Под античной культурой принято понимать культуру Древней Греции и Древнего Рима. Выделяют 6 периодов в развитии античной культуры:
1. Эгейская культура (3-2тыс. до НЭ)
Об этой культуре говорили: «не восточная по территории, но восточная по характеру»
2. Гомеровский (Ранний архаичный период) (11-9в. до НЭ). Единственным историческим источником, дающим представление об этой культуре являются поэмы Гомера (Илиада, Одиссея).
3. Архаический (8-6в. до НЭ). Культура формируется в греческих городах, государствах, полисах со своей системой ценностей (полис Спарты и полис Афины).
4. Классический (5-посл.треть 4в. до НЭ). Наиболее интенсивный период - период наивысшего подъёма греческой культуры (в скульптуре особое внимание уделяется пластике, динамике, появляются индивидуальные черты). Литература – 2 жанра (трагедия (Софокл)и комедия (Аристофан)).
5. Эпоха эллинизма (посл.треть 4в. – по 1в. до НЭ). Этот период связан с завоевательными походами на восток и образованием эллинистической монархией. В культуре происходят переплетения греческих и восточных традиций. В архитектуре (у греков) стремление к гигантомании.
6. Римский период. Открывается завоеванием Римом греческих земель. Парадокс: римляне попадают под влияние высокой греческой культуры, римляне копируют греческие статуи, римские божества принимают облик греческих богов, складывается единый пантеон богов, первые книги в Риме – это перевод произведений Гомера. Философия – возрождаются греческие школы римлянами.
Греческие и римские культуры объединяются вследствие ряда факторов:
1. открытого характера римской культуры. Римляне усваивают всё новое, что не противоречит основам их мировоззрения.
2. греческая и римская культуры развивались на единой основе – на принципах гражданской общины (демократии).
3. у них формировалась единая шкала мировоззренческих ценностей: идея свободы и независимости, идея сочетания личных интересов с общественными, идея верховной власти народа.
Несмотря на схожесть многих черт – греческих и римских, культуры не являются полностью тождественными, их различия в первую очередь связывают с разным образом жизни (греки, за исключением Спарты были миролюбивы, а римляне – воинственны). Среди компонентов культурных ценностей, у греков определённое место занимала мифология, а у римлян – право, закон.
Древневосточный тип культуры (на примере одной из традиционных цивилизаций).
Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4тыс до НЭ). Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:
1. природные (наличие великих рек).
2. экономические.
3. социально-политические (социальное неравенство, складываются сословия, касты).
Древняя цивилизация – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, а именно доклассовому, дородственному, дограждансткому, догосударственному и дописьменному состоянию общества и культуры.
Древние цивилизации – древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности стиль мышления, способ речи и действия.
Древневост. тип культуры:
1. экономическая сфера.
• Экономика древневосточных государств была основана на общинном землепользовании. Сельская община – прямой потомок родовой общины, являясь основной производственной ячейкой древневосточных обществ.
• Основной формой ведения земледелия являлась ирригационная форма, которая требовала с одной стороны коллектив, с другой его административное регулирование.
2. социально-политическая сфера.
• Определяющая роль государства. Восточные цивилизации называют восточными деспотиями.
• Сакрализация (обожествление) социальной структуры восточных обществ.
• Строгая иерархичность социальной структуры.
3. духовная сфера.
• Определяющая роль в духовной сфере (искусство, литература, наука).
• Строгая приверженность канонам, традиционализм, консерватизм.
• Незначительность роли художника. Художник – хранитель канонов.
• Способность создавать величайшие ценности при сравнительно низком уровне развития индивида и «Я».
• Градация размеров, градация ценностей. Чем выше, тем значимей.
• Особое понимание судьбы (человек в лодке, но без вёсел).
На примере Древнего Китая:
Древнекитайская империя – середина 1 тысячелетия до н.э. – конец 2 тысячелетия н.э.
Культура этого периода отражает особенности разных сторон жизни Китая:
• Потребности земледелия способствовали возникновению астрономических знаний, появился лунно-солнечный календарь
• Необходимость создания ирригационных сооружений развило практические математические знания, особенно в геометрии
• Развивается анатомия и медицина
• Поиски первоэлементов вещей - натурфилософия– первичны вода, огонь, дерево, металл и земля
• 5-2 века до н.э. – интенсивное развитие философского мышления, зарождение основных школ китайской философии – Даосизма и Конфуцианства
даосизм – основная категории – Дао – источник всего существующего, мир подчинен Дао, само по себе непознаваемое, Дао проявляется в мире вещей и явлений и в человеке.
конфуцианство - небо – божественное существо, управляющее земной жизнью. Поведение человека определяется обществом, его законами.
• Происходит переход от устного песенно-поэтического творчества к литературной поэзии (поэт Цюй Юань -340-278 до н.э.)
Прозаическая литература этого периода представлена мифами и легендами и сказками.