Музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста

Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Игры-сказки дети исполняют в свободное от занятий время. Нередко игры-сказки составляют часть детских праздников. Например, игру «Дудочка» можно провести на Первомайском празднике, сказку «Холодный нос, короткий хвост» — на празднике, посвященном выпуску детей в школу.

Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.

Прежде чем предложить детям слушать сказку, музыкальный руководитель и воспитатель должны хорошо знать ее, освоить текст, выучить музыку и художественно ее исполнить. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет воспринята и тем правдивее и выразительнее передадут дети образы сказки.

Сказка усваивается обычно в несколько этапов.

На первом этапе педагог выразительно читает сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. По прошествии некоторого времени, примерно через неделю или больший промежуток, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.

На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: сказку можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Воспитатель читает сказку, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят слова и поют песню того или иного персонажа.

Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается. Разучивание сказки на данном этапе следует проводить сидя на стульях.

На третьем этапе дети усваивают текст сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. Руководитель дает некоторые режиссерские указания, например: откуда выходить действующим лицам, в каком направлении двигаться, где им находиться и т. д. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки.

Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).

На четвертом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.

На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным.

Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.

Можно организовать приход на этот спектакль как посещение театра. Дети берут в кассе билеты, контролеры проверяют билеты, указывают места, куда сесть, и после третьего звонка начинается исполнение сказки. Желательно для углубления и закрепления впечатлений посмотреть спустя некоторое время эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше) с другими исполнителями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: