консервативного лечения (физиотерапия, лечебная физкультура).

5.

6. Основная цель:

-предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний;

-обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказание самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;

-подробное обучение больных правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам правильного питания;

-образование населения по язвенной болезни и ее осложнениям.

 

Специалисты разъясняют пациентам причины появления заболевания, о необходимости активного участия в лечении и профилактике болезни, обучают их правилам самопомощи при обострении болезни правилам самопомощи, что позволяет снизить заболеваемость и улучшить качество жизни больных. Необходимость проведения занятий в гастро-школах определяется, в первую очередь, сохраняющимся уровнем заболеваемости и развитием различных осложнений. В ходе лекций пациенты получают подробную информацию о причинах образования болезни и ее распространенности. Большое внимание уделяется лечению осложнений язвенной болезни и обучению больных определению основных клинических симптомов прободения язвы. Образовательная программа школ способствует более распространенному обращению к врачу, тем самым увеличивая число выявления осложнения на ранних стадиях, а это в дальнейшем снижает экономические затраты и количество смертных исходов.

Гастро-школу могут посещать все больные заболеванием желудочно-кишечного тракта. В одну группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания. Такое смешение допустимо, т.к. больные желудочно-кишечного тракта с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшими, что идет последним на пользу.

Количество больных в группе. Опыт показывает, что для успешных занятий количество больных в группе не должно превышать 6-8 человек.

Реквизит. Для занятий можно использовать любое помещение. Важно, чтобы больным было удобно делать записи по ходу занятий. К каждому занятию желательно иметь какой-то демонстративный материал-плакат, лекарства, видеофильмы и т.д.

Как организовать цикл занятий. Общая продолжительность цикла составляет около двух-четырех недель и включает 5-6 занятий. Цикл обучения основан на разработанной обучающей программе. Мы рекомендуем начинать гастро-школу в вечернее время, т.к. больные должны успевать на занятия после работы. Продолжительность одного занятия около 1часа. Частота занятий – 2 раза в неделю в будние дни.

Как строится занятие. На первом занятии нужно предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятий. Таким образом, монолог врача перебивается вопросами и замечаниями больных и занятие быстро из лекции превращается в беседу. Желательно заранее подготовить вопросы, с которыми вы будете обращаться к аудитории, чтобы выяснить уровень информированности больных и заставить активно работать аудиторию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЫ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

 

№№ пп Тема занятий
1. Что такое язвенная болезнь? Что способствует развитию язвенной болезни и ухудшает ее течение
2. В чем выражается язвенная болезнь. Как протекает язвенная болезнь.
3. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.
4. Как питаться в разные периоды язвенной болезни
5. Гигиенический режим – основа лечения
6. Профилактика обострений язвенной болезни.

 

7.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).

Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.

Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.

 

8. Вторичная профилактика заключается в диспансеризации пациентов в поликлинике.

9.

Задачи школы материнства

 

Прямая задача, которую ставит перед собой любая школа материнства, заключена в основном во внимании к эмоциональному состоянию беременной, которое меняется, в зависимости от срока. И самый пик «накала страстей» приходится на заключительный этап всего срока — роды. И к ним следует готовиться на протяжении всех девяти месяцев.

 

Положительное влияние оказывают занятия в группе таких же, отмеченных беременностью, счастливиц. Когда ты не один, не так страшно. А различные мнения, состояния, эмоции и мысли, находящихся рядом людей, отвлекают от своих волнений, успокаивают и развлекают. Такая замечательная наука «психосоматика» лишний раз подтверждает своё право на существование в подобных школах. Она утверждает, и далеко не беспочвенно, тот факт, что как вы себя психологически и эмоционально настроите, так всё и пройдёт. И в обратную сторону что-то пережить, «победить» любой недуг вполне возможно, всего лишь изменив своё отношение к нему. И тому есть много подтверждений научно обоснованных

 

Что же входит в обязательную программу?

 

Естественно, самое главное, это активная и осознанная подготовка к родам. Уделяется важное внимание таким направлениям, как физические и дыхательные тренировки, различные виды массажа, способы физического и морального расслабления. Женщина морально готовится понять и «принять» всё то, что с ней происходит на данный момент и в будущем. В школе учат правильно и адекватно реагировать на все происходящие перемены. Иными словами, школа будущих мамочек адаптирует женщину к новому для неё состоянию и учит, как пользоваться им и вести себя, ни на минуту не забывая о её будущем ребёнке. Вся программа подготовки разбита, как правило, на три части, в соответствии с числом триместров.

 

 

Занятия в первом триместре: специальная гимнастика

 

В первом триместре, являющемся самым тревожным и волнительным, посещение беременной занятий в школе, будет как нельзя кстати. Посещая подобные «уроки», женщины обучаются разнообразным упражнениям, относящимся к лечебной физкультуре. Доктор показывает, как правильно нужно их выполнять, чтобы они принесли пользу будущей мамочке и её, ещё такому маленькому малышу. На подобных занятиях присутствует врач-гинеколог, который объясняет все нюансы, связанные с зачатием, развитием плода, обращая внимание на все физиологические моменты и особенности, которые могут возникнуть, и их решение с медицинской точки зрения. Ему можно задать любые волнующие вас вопросы и получить доступные, развёрнутые ответы.

 

Занятия во втором триместре: навыки ухода за ребёнком

 

Второй триместр довольно насыщен различными открывающимися возможностями для женщины, а также бурными изменениями, которые происходят в её организме и с её быстро «взрослеющим» крохой. Школа материнства огромное внимание уделяет профилактике возможных проблем, связанных с личной гигиеной, поведением женщины, её отношению к своему стремительно меняющемуся состоянию. Также идёт освоение новых возможностей, которые даёт специальная гимнастика, вводятся дополнительные упражнения. Проводятся занятия, на которых знакомят будущую мамочку с основами ухода за малышом, на уровне среднего медицинского работника, объясняя азы педиатрии и ухода за новорожденным. Подключаются со своими разъяснениями и формированием правильного отношения к будущему и квалифицированные опытные психологи. Они помогают справляться с депрессиями, страхами, волнениями и нервным напряжением. Специалисты дают ясное и доступное понимание грядущего события, связанного с рождением.

 

 

Занятия в 3 триместре: подготовка к родам и грудному вскармливанию

 

Третий триместр самый долгожданный и значительный. К нему стоит как следует подготовиться и встретить его долгожданное окончание «во всеоружии». Добавляются новые упражнения по гимнастике и дыхательным тренировкам, которые смогут облегчить родовую деятельность. Педиатры объясняют, как правильно готовиться к грудному вскармливанию, сцеживать молоко, бинтовать грудь, ухаживать за ней. Есть занятия, посвящённые лактации и её проблемам. Акушер-гинеколог объясняет технологию предстоящих родов, как должна проходить подготовка к родам и каким должно быть поведение женщины во время их прохождения. А также психолог и юрист готовы поделиться всеми своими знаниями и опытом для решения возникающих вопросов и индивидуальных консультаций.

 

10.

Первичная профилактика включает в себя:

· полный отказ от употребления алкогольных напитков;

· соблюдение диеты;

· отказ от курения и наркотических средств;

· предупреждение интоксикации организма;

· повышение двигательной активности;

· периодическое обследование у гастроэнтеролога;

· своевременное лечение патологии печени (гепатита), желчного пузыря и кишечника.

 

Вторичная профилактика направлена на предупреждение обострений панкреатита. Она предполагает:

· соблюдение назначений врача;

· отдых в санатории;

· питье негазированной минеральной воды (вне обострения);

· физиопроцедуры;

· соблюдение диеты №5;

· обследование (УЗИ, анализ крови, мочи и кала) не реже 2 раз в год.

 

11. Основной задачей диспансерного наблюдения женщин в период беременности является предупреждение и ранняя диагностика возможных осложнений беременности, родов, послеродового периода и патологии новорожденных.

Необходимо раннее взятие на учет по беременности – при сроке беременности до 12 недель.·

Это позволит своевременно решить вопросы о целесообразности дальнейшего сохранения беременности, рациональном трудоустройстве, установить степень перинатального риска и при необходимости провести комплекс мероприятий по оздоровлению беременной.·

При взятии беременной на учёт врач заводит «Индивидуальную карту беременной и родильницы» (форма № 111/у). В эту карту заносятся паспортные данные, результаты подробно собранного анамнеза, включая семейный анамнез, перенесённые в детстве и зрелом возрасте соматические и гинекологические заболевания, операции, переливания крови, особенности менструальной, половой и генеративной функций, а в дальнейшем при каждом посещении записывают все данные опроса, физикального обследования, лабораторных исследований, назначения.

В результате обследования определяют возможность вынашивания беременности и степень перинатального риска, а также вырабатывают план ведения беременности в соответствии с группой риска.

Периодичность посещений и объем обследований, необходимость их выполнения врач акушер-гинеколог должен обсудить с беременной и получить её согласие.

При физиологическом течении беременности осмотры беременных женщин проводятся:

1. врачом-акушером-гинекологом – не менее семи раз;

2. врачом-терапевтом – не менее двух раз (первый осмотр проводится не позднее 7-10 дней после первичного обращения в женскую консультацию, второй - в III триместре);

3. врачом-стоматологом – не менее трех раз (первый осмотр проводится не позднее 7-10 дней после первичного обращения в женскую консультацию, а затем в каждом триместре);

4. врачом-оториноларингологом, врачом-офтальмологом – не менее одного раза (не позднее 7-10 дней после первичного обращения в женскую консультацию);

5. другими специалистами – по показаниям, с учетом сопутствующей патологии.

После первого осмотра явка через 7-10 дней с анализами, заключением терапевта и других специалистов; в дальнейшем до 20 недель – 1 раз в месяц; с 20 до 28 недель – 2 раза в месяц; с 28 до 40 недель – 1 раз в неделю.

При выявлении соматической или акушерской патологии частота посещений возрастает. При неявке женщины к врачу в течение 2 дней после очередного срока необходимо направить к ней на дом участковую акушерку для патронажа. Дородовый патронаж дважды осуществляют в обязательном порядке: при взятии на учёт и перед родами.

Скрининговое ультразвуковое исследование проводится трехкратно: при сроках беременности 11-14 недель, 20-22 недели и 30-34 недели.

Первое скрининговое УЗИ проводится в медицинской организации, которая осущетсвляет экспертный уровень пренатальной диагностики. Для проведения комплексной пренатальной диагностики нарушений развития ребенка, кроме УЗИ проводят определение материнских сывороточных маркеров – РАРР-А и свободной β-ХГЧ с последующим программным комплексным расчетом индивидуального риска рождения ребенка с хромосомной патологией.

Второе скрининговое УЗИ также проводится в медицинской организации, осуществляющей пренатальную диагностику. Цель УЗИ в сроке беременности 20-22 недели – исключение врожденных аномалий развития плода, проявляющихся на более поздних сроках.

При сроке беременности 30-34 недели ультразвуковое исследование проводится по месту наблюдения беременной женщины.

Если риск хромосомных нарушений у плода высокий и/или обнаруживают врожденные пороки развития плода по УЗИ, женщина направляется в медико-генетическую консультацию для медико-генетического консультирования и установления или подтверждения пренатального диагноза с использованием инвазивных методов обследования.

Все вопросы, касающиеся подтверждения диагноза и дальнейшей тактики ведения беременности при пороках развития плода решаются перинатальным консилиумом.

Прерывание беременности по медицинским показаниям проводится независимо от срока беременности по решению перинатального консилиума врачей после получения информированного добровольного согласия беременной женщины.

С целью искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям при сроке до 22 недель беременная женщина направляется в гинекологическое отделение. Прерывание беременности (родоразрешение) после 22 недель проводится в условиях обсервационного отделения акушерского стационара.

Если при наличии порока развития у плода возможна хирургическая коррекция в неонатальном периоде, родоразрешение осуществляется в акушерских стационарах, оказывающих реанимационную и интенсивную терапию новорожденным круглосуточно.

При невозможности оказания необходимой медицинской помощи новорожденному с пороками развития в субъекте Российской Федерации, беременная женщина по заключению консилиума врачей, направляется в медицинскую организацию, имеющую лицензию на оказание данного вида медицинской помощи.

При постановке беременной женщины на учет в соответствии с заключениями профильных специалистов врачом-акушером-гинекологом до 11-12 недель беременности решается вопрос о возможности вынашивания беременности.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: