Глава 2. Социально-экономическое развитие Чехии XIV века

XIV век – период экономического подъема: развивается сельское хозяйство, растет добыча металлов - золота и серебра. С 1300 года чеканится пражский грош – одна из самых твердых валют Европы. Развитие металлургии и чеканки денег способствует развитию товарно-денежных отношений. Товаризируется промышленность и сельское хозяйство, начинается переход на денежную ренту.[6;59]

Естественно, что параллельно с этим происходят и изменения в социальной сфере. Наиболее всего изменилось положение церкви.

Церковь к концу XIV века была крупнейшим феодалом Чехии. Большая часть пахотных земель (подсчита­но, что церкви принадлежала примерно треть всего зе­мельного фонда страны) — основного средства произ­водства в эпоху феодализма — находилась в руках именно цер­ковных феодалов. Начиная с XIII века церковь ввела целибат (в частности и в Чехии), который препятствовал дроблению ее земель­ных владений. Земельные пожалования церковным уч­реждениям, захват и скупка земель, а также получен­ные церковью привилегии привели к концентрации все большего количества земель под властью церквей, мона­стырей, капитулов и епископств. Увеличению земельных владений церкви способствовала политика Карла IV, ко­торый нашел в церкви главную опору для осуществления своих политических замыслов; именно поэтому он стре­мился привлечь церковь пожалованиями и привилегиями.  Обращает внимание тот факт, что целью монастырей бы­ло присоединить близлежащие деревни к своим владениям и создать компактные, объединенные земельные угодья. Однако созданию таких компактных церковных владений препятствовали феодалы — владель­цы смежных с церковными землями поместий, что приводило к бесконечным распрям. [1;112]

Кроме прямых феодальных повинностей крестьянин платил также десятину т.е.  десятую часть всех доходов своего хозяйства. Этим, од­нако, его повинности по отношению к церкви не исчер­пывались. За каждый обряд — за крестины, исповедь, погребение — верующие должны были платить церкви.

Служители церкви хозяйничали и в городах, они спекулировали незаложенными мона­стырскими поместьями и получали с владельцев домов фиксированные проценты — вечную ренту, что опустоша­ло карманы бюргеров. Мелкие ремесленники также вы­нуждены были закладывать дома и из года в год выпла­чивать своим кредиторам (церковным магнатам или патри­циату) проценты; таким образом, должники несли тяжкое, бремя наследственной (пожизненной или вечной) ренты. Богатые прелаты нередко ссужали бюргерам необходимые им средства, несмотря на то, что церковное право запрещало духовенству заниматься ростовщическими операциями. Pенты, богатство, привилегии — все это приводило к засилью церкви в городах, и вызывало неприязнь к ней населения городов. Таким образом, церковь возбуждала ненависть не только у крепостных и феодалов, но и у горожан. Все­общая неприязнь к церкви усиливалась также в результа­те наглой финансовой политики папской курии, в резуль­тате упадка и разложения, которые переживала церковь.[7;14]

В XIV и XV веках аппетиты церкви резко возросли, она требовала все больше и больше средств. И она добывала их из своей паствы. Постепенно церковь-экс­плуататор теряла ореол святости и в конце концов стала подвергаться всеобщим нападкам.  Начиная с XIV века хищнические тенденции финан­совой политики Рима в Чехии все более усиливались. Епископы и прелаты при назначении на должность дол­жны были утверждаться папской курией, которая пре­доставляла им эту милость отнюдь не даром. В форме так называемых сервиций в папскую казну текли из Чехии потоки золота. Следует при этом учесть, что все плате­жи банкирам святых отцов производились в золоте, и притом в твердой валюте, и никоим образом не в мест­ных деньгах (например, не в чешских грошах).

Так, епископы и прелаты направляли в Рим немалые суммы. Так, например, сервиции за пражское архиепископство достигали 2 800 злотых, за оломоуцкое епископ­ство — 2 500, за литомышльское — 800. Но и остальные бенефиции духовных лиц предоставлялись за очень высо­кую плату — так называемые аннаты (например, аннаты "за место декана в Кроморжиже составляли 425 злотых), причем кандидаты на вакантные должности должны были заплатить заблаговременно. Постепенно установил­ся такой порядок, при котором лица, заинтересованные в получении бенефиция, платили за еще не освободив­шуюся должность. Доходные бенефиции нередко рас­продавались заранее. Рост такого рода церковных побо­ров начался главным образом со времени папы Иоан­на XXII (начало XIV века), но уже в первой половине XIV века эти поступления достигли огромных разме­ров (так, например, в 1342—1352 годах в чешских обла­стях такого рода платежи производились в 600 случаях). Рост аннатов и других платежей был связан также с тем, что новый папа отнимал все бенефиции, пожало­ванные его предшественниками. Всякий заинтересован­ный в закреплении за собой должности обязан был, та­ким образом, платить за нее вновь.[7;16]

В XIV веке необычайно возросла также папская де­сятина. Если на протяжении всего XIII века папская десятина взималась лишь два раза, то в последнее де­сятилетие XIV века ее взимали уже восемь раз и в немалых размерах — кошели ненасытных папских сбор­щиков были бездонны. По одному только Пражскому архи­епископству десятина приносила папе 1 400 коп грошей. Помимо десятины Рим взимал еще и чрезвычайные сбо­ры — они чаще всего шли на создание наемных армий, необходимых папской курии для ведения постоянной борьбы с итальянскими феода­лами. Огромные доходы приносила торговля индуль­генциями. Все это следует иметь в виду, чтобы предста­вить себе, каким образом из карманов верующих вытря­хивали все до последнего гроша. Нужно принять во внимание, что сами служители церкви платили деньги папской курии не из своего кармана. За церковных фео­далов платили их крепостные, вносившие так называе­мую «помощь». Финансовое бремя, лежащее на населе­нии Чехии, возросло после 1378 года, когда в связи с церковной схизмой объявились два претендента на пре­стол «наместника Христа на земле», а к началу XV века к ним присоединился третий. Эти три претендента на папский престол старались превзойти друг друга не нравственными качествами, а богатством, роскошью и силой оружия.

Во времена Карла I лучшие и наиболее доходные церковные должности в Чехии получали иностранцы, прежде всего немцы, собравшиеся вокруг императорско­го двора, который использовал свою тесную связь с па­пой, чтобы оказывать им поддержку. У чешского духо­венства, особенно низшего, была, таким образом, еще одна причина ненавидеть высших сановников церкви, бывших, как правило, чужеземцами.

Резко подает и нравственность священнослужителей. Из отчетов ревизионной комиссии мы узнаём о некоем священнике Людвике Кояты из прихода св. Яна в Подскалии: «У него также была возлюбленная, проживавшая в Вышеграде, кроме того, в своем доме, находящемся близ монастыря св. Екатерины, что против школы св. Апполинария, он устроил публичный дом, в котором содер­жал четырех, иногда шесть и даже восемь проституток, принимавших гостей со стороны. Помимо того, он был страстным игроком в кости. Он ходил играть в кости на Старое Место в дом Гензла Глазера и Марка Плетлова, нередко он проигрывал там всю свою одежду и ночью возвращался нагим в дом своей сожительницы в Вышеграде. Дважды рихтарж Нового Места прогонял его в таком обличье как бродягу, но ему удавалось скрыться в своем доме, что против школы св. Апполи-нария». Следует добавить, что, по всей вероятности, Людвик Кояты не был исключением; безнравственных церковнослужителей было тогда множество.[7;18]

Получать бенефиции и связанные с ними доходы становилось делом нелегким. С другой стороны, большой приток желающих полу­чить бенефиций и должность священника приводил к то­му, что кандидатов было больше, чем свободных мест. Поэтому значительно возросло количество низшего духовенства, куда входили священники из бедноты, прежде всего из чешских семей, не имевших средств на покупку бенефи­ция и вынужденных поступать на службу к бенефициариям в качестве держателей приходов, наниматься в церковные сторожа или становиться бродячими проповедниками. Таким образом произошла дифференциация духовенства, разделившегося на так называемых прела­тов, то есть высших служителей церкви, или высшее ду­ховенство, и низшее духовенство, положение которого все более ухудшалось. Го­лодный и бедствующий проповедник сравнивал «церковь христову» — бедную, смиренную, какой ее описывали в Евангелиях, с тогдашней церковью — распущенной и без­нравственной, крупнейшим феодальным владельцем. Это вопиющее противоречие показывало, как «далеко зашла церковь». Не удивительно, что именно из рядов низшего бедного духовенства выходили люди, требовавшие исправления церкви, передовые борцы, лучшие органи­заторы и вожди гуситского народного движения.[2;71]

Класс светских феодалов также не был единым. В зависимости от размеров владений, происхождения и общественного положения светские феодалы делились на высшее дворянство (панство) и низшее дворянство, то есть рыцарей, земанов и паношей. Паны, так же как и монастыри, стремились к объединению своих рас­пыленных владений. Эти владения в значительной своей части были раздроблены и состояли из отдельных уча­стков, на которых сидели крестьяне. Мы уже видели, что подобные же стремления ду­ховенства наталкивались на сопротивление соседних феодалов. Точно так же усилия какого-либо пана увели­чить или округлить свои владения наталкивались на противодействие других феодалов.

Несравненно хуже было положение низшего дворян­ства, мелких феодалов, которые в экономическом отно­шении не могли конкурировать с владельцами крупных поместий. Владения низшего дворянства уменьшались в результате посягательств со стороны соседних панов. С подобным явлением мы встречаемся в южной Чехии. Так, например, панский род Рожемберков с середины XIV века расширил свои владения прежде всего за счет мелких дворян, которые вынуждены были продавать свои обремененные долгами замки и усадьбы и поступать на службу к Рожемберкам в качестве бургграфов и служа­щих. В стремлении расширить свои владения Рожемберки не останавливались даже перед захватами церковной собственности, именно это-то стремление и привело к будущему переходу части панства в гуситский лагерь.[3;238]

 Панские роды, могущество которых теперь возросло, претендовали на  неограниченное господство, стремясь захватить в свои руки как центральную, так и местную власть, вследствие чего возникали постоянные трения между панством и королем. Если Карлу I, нашедшему опору в церкви, еще удавалось держать в повиновении крупных феода­лов, то Вацлаву IV пришлось не только испытать на собственном горьком опыте, насколько паны сильнее его, но и познакомиться с панской тюрьмой[6;61].

 Вопрос шел также и о том, удастся ли низшему дворянству получить доступ к местному управле­нию. Мелкий дворянин или прилагал все силы на борьбу с могущественным и знатным соседом, или  вынужден был продавать собственный замок и искать пропитания либо при дворе, либо у тех же панов. Много мелких дворян шло в наемную армию, а часть же прибегала к иным средствам — к грабежу и разбою. В полном соответствии с духом феодального права ры­царь, по отношению к которому соседний пан совершил какую-либо несправедливость, мог объявить ему войну, брался за меч и возмещал убытки за счет панского иму­щества. Он нападал на панские усадьбы и деревни, уго­нял скот и грабил крестьян. Эти феодальные усобицы, столь обычные для эпохи феодализма, превращающие­ся иногда в настоящую «виселичную войну», усугубля­лись борьбой между самими разбойничьими бандами; во главе этих банд обычно стояли обедневшие дворяне, ко­торые в лесной чаще или на больших дорогах грабили путников и купцов. Многочисленные примеры феодаль­ного разбоя и грабежа встречаются в южной Чехии, они записаны в так называемой «Книге казней панов из Рожемберка». Преступления — разбой, грабеж, налеты и поджоги, — описанные в «Книге казней», наглядно пока­зывают, насколько глубоко зашло разложение господст­вующего класса.[7;20]

Само собой разумеется, что интересы дворянства (как высшего, так и низшего) не могли не вступить в противоречие и с интересами городов.  Развитие ремесла и торговли наталки­валось на давние привилегии панства. Сравнительно более тесные от­ношения с городами поддерживали рыцари, которые в борьбе против церкви в панства искали союза с горожа­нами. Кредитные операции, к которым дворянство очень часто вынуждено было прибегать, были также одной из связующих нитей между ним и городами.  Что же касается отношения к крестьянству, то здесь низшее дворянство было заодно с панами. Подобно па­ну мелкий дворянин стремился выжать из крепостных возможно больше. Помимо обычных поборов и оброков он требовал от крестьян еще и чрезвычайную «помощь», а также прибегал к многим другим способам эксплуа­тации.

 В XIV и XV веках бюргерство не представляло собой единого общественного класса. В городах, представляв­ших собой центры ремесла и торговли, зарождались но­вые общественные классы. В XIV веке в результате развития ремесла и торговли, а также вследствие разви­тия денежных отношений города стали играть все большую роль в экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

Начиная с XIII века, с развитием ремесла и торговли, в Чехии шло развитие горного дела, снабжавшего стра­ну драгоценными металлами, необходимыми для разви­тия торговли. Из серебра, которое добывали на чешских горных промыслах и особенно в Кутной Горе, чеканили чешские гроши, имевшие хождение по всей Центральной Европе. Чехия была неиссякаемым источником серебра.[6;61]

 В правление Карла IV Прага стала одним из крупнейших торговых центров Европы. В этом городе, расположенном на пе­ресечении торговых путей, идущих с севера на юг и с востока на запад, жило свыше 30 тысяч человек, кото­рые кормились прежде всего за счет торговли. По сво­ему значению Прага значительно превосходила осталь­ные чешские города. До некоторой степени с ней могла сравниться только Кутна Гора, расцвет которой объяс­няется развитием горнорудного дела.

В руках крупнейших бюргерских семейств концен­трировался торговый капитал, это позволяло им занять господствующее положение в городе. Власть в городе принадлежала нескольким патрицианским семьям, связанным друг с другом узами родства. Они были хозяевами городской ратуши и использовали власть для собственного обога­щения. В чешских городах власть корыстолюбивого пат­рициата была еще более ненавистна потому, что патри­циат здесь в большинстве своем был немецким, в то время как подавляющее большинство городского насе­ления составляли чехи. Таким образом, социальные противоречия усугублялись национальными.

Против патрициата выступали широкие слои населения - бюрге­ры. Бюргеры накопили значительные средства, однако за свои дома они обязаны были платить патрициям и мо­настырям арендную плату (вечная рента), суммы, посту­пающие от городских налогов, исчезали в бездонных кар­манах патрициев. В процессе торговли патрициат уста­навливал контроль и над ремеслом, хотя в этом стремлении он натыкался на противодействие цехов.  Поэтому раздоры и мелкие столкновения между цехами и захватившим власть пат­рициатом были обычным явлением. в жизни чешских городов начиная с середины XIV века.

Так, например, в городе Брно во время волнений в 1378 году представители ремесленников требовали, чтобы восемь мастеров, чехов по происхождению, участ­вовали в заседаниях совета, когда там обсуждаются вопросы, касающиеся всей «общины» (то есть имущих слоев города). Точно так же и в Иглаве в 1391 году име­ли место выступления против патрициата. Однако все эти выступления были подавлены патрициями при помо­щи стражников.[7;24]

Самую многочисленную группу насе­ления городов составляла городская беднота, теснившаяся в ла­чугах предместий, в городских трущобах. Это были разорившиеся ремесленники, поденщики, челядь, рабо­тающие по найму подмастерья, а также изгои фео­дального общества — нищие и проститутки. Эта часть городского населения, представляла собой взрывчатый материал, готовый вспыхнуть от первой искры. А начиная с XIV века положение городской бедноты неуклонно ухудшалось. Росли цены на самые необходимые предметы потребления, а заработная плата при этом оставалась прежней, а если и возрастала, то все-таки не могла поспеть за растущими ценами.

Крестьянство в предгуситский период уже подверг­лось процессу социальной дифференциации. Наряду с зажиточными крестьянами, которые вели хозяйство на больших земельных участках (в пол-лана или целый лан), в деревне жили и малоземельные крестьяне, дер­жавшие четверть лана земли и меньше, затем безземель­ные крестьяне (то есть держатели ничтожных по своим размерам клочков земли или совсем лишенные земли). У всех этих крестьян была, по крайней мере, крыша над головой; они владели, правда, с соизволения господина, домом или жалкой лачугой. Однако в деревне работало также много челяди — поденщиков, служанок, которые вынуждены были зарабатывать себе кусок хлеба, на­нимаясь на работу либо к пану, либо к зажиточному крестьянину.

 Имущество крепостных принадлежало церковным и светским феодалам. Крестьянин пользовался этим иму­ществом только с соизволения феодала. Владение кре­стьянина было наследственным, если оно было записано на основе так называемого закупного (немецкого) права, или пожизненно, если было записано на основе так называемого чешского права.

Обычно земля была обременена как денежным, так и натуральным чиншем. Ежегодно ко дню св. Георгия и св. Павла крепостные обязаны были пла­тить владельцу замка или монастырю определенную сум­му и обеспечивать феодала продуктами (яйцами, пти­цей, зерном и т. д.). Кроме того, крепостной обязан был несколько дней в неделю нести на городской земле пе­шую или конную барщину. Само собой разумеется, что вся тяжесть барщины падала прежде всего на бедняков, не имевших ни рабоче­го скота, ни поденщиков, которых можно было бы послать на барщину вместо себя. Мелким и безземельным кресть­янам приходилось самим идти работать на поле феода­ла, оставляя свои крошечные участки необработан­ными.[7;26]

К этим обычным повинностям, которые сами по себе были уже достаточно тяжелы для крепостных, прибавлялась еще так называемая «помощь» («помощью» назы­вались чрезвычайные повинности). Положение крестьян прекрасно характеризует пословица: «Крепостной, что верба, чем чаще ее обрубать, тем гуще она будет вет­виться»

Экономическое угнетение усугублялось правовым и политическим. Уже отмечалось, что крепостной держал землю только с соизволения господи­на. Правда, формально, согласно феодальному праву, владение крепостного было наследственным. Фактиче­ски же феодал всегда имел возможность согнать кресть­янина с земли и поступить с его имуществом по своему усмотрению. Но даже если крепостной владел своим хозяйствам на праве наследования, его право собственности было ограничено. Согласно праву на выморочное имущество, хозяйство крепостного, не оставившего прямых наследников, переходило в руки господина, который мог рас­поряжаться им по своему усмотрению.

 В предгуситский период поднялась волна протеста против права феодала на выморочное имущество, которая захватила не только вождей реформаторского направления, но и некоторых представителей выс­шего духовенства (выступление архиепископа Яна из Енштейна и трактат Кунеша из Тржебовли). Кроме то­го, некоторые феодалы почувствовали, что было бы не­благоразумно рассчитывать дольше на бесконечное тер­пение крестьянства. Вот почему пражский архиепископ и присоединил свой голос к голосу реформаторов, требовавших ликвидации права феодалов на выморочное имущество. Феодалы при этом хотели убить двух зай­цев: убедить крепостных, что им оказывают благодеяние, что повинности их, таким образом, резко снижены, и одновременно пополнить карманы, заставив крестьян вы­купать право феодала на выморочное имущество. Крепостные должны были дорого заплатить за ликвида­цию этого права. Право на выморочное имущество в церковных, а также в светских владениях было действитель­но уничтожено, но этот дар данайцев не мог удовлетво­рить крестьян и задержать развитие революционного движения. Во владениях Рожемберков в южной Чехии ликвидация права на выморочное имущество была нача­та только в 1418 году, когда революционный пожар уже охватывал одну деревню за другой.

В правовом отношении крепостной также был отдан на милость, вернее, на произвол феодалов, — он был подсуден только панскому суду. Феодалы превратили право­судие в орудие выкачивания новых средств.  Каждый проступок крестьянина служил для панских судей предлогом для взыскания с него денег. Помимо основных податей, крестьяне были задавлены множеством мелких повинностей. Крепостные должны бы­ли поставлять продовольствие, фураж и скот во время войн и частых феодальных усобиц, нести военную служ­бу, ремонтировать дороги, оказывать мелкие услуги во время панских игр и развлечений — все это входило в их «обязанности». Впрочем, феодал не обращал внима­ния ни на сложившиеся обычаи, ни на письменные со­глашения. Если ему что-либо было нужно, он просто брал это у крепостных; если ему нужны были ловчие для охоты или поденщики, он посылал за ними в деревню.[7;31]

Разобрав экономическое и социальное положение Чехии в предгуситский период можно отметить нагнетание социально-экономических противоречий. Все более углубляющиеся классовые противоречия вели к революционному взрыву. Кризис обществен­ного порядка распространялся на все сферы общества и все социальные группы. Усиление социальных противоречий во всех слоях общества выли­лось в гуситское революционное движение — одно из самых грандиозных движений эпохи феодализма. Существует закономерность -  революция невозможна без структурного общенационального  кризиса. Экономическое и социальное положение предгуситской Чехии является еще одним подтвержде­нием этого закона. Общенациональный кризис, захватив­ший все слои населения, подготовил в Чехии почву для гуситского революционного движения, которое потрясло старый общественный строй гораздо сильнее, чем другие антифеодальные революционные восстания. Следует отметить, что у гуситского движения была одна особенность — оно было направлено против крупнейшего феодала — церкви. По­этому в начале движения создалась широкая гуситская коалиция, к которой принадлежали не только крестьян­ство, городская беднота, бюргеры и низшее дворянство, но и часть панства, мечтавшего захватить церковные име­ния. Однако вскоре эта широкая коалиция классов рас­палась в зависимости от классовых интересов на три определенных лагеря.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: