Античность как тип культуры. Влияние античности на мировую культуру

Под античной культурой принято понимать культуру Древней Греции и Древнего Рима. Выделяют 6 периодов в развитии античной культуры:

1.       Эгейская культура (3-2тыс. до НЭ)

Об этой культуре говорили: «не восточная по территории, но восточная по характеру»

2.       Гомеровский (Ранний архаичный период) (11-9в. до НЭ). Единственным историческим источником, дающим представление об этой культуре являются поэмы Гомера (Илиада, Одиссея).

3.       Архаический (8-6в. до НЭ). Культура формируется в греческих городах, государствах, полисах со своей системой ценностей (полис Спарты и полис Афины).

4.       Классический (5-посл.треть 4в. до НЭ). Наиболее интенсивный период - период наивысшего подъёма греческой культуры (в скульптуре особое внимание уделяется пластике, динамике, появляются индивидуальные черты). Литература – 2 жанра (трагедия (Софокл)и комедия (Аристофан)).

5.       Эпоха эллинизма (посл.треть 4в. – по 1в. до НЭ). Этот период связан с завоевательными походами на восток и образованием эллинистической монархией. В культуре происходят переплетения греческих и восточных традиций. В архитектуре (у греков) стремление к гигантомании.

6.       Римский период. Открывается завоеванием Римом греческих земель. Парадокс: римляне попадают под влияние высокой греческой культуры, римляне копируют греческие статуи, римские божества принимают облик греческих богов, складывается единый пантеон богов, первые книги в Риме – это перевод произведений Гомера. Философия – возрождаются греческие школы римлянами.

Греческие и римские культуры объединяются вследствие ряда факторов:

1.       открытого характера римской культуры. Римляне усваивают всё новое, что не противоречит основам их мировоззрения.

2.       греческая и римская культуры развивались на единой основе – на принципах гражданской общины (демократии).

3.       у них формировалась единая шкала мировоззренческих ценностей: идея свободы и независимости, идея сочетания личных интересов с общественными, идея верховной власти народа.

Несмотря на схожесть многих черт – греческих и римских, культуры не являются полностью тождественными, их различия в первую очередь связывают с разным образом жизни (греки, за исключением Спарты были миролюбивы, а римляне – воинственны). Среди компонентов культурных ценностей, у греков определённое место занимала мифология, а у римлян – право, закон.



Древневосточный тип культуры (на примере одной из традиционных цивилизаций).

Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4тыс до НЭ). Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:

1.       природные (наличие великих рек).

2.       экономические.

3.       социально-политические (социальное неравенство, складываются сословия, касты).

Древняя цивилизация – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, а именно доклассовому, дородственному, дограждансткому, догосударственному и дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации – древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности стиль мышления, способ речи и действия.

Древневост. тип культуры:

1.       экономическая сфера.

•         Экономика древневосточных государств была основана на общинном землепользовании. Сельская община – прямой потомок родовой общины, являясь основной производственной ячейкой древневосточных обществ.

•         Основной формой ведения земледелия являлась ирригационная форма, которая требовала с одной стороны коллектив, с другой его административное регулирование.

2.       социально-политическая сфера.

•         Определяющая роль государства. Восточные цивилизации называют восточными деспотиями.

•         Сакрализация (обожествление) социальной структуры восточных обществ.

•         Строгая иерархичность социальной структуры.

3.       духовная сфера.

•         Определяющая роль в духовной сфере (искусство, литература, наука).

•         Строгая приверженность канонам, традиционализм, консерватизм.

•         Незначительность роли художника. Художник – хранитель канонов.

•         Способность создавать величайшие ценности при сравнительно низком уровне развития индивида и «Я».

•         Градация размеров, градация ценностей. Чем выше, тем значимей.

•         Особое понимание судьбы (человек в лодке, но без вёсел).

На примере Древнего Китая:

Древнекитайская империя – середина 1 тысячелетия до н.э. – конец 2 тысячелетия н.э.

Культура этого периода отражает особенности разных сторон жизни Китая:

•         Потребности земледелия способствовали возникновению астрономических знаний, появился лунно-солнечный календарь

•         Необходимость создания ирригационных сооружений развило практические математические знания, особенно в геометрии

•         Развивается анатомия и медицина

•         Поиски первоэлементов вещей - натурфилософия– первичны вода, огонь, дерево, металл и земля

•         5-2 века до н.э. – интенсивное развитие философского мышления, зарождение основных школ китайской философии – Даосизма и Конфуцианства

даосизм – основная категории – Дао – источник всего существующего, мир подчинен Дао, само по себе непознаваемое, Дао проявляется в мире вещей и явлений и в человеке.

конфуцианство - небо – божественное существо, управляющее земной жизнью. Поведение человека определяется обществом, его законами.

•         Происходит переход от устного песенно-поэтического творчества к литературной поэзии (поэт Цюй Юань -340-278 до н.э.)

Прозаическая литература этого периода представлена мифами и легендами и сказками.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: