Стабилизация инфляционных процессов (III этап реформ)

  Д енежно-кредитная политика была нацелена на дальнейшее снижение инфляции и обеспечение стабильности тенге. Для достижения поставленных целей Национальный банк проводил жесткую денежно-кредитную политику.

  В то же время он проводил политику расширения кредитования реального сектора экономики. Ставка рефинансирования устанавливалась с учетом динамики изменения уровня инфляции и состояния внутреннего рынка. Она снизилась с 35 до 18,5%. Норму обязательных резервов снизили с 15 до 10%. Было предоставлено 7 млрд. тенге кредитов банкам второго уровня.

  Создались усилия для кредитования реального сектора экономики. Кредиты предприятиям и населению увеличились на 17,6% и составили на конце года 72 млрд. тенге. Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным банкам кредитам снизилась до 18,7% годовых. Увеличились депозиты банковского сектора, что явилось источником инвестиций в производство. Так называемые широкие деньги, включающие наличные деньги в обращении, депозиты небанковских юридических лиц и населения увеличились в среднем на 29,4%.

  Начавшиеся положительные сдвиги в экономике в 1998 г. были приостановлены мировыми финансовыми кризисами. Произошел спад реального ВВП на 2,5%. Со всей очевидностью проявилась подверженность экономики Казахстана изменениям конъюнктуры цен на мировых товарно-сырьевых рынках. Экспорт страны пострадал от мирового падения цен по всем основным экспортным товарам: нефть, металл, зерно.

  Вследствие девальвации российского рубля, а также национальных валют Узбекистана и Кыргызстана и подорожанием тенге, казахстанский рынок был наполнен российскими, узбекскими, кыргызскими товарами. Тенге стал настолько «крепкой» валютой, что для поддержания его курса были израсходованы значительные средства. Предложение товаров на рынке превышало спрос и это привело к снижению их цен. Индекс потребительских цен впервые за годы кризиса показал дефляцию в 3 и 4 кварталах. Однако вскоре после установления тарифных ограничений на импорт товаров из соседних стран положение изменилось, дефляция сменилась инфляцией.

  Национальный банк в этих условиях проводил жесткую политику, направленную на защиту финансового сектора экономики. В создавшихся условиях денежная база уменьшилась на 29%. Основным фактором снижения денежной базы было сокращение чистых внешних активов на 23,9%.

  Соответственно уменьшилась денежная масса. По данным Нацбанка РК изменение в структуре денежной массы, в основном, было обусловлено значительным снижением объема наличных денег в обращении.

  Несмотря на неблагоприятный внешний фактор, темп инфляции на конец 1998 г. составил 101,9%. Этому способствовали:

  - сокращение денежной базы;

  - целенаправленная жесткая денежно-кредитная политика, государственное регулирование цен продукции отраслей - естественных монополистов;

  - увеличение импорта в страну относительно дешевых российских и других товаров (из стран СНГ).

  Однако завышенный курс тенге по отношению к валютам стран СНГ вследствие российского валютного кризиса оказал негативное влияние на темпы развития экономики. Переоценка курса тенге привела к потере казахстанскими товарами своих позиций на внутреннем и мировых рынках, росту торгового дефицита. Поэтому 4 апреля 1999 г. Правительство и Нацбанк приняли Совместное заявление «О дальнейшей политике обменного курса тенге». В нем было объявлено о переходе к режиму «свободно плавающему обменному курсу валют» (СПОК) вместо существующего регулируемого обменного курса.

  Изменение режима валютной политики вызвало существенное увеличение денежной массы и денежной базы. Как следствие, вырос уровень монетизации экономики с 8,6% в 1998 г. до 14,4% в 1999 г.

  В 2000 г. приоритетом в денежно-кредитной политике Нацбанка было поддержание низких темпов инфляции. Нашла свое продолжение политика свободно плавающего обменного курса. В целях ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам ставка рефинансирования была снижена с 18 до 14%, нормы обязательных резервов – с 10 до 8%. В последующие годы значения их были снижены соответственно до 7,5 и 6%. Снижение нормы обязательных резервов позволило банкам более эффективно распоряжаться привлеченными средствами и увеличить кредитование реального сектора экономики. В целях регулирования ликвидности в банковской системе и стерилизации избыточной денежной массы в 2000 г. Перечисленные мероприятия по денежно-кредитной политике в совокупности с налогово-бюджетной и инвестиционной политикой позволили снизить темп годовой инфляции с 17,8% в 1999 г. до 9,8% в 2000 г. Инфляция стала управляемой.

  Бюджетная политика. В бюджетной политике все больше использовались неинфляционные источники покрытия дефицита. Так, в 1997 г. финансирование дефицита бюджета осуществлялось за счет внешних займов – 78,9%, выпуска государственных ценных бумаг – 16,8%, кредита Национального банка – 4,3%, а с 1998 г. практика прямого кредитования дефицита бюджета Нацбанком была полностью прекращена.

  В целях улучшения управления финансовыми ресурсами государственный бюджет и внебюджетные фонды в 1999 г. были консолидированы в единый финансовый баланс. Для обеспечения финансирования дефицита бюджета на рынке государственных ценных бумаг были введены новые финансовые инструменты – индексированные и валютные казначейские обязательства. Доля внутренних источников финансирования дефицита бюджета возросла до 37,2%.

  В 2000 г. впервые в Казахстане государственный бюджет был исполнен с профицитом. Поступление дополнительных доходов позволило Министерству финансов РК увеличить в 2,3 раза свои депозиты в банковской системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: