Быт, культура, фольклор

Отличительные черты

· Богослужебно-обрядовые особенности[править | править код]

· Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной»:

· Двуперстие при крестном знамении.

· Крещение только путём троекратного полного погружения.

· Исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).

· Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа: ср. укр. Ісус Христос, белор. Ісус Хрыстос, серб. Исус, русин. Ісус Хрістос, макед. Исус Христос, босн. Isus, хорв. Isus

· не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.

· богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».

· нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

· не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.

· не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

· сохраняются начальные и исходные поклоны.

· поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

· Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

· Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).

· в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

· более широко используются погласицы в церковном чтении.

· сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.) — см. список различий.

Символ веры

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Старообрядцы считают, что греческие слова в тексте — τò Κύριον — означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго), и что по самому смыслу Символа веры требуется в нём исповедовать Духа Святого истинным, как исповедают в том же Символе веры Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2 члене: «Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна»)[18]:26.

Сугубая аллилуия

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа[19].

По мнению старообрядцев, древняя церковь говорила «аллилуия» дважды, поэтому и русская дораскольная церковь знала только двойную аллилуию. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке[19]. Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе[18]:24.

Поклоны

Не допускается замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов:

1. «обычный» — поклон до персей или до пупа;

2. «средний» — в пояс;

3. малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние);

4. великий земной поклон (проскинеза).

У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).

«Обычный» поклон сопровождает каждение, возжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.

Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.

Богослужебное пение[править | править код]

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения).

В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

Иконопись

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».

В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил использование литых икон.[ когда? ] Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями старообрядцев.

Быт, культура, фольклор

У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.

Некоторые беспоповские согласы (поморы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке[23].

Апокрифы

Апокрифы были широко распространены на Руси среди христиан ещё до раскола. У части старообрядцев существовал интерес к апокрифам, чаще всего эсхатологическим. Некоторые из них названы и осуждены в «Окружном послании» 1862 года: «Видение апостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам», «Сон Богородицы», «Хождение старца Агапия в рай», а также «Сказание о двенадцати пятницах», «Епистолия о неделе», «Беседа трёх святителей», «Иерусалимский список» и др. В XVIII—XIX веках преимущественно среди беспоповцев появляется ряд самобытных апокрифических сочинений: Седмитолковый апокалипсис, «Книга Евстафия богослова об антихристе», «Толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», «Слово от старчества, в немже инок Захария беседова к ученику своему Стефану об антихристе», ложное толкование Дан. 2. 41—42, 7. 7, «Повесть о бражнике, из бесед евангельских», тетрадь «О винном сотворении» (якобы из документов Стоглавого собора), «О бульбе» из книги Пандок, «О духовном антихристе», а также «тетрадь», в которой названа дата кончины мира (Окружное послание. С. 16—23). Существовали старообрядческие апокрифические сочинения, направленные против употребления картофеля («Царь именем Мамер», со ссылкой на книгу Пандок); сочинения, содержащие запрет на употребление чая («В коем доме самовар и посуда, в тот дом не входить до пяти лет», со ссылкой на 68-е правило Карфагенского собора, «Кто пьет чай, тот отчаивается будущего века»), кофе («Кто пьет кофий, в том заводится злой ков») и табака, приписываемые Феодору IV Вальсамону и Иоанну Зонаре; сочинения против ношения галстуков («Сказание о платах, неции носят, выписано ис Кроника, сиречь Летописца латынского»). Запрет на чтение сочинений, названных в «Окружном послании», действовал только у старообрядцев Белокриницкой иерархии. Среди отдельных представителей беспоповцев многие из этих «тетрадей» до сих имеют хождение[24]. В РДЦ соборным определением повторён запрет на чтение апокрифов, написанный Иоанном Зонарой на 39-е праздничное послание святителя Афанасия Александрийского: «чтобы некоторые по заблуждению не читали и так называемых апокрифических книг, и не получили отсюда вреда, будучи „простодушными“, то есть малообразованными и удобообльщаемыми»[25]. До настоящего времени в старообрядческой среде в дни Великого поста и Страстной седмицы читают апокрифический сборник «Страсти Христовы».

География старообрядчества[править |

· Центральная Россия: беглопоповцы, бегуны, Любушкино согласие, средники и федосеевцы.

· Русский Север: Поморское согласие, Филипповское согласие, Аароново согласие, аристовцы.

· Поволжье — кержаки, кулугуры, нетовцы, рябиновцы, самокрещенцы.

· Юг России — липоване, некрасовцы, неокружники.

· Забайкалье — семейские.

· Прибалтика — Древлеправославная поморская церковь

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человек. Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области — 11,89 %. За пределами современной России в 1897 году жило 522 332 старообрядца, из них в Царстве Польском — 9423 (0,1 % всего населения), белорусских и прибалтийских губерниях — 207 009 (1,66 %), украинских губерниях и Бессарабии — 175 733 (0,69 %), в Закавказье — 65 123 (1,32 %), Средней Азии — 65 044 (0,84 %).

В отчёте обер-прокурора Святейшего синода за 1903—1904 годы общая численность старообрядцев в Российской империи исчислялась в 1 984 182 человека (в 1909 году — 1 900 500); правда, отмечалось, что данные, составленные на основе докладов епархиальных архиереев, весьма условны. За 1909 год из Российской Православной церкви в старообрядчество перешли 1946 человек (403 человека — к белокриницким; 138 — к беглопоповцам; 1405 — к беспоповцам). Из старообрядчества к Российской Православной церкви присоединилось 5243 человека.

Возле Москвы широко известны Гуслицы — обширная старообрядческая область к востоку от столицы, включавшая много сёл и деревень, а также такие города, как Егорьевск и Воскресенск, населённая в основном старообрядцами-поповцами.

По данным всероссийского исследования «Арена (Атлас религий и национальностей России)», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, в России проживают около 400 тысяч старообрядцев, или 0,2 % населения страны; 26 % российских старообрядцев проживают в городах-миллионерах[26][27].

В 2018 году в России было зарегистрировано 379 старообрядческих религиозных организаций, в том числе Русская православная старообрядческая церковь — 112 (в том числе 1 духовное образовательное учреждение и 5 монастырей), Древлеправославная церковь — 45, Поморская церковь — 11 (в том числе 1 монастырь), Федосеевское согласие — 12[28].

На Украине, по данным 2007 года, Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие) наиболее всего была распространена в Одесской(15 общин), Винницкой (13 общин) и Черновицкой (8 общин) областях[29].

 

Пустозерск

Где находится? Фактически нигде. Пустозерск - исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар. В чем святость? Пустозерск был местом, где протопоп Аввакум жил в ссылке в земляной яме 15 лет, писал свое житие и был сожжен. Пустозерск и сегодня является местом старообрядческого паломничества и почитается ими как святое место. Здесь построена часовня и трапезная, стоят памятные кресты

Рогожская слобода

Где находится? Москва. В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня. Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов. Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих. К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек

Православные церкви вне общения со Вселенским православием — общее обозначение церковных объединений, находящихся вне евхаристического общения с единой Православной церковью, вне юрисдикции поместных церквей. Варианты этого термина имеют место, прежде всего, в церковных документах и литературе[1][2][3][4][5], но также в светских изданиях и выступлениях[6][7][8][9]. Синонимами являются понятия непризнанные [8][10], неканонические и раскольнические/схизматические православные церкви (юрисдикции) [11][12][13][14][15], православные церкви неопределённого статуса [6], автономные православные направления (конфессии) [7], альтернативное православие [16][17][18][19][20], маргинальное православие, православные диссиденты [21], и другие. В данную группу не включаются дохалкидонские Древние восточные церкви, которые также именуют себя православными (ортодоксальными), но исповедуют иное, монофизитское богословие[22].

Почти все общины вне общения со Вселенским православием имеют собственную церковную иерархию и административные центры, обычно действующие параллельно на одних и тех же территориях, есть и не подчинённые никому отдельные группы, священники и монахи[23]. С точки зрения церковной идеологии и «стиля» церковного служения, эти общины образуют широкий спектр вариантов — от ультраконсервативных и консервативных (таких большинство) до умеренных, либеральных и даже ультралиберальных («обновленческих»). В России подавляющее большинство таких православных общин совершают своё служение в частных помещениях, не имея обособленных храмовых зданий. Численность этих общин, как правило, составляет от нескольких человек до нескольких сотен, оценки общей численности последователей данных организаций в мире сильно колеблются от одного до ста миллионов человек[24][25]. В России действуют от 15 до 30 их церковных объединений[26].

Единая Православная церковь (Вселенское православие) существует в виде сообщества самостоятельных поместных церквей. Их объединяет не какой-либо церковно-административный центр, но, прежде всего, общее православное вероучение и общение в таинствах[27][28]. Православие отвергает концепцию «взаимного евхаристического общения» («интеркоммунион») с отделившимися от него христианскими группами, как неправославными, так и православными раскольническими[29][30]. Таким образом, отделение какого-либо церковного объединения от Вселенского православия, даже при сохранении православного учения, ставит его вне евхаристического общения с поместными церквами, вне «границ Церкви»[31].

Близким, но не тождественным евхаристическому общению, является понятие «канонического общения» — признания иерархии той или иной церкви[27]. Важнейшим признаком каноничности церкви являются непрерывное апостольское преемство в рукоположении священнослужителей, в случае нарушенного или сомнительного преемства, такие церкви считаются «безблагодатными», с недействительными таинствами[12]. Следует подчеркнуть, что техническая непрерывность апостольской преемственности рукоположений отрицается далеко не за всеми неканоническими церквями, но рукоположения, совершенные вне канонических структур, по определению рассматриваются как незаконные, то есть не санкционированные церковью.

А. Н. Лещинский выделяет семь пересекающихся подтипов объединений альтернативного православия: 1) дореформенные (древлеправославные и старостильные) церкви; 2) эмигрантские (РПЦЗ); 3) Истинно-Православная церковь; 4) Катакомбная церковь, 5) «автокефальные»; 6) апокалиптические (Пензенские затворники); 7) обновленческие[19][34]. В то же время А. Г. Краснова отмечает, что «данная классификация, на наш взгляд, обладает тем существенным недостатком, что в ней нет чёткости критерия, по которому происходит разделение»[35].

В четырёхтомнике священника П. В. Бочкова неканонические православные юрисдикции разделены на: политические, реформаторские, идейно-национальные и старостильный расколы[15].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: