Защита путем умственных действий

План

1. Психическая защита

2. Защита путем умственных действий

3. Защита путем разрядочных реакций

4. Защита путем комического

5. Защита путем привычной деятельности

6. Список литературы

Психическая защита

Понятие психической (психологической) защи­ты появилось вначале в русле психоанализа, а затем было принято и психологией в целом. Любой совре­менный индивид обладает способами и ресурсами психической защиты, и формировать их необходимо с раннего возраста: правильным воспитанием.

Психическая защита носит общечеловеческий, а не культурно-исторический или этнический характер, но предпочтительные ее способы могут быть различными в различных сообществах.

Современный человек уже занял практически все пригодные для поселения территории, и жить ему приходится в тесноте: физической и психической. Отсюда — множество проблем, в том числе и тех, ко­торые порождают необходимость в психической защите.

«Цель» психической защиты — разгрузка центральной нервной системы от чрезмерных и (или) застойных потребностных и подкрепляющих воз­буждений, поддержание гомеостаза психики.

Нередко психическая защита трактуется как нена­дежный или болезненный способ примирения инди­вида с неприемлемой для него информацией. При этом используют термины «вытеснение» или «запрет» на ее осознание. Думается, что способы «запрета» или «вытеснения» являются вынужденным, несовершен­ным, паранормальным способом психической защи­ты. Неслучайно, специалистам по психоанализу при­ходится особыми методами (по косвенным призна­кам) выявлять «вытесненные» или «запрещенные» содержания и переводить их в осознанное состояние для последующей обработки: с целью изменить (пу­тем переоценки) их значимость для пациента.

Вот основные пути психической защиты (ем. ниже):

♦ защита путем умственных действий;

♦ защита путем разрядочных реакций;

♦ защита путем комического;

♦ защита путем привычной деятельности.

При этом просто глупо было бы считать, что со­знание «защищается» от подсознания или «бессозна­тельного»: психика — единое целое, и как целое, но с различной активностью тех или иных своих отделов она защищает свой гомеостаз в условиях проблемных жизненных ситуаций.

От чего психика защищается? От дезорганизации и повреждений. Вот примеры психотравмирующих нейропсихических процессов (явлений):

♦ застойное потребностное возбуждение (психи­ческое напряжение);

♦ патологическая фиксация некоего содержания, ведущая к формированию патологической доми­нанты (расстройства влечений); ♦ устойчивые противоречия внутри комплекса «Я», нарушающие его целостность...

 

Защита путем умственных действий

Умственные действия являются способом и психи­ческой адаптации, и психической защиты. Строго говоря, комическое тоже относится к разряду умственных действий, но вместе с тем оно имеет свой разрядочный физиологический механизм (смех), и поэтом}заслуживает самостоятельного рассмотрения Главным, предметом адаптационно-защитных умет- венных действий является значимость: оперирование значимостью неприемлемых по тем или иным причи­нам психических содержаний с целью ее снижения, а следовательно, уменьшения степени их травматогенности: способности вызывать переживания, которые вообще (для данного индивида) или в конкретной ситу­ации не могут быть реализованы конкретными дейст­виями. Какие варианты здесь возможны?

♦ Снижение значимости неприемлемого спосо­бом занижения его оценки (принцип: «это — ерунда», «это — пустяки»).

♦ Снижение значимости неприемлемого способом масштабирования — противопоставления (принцип: «ничтожный объект между Западом и Востоком»).

Это способ оппозиции положительного содержания неприемлемому. При этом значимость положитель­ного всячески завышается. Одним из проявлений ме­тода оппозиции являются всякого рода побочные увлечения («хобби»), которые индивид настойчиво культивирует, отдавая этому все свободное время.

♦ Снижение значимости неприемлемого способом ослабления связи (принцип: «какое мне до этого дело», «это меня не касается»).

♦ Снижение значимости неприемлемого способом «изоляции» (принцип: «всё прекрасно, и лишь одно «но»). Дело в том, что возможна иррадицация в цент­ральной нервной системе возбуждения, соответству­ющего неприемлемому содержанию, вплоть до убеж­дения «плохо всё». Поэтому индивид убеждает себя в том, что у него «всё и во всём хорошо, кроме одного». Это позволяет не только предотвращать распростра­нение отрицательно окрашенного возбуждения по центральной нервной системе, но и дает также воз­можность сконцентрироваться на решении конкрет­ной проблемы, «не расплываясь мыслию по древу».

♦ Снижение значимости неприемлемого способом дезактуализации («мне это всё давным-давно извест­но»). Смысл: раз известно давно, и ничего плохого не произошло, значит, это не так уж плохо или опасно.

Очевидно, что все перечисленные выше способы оперирования значимостью полностью соответству­ют принципу, сформулированному римским импера­тором и философом Марком Аврелием (121-180): «измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности».

К умственным действиям относятся и вопросы жизненной стратегии. Вот они:

♦ Понимание вероятностного характера любого до­стижения и успеха, что позволяет легче переносить неудачи. Как бы индивид ни был уверен в своей спо­собности преодолевать трудности и достигать целей, он должен учитывать, что не только «невозможное бывает возможным», но и наоборот: возможное ока­зывается невозможным. В этом случае невозмож­ность желаемого не будет неожиданной, а отсюда и сниженная психическая травматогенность неудачи.

♦ Преобладание в сфере потребностей потребности познавать мир: никто не может помешать этому, как никто никому не может запретить дышать одним с ним воздухом. Поэтому ориентация индивида на по­знание всегда дает ему достаточно положительных эмоций, и не случайно, в одной и той же ситуации од­ному индивиду бывает интересно, а другому—скучно.

♦ Умение сравнивать свои достижения и свое поло­жение не только с теми, у кого «лучше», но и с теми, у кого «хуже». И всегда помнить о цене успеха: ничего никому даром не дается, за все приходится так или иначе, сейчас или потом платить. Важно это четко осознавать, чтобы не думать, что «есть на свете счастливые

люди, а я вот — несчастен»

♦ Материальные блага всегда ограничены в коли­честве, и никогда всем в равной мере чего-либо не до­стается. В связи с этим периодически возникают ситу­ации дележа: свалки, склоки, ссоры. Важно понимать: собравшиеся в одном месте для дележа оставляют при этом вокруг много свободного пространства и надо уметь оглянуться и поискать еще неоткрытые кем-то возможности. Главное — не лезть в гущу дележа, а вни­мательно смотреть вокруг: всегда найдется достаточно много интересного для каждого. Умей найти свое и от­носись к чужому как к неинтересному!

♦ Возможны две жизненных стратегии: сверх укрепленность (принцип «осажденная крепость») и принцип «затеряться на фоне» — не «возникать», не «заявлять о себе» без убедительной необходимости к этому.

Отношение к окружающему, как к опасному, вызы­вает постоянную актуализацию потребности самосо­хранения, а с нею — и постоянное психическое напря­жение. Отношение же к окружающему как к подобно­му тебе позволяет считать его более дружественным, и поэтому не вызывает психического напряжения. Иначе говоря, надо уметь не придумывать себе опасностей, а к реальной опасности относиться технологично. И глав­ное — относиться к неприятному, как к явлению объек­тивному, а не чьему-то злому умыслу. Надо помнить, что какого бы ты высокого мнения о себе ни был, окружающие заняты прежде всего собственными делами и проблемами. И у каждого этих дел и проблем достаточно много, что­бы оставалось время специально думать о том, как бы тебе сделать плохо.

♦ Стремление быть всегда и во всем первым и са­мым главным опасно для психики. Во-первых, это признак отсутствия самодостаточности: индивид все время вынужден сравнивать себя с другими и отсле­живать различия в положении и достижениях. Во-вторых, положение первого и самого главного опасно постоянным психическим напряжением: ведь самому главному легко стать не самым главным, утратить часть своего статуса. Положение же одного из первых, но не самого первого, намного выгоднее: те же преимущества положения, но без того психиче­ского напряжения, которым сопровождается поддер­жание первенства.

К категории защитных умственных действий от­носится и нецензурная брань. Ее разрядочный харак­тер очевиден: «выругался, и полегчало». Но это и определенные умственные действия, а не только условно-рефлекторные словесные штампы (вроде вошедшего в моду слова «блин», сочетающего в себе внешнюю приемлемость с потенциалом разрядки). Существует ведь еще и «многоэтажный мат»: это, не­сомненно, творчество, хотя и, быть может, циничное. Вообще же, именно брань четко демонстрирует заме­ну физических (враждебных) действий словесными выражениями неодобрения. И в этом плане брань, в том числе и нецензурная — несомненное достижение цивилизации! И чем больше людям приходится сдер­живать свои физические действия, тем более отчет­ливой становится роль ругательств. Таким образом, брань — это элементарная разрядочная реакция, а ино­гда — и умственные действия. Сам феномен психической защиты очень важен для нормального функционирования психики. Од­нако эта защита должна быть лишь дополнением к ак­тивной деятельности, направленной на преобразование ситуации: то, что неразрешимо в реальной жизни, не­разрешимо и в психике. Субъективность все же по­зволяет как-то смягчить эту неразрешимость, и поэ­тому осознанная активность субъекта, его целенаправ­ленная деятельность сами являются важным защитным механизмом психики.

Теперь несколько элементарно-учебных приме­ров. Одним из «фрейдистских» способов «психологи­ческой защиты» является регрессия. Как она прояв­ляется? Переходом индивида на предшествующие возрастные формы поведения: к примеру, женщина начинает вести себя с мужем, как ребенок. Какова основа и в чем выгоды такого поведения? Во-первых, это, конечно, демонстративное снижение уровня при­тязаний: взрослый и в принципе равный по статусу начинает вести себя как младший по возрасту. Но ведь младший по возрасту — это и младший по статусу (если не брать в счет ситуацию «молодой началь­ник»). Чем снижение уровня притязаний выгодно? Во-первых, снижением ответственности: ведя себя как ребенок, женщина тем самым перекладывает от­ветственность на мужчину. Во-вторых, из положения младшего легко просить без напряжения: просьба к старшему - типичная поведенческая ситуация, и ре­бенка она никогда не напрягает, кроме случаев, когда взрослые на просьбы отвечают грубо. Итак, регрес­сия — это не только «психологическая защита», но и выгодная (в ряде случаев) стратегия поведения: выиг­рыш в результате снижения уровня притязаний.

От подобного вида «регрессии» следует отличать другой ее вид, связанный с усвоением особенностей поведения индивида в связи с характером поведения окружающих.

К примеру, трехлетний больной ребенок, помещенный в па- дату к пяти - шестилетним, начинает вести себя сходным с ними образом. И напротив, шестилетний, помещенный к двух – трех - летним, как бы опускается до их уровня. Так что здесь имеют место и «регрессия», и «прогрессия».

Другой вид «психологической защиты» — проек­ция. При ней индивид начинает другому приписы­вать свои недостатки. Типичная общественная ситуа­ция — эксплуатация образа врага. Дело в том, что собственное поведение индивида где-то не выдержи­вает критики (совестью) и изменить оценку неприем­лемого он не может. Вот он и переносит отрицатель­ную оценку на другой объект, который противопоставляет себе.

Еще один вид «психической защиты», — отрицание. Оно может быть и осознава­емым, и неосознанным, и осуществляться различны­ми способами. Здесь и условно-рефлекторное подав­ление (отвлечение) внимания от неприемлемого, и осознанное отрицание необходимости помнить о нем (по принципу: «не хочу об этом и думать»). Это и осоз­нанное отрицание недостатков у индивида, от которо­го зависит твое положение: если уж приходится обща­ться с ним постоянно, то легче начать отрицать его, не­достатки и стараться «входить в его положение», а то и приписывать ему положительные качества, чем испы­тывать постоянное напряжение в ситуациях общения с ним или мыслях о них. Следовательно, отрицание — это не просто возражение или отказ, но и сложное опе­рирование с оценками и восприятием.

И несколько слов о за­щитной роли подражания. Очевидно, что подражание играет именно защитную роль в ситуациях неопределенности линии собственного поведения: индивид поступает, «как все», особенно не напрягаясь и не мучаясь сомнениями. В этом — психотерапевтическое значение обмена жизненным опытом: следование примеру, образцу, «общепринятому». Здесь и душевное облегчение из-за отпадения необходимости «думать са­мому», и момент безопасности: раз уж «так делают все», значит, за это не накажут. Видимо, этот момент облег­чает и мародерство: когда оно принимает массовый ха­рактер, все меньшее число индивидов испытывают страх при мысли о своем возможном участии в подоб­ного рода действиях. К сему относится и смысл извест­ной поговорки: «на миру и смерть красна».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: