Рационализм в философии Нового времени

Взгляды Р. Декарта

В нашей работе уже было отмечено, что рационализм выступает противоположностью эмпиризма, что он ориентирован на методологические и гносеологические проблемы.

Для представителей рационализма в эпоху Нового времени было характерно построение универсальных систем, основанных на очевидных принципах, из которых методом рассуждений выводилось знание о мире в целом [8].

Основоположником рационализма в философии Нового времени принято считать французского философа Рене Декарта (1596 – 1650). Философия Декарта направлена на понимание, что философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать так, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика, следовательно, знание должно быть ясным и очевидным [7].

Рене Декарт признавал два самостоятельных начала в философии – материальную субстанцию, которая обладает атрибутом протяженности, и духовную субстанцию, обладающую атрибутом мышления. В процессе познания главную роль Декарт отводил разуму, а не ощущениям [11].

Идеалом философии Декарта были не абстрактные рассуждения, а процесс создания практической философии, позволяющей человеку, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звезд, небес, зная силу природы, использовать это с пользой для себя. Рене Декарт пытался приспособить философию к науке, а научное мышление связывал с философскими принципами, стремясь подвести под философию рациональную основу, научно обосновать основные исходные установки философии. Декарт стремился систематизировать научное знание. Французский философ использовал термин «мышление» для характеристики всей сознательной духовной деятельности. Он считал, что сомнению необходимо подвергать все, так как сомневаться можно во всем кроме мышления [3].

Философия Б. Спинозы

Нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) был последователем и критиком учения Декарта. Основу его философии составила система учения об единой субстанции, о природе. По его мнению, субстанция является причиной самой себя. Спиноза отрицал существование сверхъестественного, отождествлял Бога с природой, стоял на позициях пантеизма. Философ признавал природу существующей вечностью, не имеющей конца, следовательно, выступающей причиной и следствием, сущностью и явлением. Подобное понимание неразрывного единства природы, субстанции, материи и Бога содержало как диалектическую идею взаимодействия между конкретными материальными образованиями, так одновременно и идею их материального единства. В свою очередь Бенедикт Спиноза отвергал атрибут движения, признавая его не неотъемлемым свойством материального мира, а лишь вторичной, производной характеристикой.

Спиноза был представителем теории естественного права и общественного договора. Он вывел закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы, считая возможным гармоническое объединение собственных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

Рационализм Спинозы – это понимание того, что чувственное познание дает лишь поверхностное знание, а истинные знания мы можем получить лишь с помощью разума. Высшей формой познания, по мнению Спинозы, является интуиция. Критерием истины является четкость [4].

В отличие от Декарта Спиноза направляет свое внимание на решение проблемы человеческого бытия, стремится обосновать программу внутреннего преобразования мира человеческой духовности. Философ не отрицает иррационального в человеке, считая что тот, подчиняя свои действия контролю разума, способен понять законы природы [1].

 

Представления Г. В. Лейбница

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) был не только немецким философом-рационалистом, также он являлся ученым-математиком, признающим, что врожденные идеи – это природные наклонности ума, не требующие обоснования истин, основывающихся на этих наклонностях. В представлениях Лейбница процесс познания выступал процессом прояснения врожденных идей. Лейбниц считал, что субстанция, чтобы ее мыслить, как некий универсальный объясняющий принцип, должна признаваться множественной. Он доказывал, что мир является местом, где существует огромное количество постоянно меняющих свое состояние монад или единиц (простых, неделимых, самодостаточных сущностей). Лейбниц предлагал различать монады по тому, насколько они обладают самосознанием и насколько они творчески активны. Одним из основных аргументов Лейбница в пользу монадологии был принцип предустановленной гармонии, объясняющий согласованность замкнутых в самих себе и невосприимчивых к побуждениям извне монад между собой. Более точно отношения между монадами можно охарактеризовать как отношения, не предполагающие причинно-следственной связи, но находящиеся в независимом гармоничном изменении. Интересным, с этой позиции, является объяснение философа согласованности между душой и телом, которая обеспечивается путем влияния одного из них на другое; посредством помощи Бога, если Он позаботится регулировать их движения, подгоняя одно к другому; посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы.

Специфика теории познания Лейбница заключалась в том, что философ рассматривал познание в целом как прояснение уже имеющихся в разуме, но смутных, неотчетливых достоверных знаний. Лейбниц не отрицает роли чувственного опытного познания, однако отказывает ему в необходимости и достоверности. Именно логику он считал ключом к достоверному знанию [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы подвести итог изученной теме, которая была посвящена вопросу рационализма в философии Нового времени.

Нам удалось выделить характерные черты философии Нового времени, которые определяют этот период, как период бурного развития науки и техники, период формирования экспериментально-математического мировоззрения, оказавший влияние и на становление философской концепции этой эпохи [6].

Период научной революции в обществе разделил взгляды ученых на две основные группы: рационалистов и эмпиристов. В нашей работе мы остановились на философии рационалистов, к главным представителям которых относят Рене Декарта, Баруха Спинозу и Готфрида Лейбница.

Нам удалось показать, что Рене Декарт является ключевой фигурой рационализма эпохи Нового времени. В своих трудах Декарт показал, что познание происходит в процессе поиска истины разумом, что путь к истине возможен только через научный метод, что истина всеобща, необходима и абсолютна.

Барух Спиноза ратовал за свободу научного знания, за просвещение, так как видел в нем средство от всех общественных бед. Его философская концепция была направлена на доказательство неизменности, целостности природы, ее существование вне времени. Спиноза придерживался мнения, что изменяются только отдельные вещи. Он решал метафизически не только вопрос о движении, о развитии, но и вопрос о причинности, необходимости и случайности.

Представления Г. Лейбница касались объяснений многообразия мира и существующей внутри него активности. Немецкий философ-рационалист считал, что в центре теории познания лежит проблема истины, требующая рационалистического истолкования. Лейбниц доказывал, что только знания о природе и обществе способны указать человеку путь к достижению счастья [9].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишневский М. И. Философия: учеб. пособие / М. И. Вишневский – Минск: Высш. шк., 2008. – 479 с.

2. Гарин И. И. Что такое философия? Запад и Восток; Что такое истина? – М.: ТЕРРА, Книжный клуб, 2001. – 752 с.

3. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.

4. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия. Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с.

5. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева,

A. A. Кротова, Д. В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический

Проект, 2008. – 783 с.

7. Канке В. А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Университетская книга», Логос, 2008. – 288 с.

8. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. – 3-е

изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 512 с.

9. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф.

Рахманкулова [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.

10. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 688 с.

11. Философия: Учебное пособие. – 5-е изд. / под ред. проф. М. Н. Щербинина. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 388 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: