Глава 2. Особенности государственной службы в Японии

Япония обладает превосходной, хорошо подготовленной и неподкупной государственной службой, играющей очень важную - если не сказать образцовую - роль в обеспечении Японии позиции преуспевающей страны.

Японии в понятие «государственный служащий» принято включать не только чиновников в собственном смысле этого слова, но так­же лиц, работающих на принадлежащих госу­дарству предприятиях, служащих государствен­ных железных дорог, работников телевидения, государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников полиции[2]. Конституция Японии закрепила положение государственных служащих как «слуг обще­ства, а не какой-либо одной его части» (ст. 15). Т.е., государственный служащий не воспринимается в общественном сознании как личный слуга императора, а воспринимается как слуга всего общества в целом.

Характерные черты японской государственной службы [3]:

1) отсутствие межведомственных перемещений чиновника внутри его ведомства;
2) дух элитаризма, традиционная почитаемость чиновничества (традиционная формула: чиновники достойны почитания, народ – презрения);
3) строгий контроль над системой государственной службы;
4) повышение эффективности переподготовки кадров в связи c пожизненной системой найма и постоянными технологическими изменениями (При 28 министерствах и управлениях имеются 134 специальных института повышения квалификации, общее число обслуживающего персонала в них составляет 3 тыс. человек).

Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственной службы возложен на Совет по делам персонала при Кабинете министров (Палата по делам персонала, Национальное управление кадров). Совет состоит из трех членов, назначаемых Кабинетом министров с согласия обеих палат парламента и утверждаемых императором. Срок полномочий членов Совета – четыре года с возможностью повторного назначения, но не болеечем еще на два срока. Один из членов Совета по назначению Кабинета выполняет функцию председателя. Совет действует как орган, представляющий рекомендации по кадровым вопросам парламенту, Кабинету и отдельным министер­ствам. Среди других полномочий Совета издание в пределах своей компетенции правил и установлений по вопросам государственной службы, разбор жалоб на государственных служащих, организация и проведение конкурсных экзаменов. Возложенные на Совет по делам персонала функции реализуются через деятельность его аппарата, который возглавляет управляющий, назначаемый членами Совета. В состав аппарата Совета входят пять управлений (делами, набора и использования персонала, жалоб, по оплате труда персо­нала, по делам служащих) и восемь местных бюро[4].

Основным источником правового регулирования государственной службы является Закон о государственных служащих 1947 г. Данный нормативно-правовой акт регулирует основные положения, связанные с деятельностью государственных служащих, а также особенности государственной службы Японии. На мой взгляд, наиболее интересны и необычны следующие положения данного Закона:

¢ Невозможность обязывать государственного служащего выполнять еще и иную работу, кроме его служебных обязанностей, закреплена в японском законе в ст. 105: на служащего в этом его качестве не возлагается иной долг, кроме выполнения служебных обязанностей, основанных на законе, подзаконных актах, правилах и распоряжениях.

¢ Повышение квалификации, как условие качественного труда государственного служащего особенно четко отражено в законодательстве Японии. В законе есть часть 5 «Потенциал», в которой закреплена обязанность служащего повышать свою квалификацию. Забота о том, чтобы позаботиться обо всех государственных служащих проявляется в пункте 3 ст.72: премьер-министр должен готовить предложения и принимать надлежащие меры о поощрении лиц с выдающимися успехами по службе и способах исправления лиц с особо малыми успехами.

¢ Особое отношение к такому понятию как «отпуск». Например, в соответствии со ст. 79закона, когда появляются основания, дающие возможность считать служащего опороченным, он может быть временно отстранен от должности вопреки его воле. Кроме того, госслужащий может быть отправлен в отпуск, если ему требуется длительный отдых вследствие психических или физических повреждений или в случае, если против него возбуждено уголовное дело. Таким образом, отпуск становится последствием определенных обстоятельств государственной службы, а в определенных случаях и своеобразным наказанием [5].

¢ Необычным основанием прекращения государственной службы в Японии является диспозиция ст.38, пункт 1: лишенный права распоряжаться имуществом или приравненный к таковому естественным образом утрачивает должность. То есть недостаточное материальное положение является основанием к отрешению от государственной должности.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: