double arrow

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЦИОНАЛИЗМЕ КАК ФИЛОСОФСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Характерные черты философии Нового времени…………………………….4

2. Общее представление о рационализме как философском направлении……6

3. Рационализм в философии Нового времени………………………………….8

3.1 Взгляды Р. Декарта…………………………………………………………8

3.2 Философия Б. Спинозы…………………………………………………….9

3.3 Представления Г. В. Лейбница…………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь наполнена ситуациями выбора, который нам необходимо совершать ежесекундно. Мы не можем жить, не ориентируясь в этом мире, не имея представления о нем, не постигая его. Сначала мы всегда выбираем, а затем уже оправдываем свой выбор или испытываем разочарование от принятого решения. Мы обязаны постоянно совершенствовать свой разум, чтобы быть ближе к реальности. В этом плане философия способствует составлению некой картины мира, которая могла бы открыть для нас смысл происходящего вокруг в данный момент времени или в эпохе предыдущих лет.

С этой точки зрения процесс изучения философии сохраняет свою актуальность для будущих профессионалов в любой области знания: технической, гуманитарной или общеобразовательной. Мы постигаем мир с помощью разума, с его же помощью мы открываем истины, строим знания, занимаемся наукой, строительством цивилизации и культуры, организуем социальную жизнь, рассуждаем о морали и праве.

В общем понимании рационализм представляет собой метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Однако, как и другие философские понятия, рационализм не имеет однозначного определения, поскольку подходов к пониманию рационализма столько, сколько философских направлений, принимающих одно определение и критикующих другое.

Цель нашей работы: изучение вопроса понимания рационализма в рамках философии Нового времени.

Исходя из цели, определены задачи:

1. Выделить характерные черты философии Нового времени.

2. Сформировать общее представление о рационализме как философском направлении.

3. Охарактеризовать взгляды представителей философского рационализма в эпоху Нового времени.




4. Сделать выводы на основе изученного материала.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новым временем в литературе обычно называют период истории, следующий после эпохи Возрождения. К XVI – XVII вв. вся европейская культура подвергается глубочайшим трансформациям, которые находят свое выражение не только через социальную революцию в обществе, связанную с переходом от феодализма к капитализму, но и через начало научной революции. Появляется интерес к эксперименту, к классификациям, отмечается особое пристрастие к рациональному познанию и объяснению мира, формируется экспериментально-математическое естествознание. В свою очередь революционные процессы, происходящие в науке, влияют и на зарождение новой философской ориентации [11].

На мой взгляд, подобное изменение было вполне логичным, так как смена эпох неизбежно привела к поиску нового союзника, в качестве которого философия выбрала себе естественные и точные науки. Произошло зарождение и утверждение нового общественного строя, выдвинувшего новые ценности и основы человеческого бытия [4]. Объяснимо, что в смену эпох перед обществом, в целом, и перед философами, в частности, встала проблема разработки новых методов, путей и приемов изучения мира.

Особенности философии Нового времени продиктованы процессом перехода учения о природе в ведение науки. Актуальной становится проблема метода познания, поэтому в философии на передний план выходит гносеология, перед которой становится задача объяснения процесса познания и поиска оптимального пути постижения истины. В объяснении процесса познания возникает противостояние между представителями двух философских направлений: эмпиризма и рационализма. В первом случае ставка делается на чувственный опыт, а во втором – на разум, несущий в себе неограниченные возможности познания мира. Тем не менее и те, и другие принимают за истину, что знание есть сила. Особенностью философии Нового времени явилось также противостояние материализма и идеализма [8].



Философию Нового времени можно назвать философией субъективности. Ценность человека в данный период ясна и отчетлива. В Новое время субъективность становится основанием философии [11].

Я считаю, что парадигма субъективности и способствовала становлению проблемы разума, как некого ядра, центра, философии Нового времени. Но для современной науки, на мой взгляд, важно не разделять философские концепции на эмпирические и рационалистические, материалистические и идеалистические, критически относится к столь упрощенному делению чувств и разума, материи и сознания, а рассматривать их в совокупности, взяв из прошлого опыта накопленные знания о природе человека, о силе его возможностей и способностей. Только таким способом можно достичь истинного понимания необходимости формирования в нашем сознании особого отношения к изучаемой философской дисциплины.   

В связи с тем, что наша тема тесно связана с пониманием рационализма как философского направления, в следующем разделе сформируем о нем общее представление, позволяющее глубже понять его содержание.

 

 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЦИОНАЛИЗМЕ КАК ФИЛОСОФСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Рассматривая какой-либо термин, следует сформировать представление о нем с разных точек зрения. С этой целью постараемся рассмотреть, что представляет собой понимание рационализма как философского направления в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле – рационализм представляет собой определенную общую ориента­цию и стилистику мышления, а также доминирующую линию философского развития, берущую свое начало от идей Платона и продолжающуюся вплоть до первой трети – середины XIX века. Рационализм данного периода был ориентирован на разумность и естественную упорядоченность мира. Он отличался своей внутренней логикой и гармонией, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. В основе лежал гегелевский тезис, гласящий, что все действительное разумно, а все разумное действительно. Классический западно-европей­ский рационализм отличался стойкой приверженностью традици­онной метафизической проблеме. Он был нацелен на поиск сущности, истины, пре­дельных оснований сущего, фун­даментальных структур бытия и сознания. Для представителей этого направления мир представлялся целостным и единым. Данная установка была радикальным образом разрушена в неклассической фи­лософии, в которой доминирующую позицию занимала антиметафизическая направленность, отвергающую любые представления о раци­ональных основаниях мира.

В неклассической философии произошел распад традиционного субъекта и всех субъектно-объектных связей. Акцент был сделан на то, что объект и субъект изначально взаимно принадлежат друг другу, причем последний мыслится как всегда находящийся внутри, а не вне мыслимого, внося таким образом соот­ветствующие эффекты в познание. Рационализм этого периода наряду с тождеством бы­тия и мышления признавал тождество мышления и речи (речи отводилось исключительно промежуточное место между мышлением и миром). Язык признавался контролируемым средством логической работы, инструментом, способствующим отображению всего мира в представлениях. Начиная с работ Ницше и его многочисленных экспериментов по поводу языка (особенно в XX веке), все философские проблемы постепенно стали переводиться в сферу языка и решаться на основе анализа его средств и выражений. Социально-историческую проблематику философский рационализм рассматривает, пытаясь обнаружить логику в разви­тии самой истории, выявить в ней некие регулярности, указывающие на истинную природу человека и позволяющие тем самым выстраивать политико-право­вые и нравственные институты, соответствующие этой природе. С этой позиции история представляется разумным, закономерным, линейным и обязательно прогрессивным рядом, способным подвергаться человече­скому преобразованию.

В узком смысле рационализм можно определить, как це­лостную гносеологическую концепцию, противостоящую эмпиризму и сенсуализму, провозглашающую разум в качестве главной формы и источника познания. В таком виде рационализм начал формироваться именно в философской концепции Нового времени благодаря работам Декарта, Спинозы, Лейбница. Влияние на его формирование оказало развитие математики и естествознания. Хотя в литературе указывается, что истоки данного рационализма уже обнаруживались в трудах Сократа, Платона и Аристотеля [2], [5].

Таким образом, можно отметить, что рационализм, как метод принимался многими мыслителями в разные эпохи, поэтому признать его характерной чертой какой-либо одной философии не является правильным. Следует учитывать все точки зрения и мнения, с целью большего погружения в изучаемую тему.

Следующий раздел позволит нам охарактеризовать взгляды представителей философского рационализма в эпоху Нового времени, что будет соответствовать цели нашей работы.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: