Директ-кост» и принятие управленческих решений

Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Рассмотрим на примере, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:

изделие «А» — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;

изделие «Б» — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;

изделие «В» — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.

Переменные издержки на производство и сбыт изделия «А» составляют 21 000 руб., изделия «Б» — 36 000 руб., изделия «В» — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица 2).

Таблица 2

Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия (руб.)

Изделие Переменные затраты Постоянные затраты Полная себестоимость Цена Прибыль
А 21,0 7,9 28,9 35,0 +6,1
Б 30,0 11,3 41,3 40,0 -1,3
В 15,3 5,7 21,0 25,0 +4,0

 

Как видно из данной таблицы, прибыль на единицу изделия «Б» является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

В рассмотренном примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).

Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие «Б», убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.

В случае отказа от производства изделия «Б» выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия «Б» не повлияет на их величину.

Затраты предприятия без производства изделий «Б» составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.

Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от «убыточных» изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл. 3).

Таблица 3

Расчет маржинального дохода на единицу изделия (руб.)

Изделие Средние переменные Затраты Цена Средняя величина маржинального дохода
А 21,0 35,0 +14,0
Б 30,0 40,0 +10,0
В 15,3 25,0 +9,7

 

Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия «Б», предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия «Б» приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие «Б» необходимо сохранить в ассортименте.

Нельзя не отметить, что при анализе поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль.

Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

-определение нижней границы цены продукции или заказа;

-сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;

-определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;

-выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;

-определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.

Данный метод применяется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции - "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".

Российские бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему "Директ-костинг" для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.

Преимущества системы «директ-костинг» заключаются в следующем:

- простота и объективность калькулирования частичной себестоимости;

-возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам;

-возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск;

- информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен;

- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;

- принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.

 

 

Заключение

Основным условием применения системы «директ-костинг» является становление и развитие рыночных отношений. Повышение самостоятельности и ответственности предприятий, появление в окружающей предприятие деловой среде конкуренции и риска приводят к тому, что менеджерам предприятия необходимо самостоятельно принимать многие решения, учитывая спрос, конкуренцию и другие факторы. При этом меняются требования к учету и прежде всего в направлении повышения его оперативности и аналитичности.

Система учета затрат «директ-костинг» предоставляет широкие возможности для проведения анализа и принятия на его основе различных управленческих решений. В качестве наиболее важных ее аналитических возможностей можно выделить:

- планирование объемов деятельности с оптимизацией ассортимента выпускаемой продукции, в том числе при наличии ограничивающего фактора;

- ценообразование;

- анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов, оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);

- выбор варианта капитальных вложений (инвестиций);

- оценка эффективности деятельности подразделений предприятия (центров ответственности);

- оценка эффективности организации собственного производства или приобретения полуфабрикатов.

Система «директ-костинг» имеет как недостатки, так и преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор одной из них зависит прежде всего от практической пользы применения той или иной системы.

Преимущества системы «директ-костинг» заключаются в следующем:

- простота и объективность калькулирования частичной себестоимости;

-возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам;

-возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск;

- информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен;

- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;

- принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.

Но также система «директ-костинг» имеет следующие недостатки:

- трудности в разделении затрат на постоянные и переменные;

- большинству компаний требуется информация о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане нужно обеспечивать покрытие всех издержек предприятия;

-наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.

Таким образом, возможности, преимущества и незначительное количество недостатков системы учета затрат «директ-костинг» говорят о перспективном укреплении её позиций в практике отечественного управленческого учета.

 

Список использованной литературы

1. Адамов Н., Особенности системы управленческого учета «директ-костинг». Финансовая газета. Региональный выпуск, №26, 2007

2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебн. Пособие для вузов по экон. спец. – М.: Финстатинформ: МЦУПЛ, 2000.

3. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод. Аудиторские ведомости, №12, 2007

4. Горелова М.Ю. Управленческий учет. Методы калькулирования себестоимости. Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2006

5. Ерижев М.К. Сравнительный анализ основных подходов к управлению затратами современной компании. Финансовые и бухгалтерские консультации, №10, 2007

6. Ермакова Н.А., Организация учета в системе «директ-костинг». Современный бухучет, №6, 2004

7. Ермакова Н.А., Учет затрат и результатов при методе развитого «директ-костинга», Современный бухучет, № 1, 2004

8. Земсков В.В., Статистический анализ прибыли. Аудиторские ведомости, №1, 2006

9. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Экономист, 2003

10. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А., Организация управленческого учета по системе «директ-костинг».

11. Колесников С.И., Из истории становления и развития управленческого учета в торговле. Все для бухгалтера, №4, 2008

12. Кравчук О.А., Влияние методов учета затрат на составление финансовой отчетности. Все для бухгалтера, №16, 2007

13. Макарова Л.М. ««Многословная» себестоимость: как выбрать метод беседы»

14. Мельникова Л.А., Веселкина Н.А., Теоретические аспекты учета расходов и калькулирования себестоимости продукции. Современный бухучет, №4, 2008

15. Николаева С.А. Управленческий учет. Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002

16. Палий В.Ф. Счета управленческого учета. Бухгалтерский учет, №7, 2001

17. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат. Финансовая газета, №41, №42, 2005

18. Улина Г. Становление и развитие управленческого учета. Финансовый бизнес, №5, 2000

19. Юдина Л.Н. Управленческая отчетность организации. Экономический анализ: теория и практика, №15, 2007

20. Юдина Л.Н. Управленческий учет и контроллинг. Финансовый менеджмент, №1, 2005

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: