Обязанность участника общества не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества

Понятие конфиденциальной информации включает в себя понятие коммерческой тайны. На сегодня решение вопроса о том, какая именно информация может быть признана конфиденциальной, осуществляется ГК РФ, который лишь дает общее определение информации, составляющей коммерческую тайну. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется соответствующим постановлением Правительства.

Конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством. Правила обращения с конфиденциальной информацией определяются Федеральным законом РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

Случаи, когда источником «утечки» конфиденциальной информации является руководитель либо непосредственно участник общества, в арбитражной практике встречаются не часто. И все же прецеденты имеются (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 октября 2006 г. № 04-5779/2006(27131-А27-16), Ф04-5779/2006(26043-А27-16) по делу № А27-42632/05-1, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. по делу № А19- 6582/06-Ф02-128/07). Рассмотрим одно из этих судебных дел. Заместитель директора, являясь участником общества с ограниченной ответственностью, имел доступ к конфиденциальной информации о потенциальных клиентах. Создав собственную фирму, он переманил в нее некоторых партнеров.

О том, что он стал участником органов управления другой организации, остальным участникам общества он не сообщил.

В результате общество потеряло крупных клиентов, что привело к финансовым потерям. Разрешить конфликт призвали суд.

 «Не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества», — такая обязанность установлена для участников общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, далее — Закон № 14-ФЗ).

Помимо обязанностей, предусмотренных Законом № 14-ФЗ, устав общества может предусматривать для них иные обязанности.

Уставом общества, где работал заместитель директора, на участников также возлагались обязанности:

· сообщать о своем участии в других хозяйственных обществах, а также в их органах управления;

· всемерно оберегать репутацию общества, содействовать росту доверия к качеству его продукции, работ, услуг, надежности партнерства и т. д.

Переманив клиентов в собственную фирму, заместитель директора эти обязанности не исполнил. Участники общества посчитали, что он совершил действия, затрудняющие деятельность общества, и грубо нарушил устав. Это послужило мотивом исключения его из общества.

При определении степени вины необходимо учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий для общества (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда от 9 декабря 1999 г. № 90/14).

Суд указал, что истец не привел доказательства того, что:

· потерял потенциальных партнеров по вине ответчика;

· ответчик использовал полученную информацию, в том числе о партнерах общества.

К тому же не было указано, каким образом нарушение могло затруднить деятельность общества, а также какая конкретно конфиденциальная информация о деятельности общества была разглашена.

В результате судебные акты об удовлетворении иска об исключении участника из общества были отменены (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. по делу № А19-6582/06-Ф02-128/07).

Рассмотренное дело свидетельствует, что доказать вину «похитителя» информации не так-то просто. Сложность состоит и в том, чтобы доказать факт нанесения ущерба и его размеры.

С 1 января 2008 года в связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса утратила силу статья 139 Гражданского кодекса о служебной и коммерческой тайне. Взамен этой статьи внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 98-ФЗ).

В настоящее время понятие «коммерческая тайна» связано с новым объектом интеллектуальной собственности — секретом производства (ноу-хау). Само право на ноу-хау какой-либо специальной регистрации не подлежит.

Для того чтобы стать объектом коммерческой тайны, ноу-хау должно отвечать следующим признакам (ст. 1465 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона № 98-ФЗ):

· иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность;

· быть неизвестным третьим лицам;

· должна быть обеспечена его недоступность для третьих лиц;

· правообладатель должен специально ввести в отношении ноу-хау режим коммерческой тайны.

Чтобы конфиденциальная информация не стала «достоянием общественности», нужно принимать меры по ее неразглашению. При этом следует руководствоваться пунктом 1 статьи 10 Закона № 98-ФЗ. В нем приведен законодательно установленный список мер по охране конфиденциальной информации[7]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: