Постпионерский период

3.1 Конец 80-х – начало 90-х годов

Постпионерский период исследователи считают с 1989 года по настоящее время. 80-е годы XX начала XXI века – это этап самоопределения российского детского движения. Это время кризиса пионерского движения, возрождения скаутизма. Зарождение новых, самых разнообразных детских общественных структур.

Особенность этого периода – коренная смена законодательной основы деятельности детских объединений. На смену постановлениям, регулирующим деятельность детских организации, приходят государственные акты о поддержке детского движения в России.

Процесс становления и развития детского вдижения в нашей стране, начиная с 1989 г. по настоящее время характеризуется следующими отличительными признаками:

§ Разнообразие видов общественных объединений;

§ Разнообразие целей и программ деятельности объединений;

§ Отказ от жетских возрастных границ участников организации;

§ Ориентация на малочисленные объединения;

§ Расширений базы деятельности (в социально-культурной сфере, сфере патриотического воспитания), помимо образования;

§ Разнобразие интересов и потребностей детских объединений.

 

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам, и часто проводились «для галочки», для отчета.

Позже, в хрущевско-брежневские времена, во время всеобщей борьбы за мир идеи пионерской организации постепенно отходили на второй план. Боевые пионерские песни 30-х годов, зовущие в бой и говорящие о готовности молодежи защищать страну с оружием в руках, сменились песнями, прославляющими советскую действительность. Отношения между отдельными воинскими частями и пионерами сменились внутришкольными праздниками на 23 февраля, а настоящие дальние походы – на Кавказ или в леса – «Зарницей». При этом в молодежной среде всячески сохранялось и поддерживалось уважительное отношение к армии, проводилась мысль о том, что «косить от армии» недостойно мужчины. К сожалению, отсутствие серьезных и интересных дел заставляло многих ребят воспринимать пионерию как «обязаловку». Впрочем, с началом войны в Афганистане положение несколько улучшилось – стали организовываться «афганские комнаты», в классы приглашались воины - «афганцы». Вообще же стремление интернационализировать пионерское движение прослеживается с самого его зарождения, и тому подтверждением служат школьные «комитеты дружбы» - с Вьетнамом, например, или с Кубой.
Решающий удар по пионерской организации нанес Горбачев с декларируемой политикой одностороннего разоружения. Многие бывшие пионеры до сих пор помнят, как по домам, по квартирам ходили девятиклассницы и предлагали детям сдавать игрушечное оружие в рамках общей кампании борьбы за мир. Примерно в это же время прекратились военные игры.

Кроме военной базы, из-под пионерии была выбита также база политическая. Многочисленные публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с удвоенной силой били по молодежному движению.

Высшей точки процесс достиг в 1990 году – носить пионерский галстук в части общества считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались печатью и телерадиовещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики. Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило свое существование осенью 1991 года, в связи с распадом единого государства.

В конце 1980-х годов начался процесс самоопределения российского детского движения. Коренным образом изменилось законодательство: на смену партийным постановлениям, регулирующим и регламентирующим деятельность организаций, пришли государственные акты о поддержке детского движения в России.  Отказ от жёсткого общественно-государственного контроля способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. С 1990-х годов в России создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения.

Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и попытались делать исследователи – Гордин И. Г., Алиева Л. В. и др.

Исследовательница Трухачева Т. В. Пишет, что отличительными признаками детской организации этого периода можно считать:

§ Единство политической цели и задач, основных программ деятельности и направлений, выраженных в различных смотрах, конкурсах, соревнованиях;

§ Единство времени (послеурочное) и пространства (школы) деятельности;

§ Возрастные границы для членов организации;

§ Управление детской организацией, осуществялемое комсомолом;

§

70 летняя деятельность пионерской организации несла в себе как положительные, так и негативные моменты. Их можно представить, использовав подходы исследователей Волохова Л. В. И Рожкова М. И., следующим образом:

 

Положительное Отрицательное
§ Милосердие; § Коллективизм; § Взаимодействие; § Творчество; § Инициатива; § Участие в делах общества; § Гуманизм § Авторитаризм. Отношения взрослых и детей складывались как отношения безусловной зависимости и подчинения § Господствовало требование «быть как все». Решениями и инструкциями вышестоящих органов предписывались уравнения интересов и потребностей детей, массовость проводимых мероприятий, обязательность участия всех и во всем. § Идеологические единомыслие. Пионеры воспитывались в духе борьбы со всяким икономыслием. § Фискальный характер отношений. Исходя из того, что главной задачей пионеров была хорошая учеба и уркепление дисциплины в школе, множество заседаний, свборов было посвящено так называемым «разборам» нерадивых. § С современной точки зрения – это ханжеская мораль. Пионерам предписывало строгое выполнение правил поведения, не допускающее никаких вольностей в одежде, косметике, украшениях.

 

Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистическом странах и особенно в России.

Пионерская организация – часть пионерства – ветви детского движения, специфического феномена в XX века.

 

3.2 Конец 90-х годов – до настоящего времени

Всесоюзная пионерская организация была распущена в начале 1990-х годов. Однако почти сразу же после роспуска в стране начались попытки возрождения пионерии.

 

В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.

В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.

· Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций — Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество»,  региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.

· Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации — Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.

· Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», программами «Путь к истокам»,  «Родники» и т. п.

· Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.

· Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

· Социально-реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

· Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации — например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб»,  союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

· Религиозные детские объединения — организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.

Кроме того специалистывыделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.

 

 

           

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторический опыт детского движения в нашей стране дает право искать аналоги, извлекать исторические уроки. Исследование показало, что даже при наличии детского движения его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определаяют политику государства. Знание истории детского движения дает возможность учитывать ошибки, извлекать прогрессивные тенедеции.

Мы рассмотрели периоды становления и развития детского движения в СССР на классификации их по периодам. Общим для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: