Е годы - у истоков пионерии

Пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране.

В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. Массовый выход молодежи из комсомола самым актуальным сделал вопрос о создании массовой детской коммунистической организации, являющейся сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом встала проблема воспитательной системы, которая легла бы в основу будущей организации. Опыт первых московских детских групп, возглавляемых бывшими скаутмастерами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922г. 2-й Всероссийской конференцией РКСМ резолюции о детском движении.

 

Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологию:   «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» Эта речь вождя конечной целью воспитания пионера ставила достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста.

Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей. В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы. В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания:

· собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства

· собирали для переработки вторсырье

· участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир

 

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

По мере своих сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. Они участвовали в распространении государственных займов, в кампаниях по сбору утильсырья и металлолома, собирали книги для сельских библиотек. Сельские пионеры участвовали в "походах за урожаи" и коллективизации сельского хозяйства: помогали охранять и собирать урожай, организовывали шефство над молодняком скота.

Пионерам без скидок на юный возраст ставились в те годы совершенно взрослые задачи. Так, в начале 1930-х годов пионеры выдвинули лозунг - «Все пионерские силы - на борьбу с кулаком!» и задачи, среди которых - «Воспитать безбожников. Бороться за уничтожение религиозных верований».

В 1930-х годах повсеместно открывались также детские спортивные школы и стадионы, появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

Таким образом, в 1920 — 1930-е гг. детская и молодежная организации (пионердвижение и комсомольское движение) превратились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций выросла до составной и неотъемлемой части процесса воспитания молодого поколения.

 

 

2. 2 Пионерия в период Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. С первого же дня вместе со всем народом поднялись на защиту Родины советские пионеры и школьники. Собирали теплые вещи для фронта, организовывали встречи с героями войны и труда.

Пионеры-герои

Рядом со взрослыми сражались и пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Их имена навсегда остались в нашей памяти.

Юта Бондаровская

Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская пала смертью храбрых.

Валя Котик

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Марат Казей

Стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Зина Портнова

Участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Леня Голиков

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Галя Комлева

Веселая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу". Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом.

Костя Кравчук

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени.

Лера Михеенко

За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли.

Саша Бородулин

День за днем вел разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.

Валя Зенкина

Валя пробралась в Брестскую крепость, перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец, маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами.

Аркадий Каманин

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

Образы пионеров-героев активно использовались, как примеры высокой морали и нравственности. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций.

 

Война оставила неизгладимый след в сердце и памяти каждого советского человека. "Никто не забыт, ничто не забыто" - под таким девизом проводилась пионерами большая работа: встречи и шефство над ветеранами Великой отечественной войны, борьба за право носить имена героев пионерскими дружинами и отрядами, создание музеев боевой славы, поисковая деятельность и т.д. Эта традиция продолжается и живет сейчас.

Послевоенный период

Рубеж 50-х - 60-х годов XX века частенько именуется периодом "оттепели". Отразилось это, в какой-то мере, и на Пионерии.

В первые послевоенные годы пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

«Послевоенные годы, – пишет И.И.Гольдберг, – были самыми тяжелыми в педагогическом отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей». Дом пионеров был по-прежнему очень востребован. Тот эмоциональный подъем, который испытывал народ-победитель, предполагал обращение к мысли о светлом будущем, значит – о детях, об умном, сильном, здоровом молодом поколении.


Решения 8-го Пленума ЦК ВЛКСМ (1957 положили начало стимулированию в ней самодеятельных начал. В этот период по-иному заработали Советы пионерской организации, появились пионерские штабы и другие формы привлечения ребят к управлению делами своей организацией, был открыт Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок", который многие годы был настоящей "лабораторией передового опыта" и школой актива.

Пионеры конца 40-х - 60-х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение "Украсим Родину Садами!" (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться "Отряд - спутник семилетки" (1959-1962); "Пионерскую двухлетку" с её трудовыми акциями.

Именно в эти годы по инициативе костромских пионеров появилось движение "Зон пионерского действия", трудовая Операция "Пионестрой" (1966), инициаторами которой были пионеры Ленинграда, Операция "Чукотка" по строительству дворца пионеров в Анадыре, проводившаяся по призыву Московской городской пионерской организации с 1969 по 1974 годы и многое другое.
Тогда же, в 60-е годы по инициативе газеты "Пионерская Правда" взяли старт спортивные соревнования "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и др., стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница" (1967)
Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70 - 80-е годы. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием "Марши пионерских отрядов" (1970-1982) и "Марши юных ленинцев" (1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в коллективах.

Однако, позитивного потенциала, заложенного в решениях 1957-1967 годов, хватило лет на 15.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: