Неотъемлемым элементом любого инновационного процесса являетсяанализ финансово-хозяйственной деятельности, или экономический анализ. Экономический анализ может использоваться не только как инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения этого уровня под воздействием различных технико-экономических факторов. Именно посредством экономического анализа можно заранее выявить негативные моменты в деятельности хозяйствующего субъекта, «узкие места» в реализации инновационного проекта, то есть экономический анализ является важнейшим средством выявления внутрихозяйственных резервов повышения уровня инновационной активности, эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Экономический анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства и деловых качеств руководителей предприятия, инновационных подразделений и специалистов.
Пользователи результатов анализа инновационной деятельности предприятия представлены в таблице 2.1:
Таблица 2.1-Субъекты инновационного анализа деятельности хозяйствующего субъекта
| Субъект инновационного анализа | Основные интересующие моменты |
| Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов | Степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций |
| Менеджеры и руководители предприятия | информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом |
| Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности | Информация, свидетельствующая о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющая перспективы их дальнейшего развития |
| Работники предприятия | Сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда |
| Акционеры и собственники | Результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций |
| Органы государственной власти | информация для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения |
| Общественность (пресса, различные общественные организации) | Сведения для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом |
Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступа к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что, безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа.
Представленная группировка субъектов инновационного анализа позволяет разделить данный вид аналитического исследования на внешний и внутренний. На практике внутренний и внешний анализ зачастую осуществляются параллельно и пересекаются. Внутренний анализ проводится соответствующими службами предприятия, консультантами, его результаты используются для планирования, контроля и в целом управления инновационной деятельностью предприятия. Его цель заключается в рациональном использовании ресурсов, повышении эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Целью внешнего анализа может быть установление возможностей выгодного вложения средств, максимизация прибыли и др.
Целью инновационного анализа является определение целесообразности осуществления инновационных внедрений в деятельность хозяйствующего субъекта.
При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия решает следующие задачи для достижения поставленной цели:
1) разработки стратегии инновационной деятельности предприятия;
2) рациональной организации этой деятельности (технология, оборудование, ресурсный потенциал, кадры и т. д.);
3) оценки и анализа предполагаемых показателей эффективности использования ресурсов предприятия в результате инновационной деятельности;
4) анализа и оценки финансового состояния предприятия в результате инновационной деятельности;
5) повышения эффективности управления инновационным потенциалом.
Хозяйственная деятельность КФХ «Чемпион» в период с 2006 по 2008 представлена в таблицах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7:
Таблица 2.2 - Выручка от реализации продукции за 2006 год.
| Культура | Посевная Площадь | Урожайность с 1 га. т. | Урожай всего т. | Цена за кг. Руб. | Выручка Руб. |
| Лук | 1 га. | 12 т. | 12 т. | 600 руб. | 7200000 |
| Свекла ст. | 1 га. | 30 т. | 30 т. | 300 руб. | 9000000 |
| Морковь | 1,5 га. | 20 т. | 30 т. | 300 руб. | 9000000 |
| Капуста | 2,72 га. | 18,4 т. | 50 т. | 300 руб. | 15000000 |
| Картофель | 2 га. | 10 т. | 20 т. | 250 руб. | 5000000 |
| Всего | 8,22 га. | 11 т. | 142 т. | 45200000 |
Таблица 2.3 - Затраты за 2006 год.
| Наименование затрат | Сумма руб. |
| Заработная плата | 7000000 |
| Налоги | 3000000 |
| Ядохимикаты | 1500000 |
| Семена | 2000000 |
| Удобрения | 1500000 |
| Г.С.М. | 2500000 |
| Итого: | 17500000 |
Прибыль за 2006 год составила 27700000 рублей
В таблице 2.4.отражена выручка от реализации за период 2007 года.
Таблица 2.4 – Выручка от реализации продукции за 2007г.
| Культура | Посевная Площадь | Урожайность с 1 га. т. | Урожай всего т. | Цена за кг. Руб. | Выручка Руб. |
| Лук | 0,72 га. | 15 т. | 10,8 т. | 600 руб. | 6480000 |
| Свекла ст. | 1 га. | 30 т. | 30 т. | 300 руб. | 9000000 |
| Морковь | 1,5 га. | 22 т. | 33 т. | 300 руб. | 9900000 |
| Капуста | 2,5 га. | 20 т. | 50 т. | 300 руб. | 15000000 |
| Картофель | 2,5 га. | 16 т. | 40 т. | 250 руб. | 10000000 |
| Всего | 8,22 га. | 12,5 т. | 163,8 т. | 50380000 |
Из таблицы 2.4 видно, что больше всего выручки было получено от реализации таких овощей как картофель и капуста, что составило 15000000 и 10000000 руб. соответственно.
Таблица 2.5 отражает затраты на КФХ за период 2007 года.
Таблица 2.5 - Затраты за 2007г.
| Наименование затрат | Сумма руб. |
| Заработная плата | 10000000 |
| Налоги | 3500000 |
| Ядохимикаты | 1500000 |
| Семена | 2000000 |
| Удобрения | 1800000 |
| Г.С.М. | 3000000 |
| Итого: | 21800000 |
Проведя анализ представленных выше данных, можно сказать, что прибыль за 2007 год составила 28580000 рублей.
А теперь проанализируем аналогичные показатели за 2008 год:
Таблица 2.6 - Выручка от реализации продукции за 2008 год.
| Культура | Посевная Площадь | Урожайность с 1 га. т. | Урожай всего т. | Цена за кг. Руб. | Выручка Руб. |
| Лук | 1 га. | 15 т. | 15 т. | 600 руб. | 9000000 |
| Свекла ст. | 1 га. | 30 т. | 30 т. | 300 руб. | 9000000 |
| Морковь | 1,22 га. | 25 т. | 30,5 т. | 300 руб. | 9150000 |
| Капуста | 3га. | 25 т. | 75 т. | 300 руб. | 22500000 |
| Картофель | 2 га. | 18 т. | 36 т. | 250 руб. | 9000000 |
| Всего | 8,22 га. | 13,7 т. | 186,5 т. | 58650000 |
Таблица 2.7 - Затраты за 2008 год.
| Наименование затрат | Сумма руб. |
| Заработная плата | 12000000 |
| Налоги | 4000000 |
| Ядохимикаты | 1800000 |
| Семена | 2500000 |
| Удобрения | 2000000 |
| Г.С.М. | 3500000 |
| Итого: | 25800000 |
Прибыль за 2008 год составила 32850000 рублей.
В текущем году будет посеяно 1га. лука, 1га. свеклы столовой, 1,5га. моркови, 2,72га. капусты, 2га. картофеля. Реализация продукции будет
производиться через ОАО «Продтовары». Всего выручки от реализации произведённой продукции планируется получить в сумме 45млн. руб., из
которых на уплату налогов и собственные нужды, а также материально-тех-
ническое оснащение будет затрачено 30,5млн. руб.
Таким образом доход в текущем году планируется в пределах 20 млн. руб.






