Охрану, контроль, регулирование использования объектов растительного мира в Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти - Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральная служба лесного хозяйства России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что растительный мир оказывает доминирующее влияние на формирование биогеоценозов, до настоящего времени не организованы полномасштабный учет, охрана и регулирование использования растительных ресурсов (за исключением лесной древесной растительности). Поскольку работы по учету и охране растительного мира курируют различные отраслевые министерства и ведомства, сведения о его реальном состоянии фрагментарны и неполны, а проблема сохранения природной растительности остается весьма актуальной.
В особой заботе нуждаются леса. В соответствии с Лесным кодексом (январь 1997) устанавливаются правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их ресурсного и экологического потенциала.
|
|
Основополагающее значение для охраны лесов имеет подразделение их на категории и группы по степени защищенности.
К лесам первой группы относятся:
* запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, а также запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб;
* противоэрозионные леса, защитные лесополосы вдоль железных и автомобильных дорог;
* леса зеленых зон городов, других населенных пунктов и хозяйственных объектов, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, леса первой, второй и
третьей зон округов санитарной охраны курортов;
* особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, орехово-промысловые зоны, лесоплодовые насаждения и др.;
* леса заповедников, национальных и природных парков, заповедные лесные участки и др.
Кроме того, в лесах всех групп могут быть выделены особые защитные участки с ограниченным режимом лесоисполъзования, включая берегозащитные и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и др.
В связи с расширением и углублением антропогенной трансформации естественных природных ландшафтов увеличивается число редких и исчезающих видов растений. По состоянию на 1 ноября 1997 г. в Красную книгу Российской Федерации включено 553 вида растений: 440 видов цветковых, 11 - голосеменных, 11 - папоротниковидных, 22 - мохообразных, 4 вида плауновидных растений, 29 видов лишайников, 17 видов грибов.
|
|
До сих пор остается нерешенной проблема учета, охраны и рационального использования недревесных ресурсов растительного мира на территории лесного фонда, хотя отдельные объекты (грибы, ягоды и т.п.) имеют особую ценность и активно эксплуатируются. Основной же потенциал этих ресурсов в лесах России не вовлечен в хозяйственное использование, и объем заготовок недревесной растительности составляет менее 1 % имеющихся запасов.
Следует отметить, что внедрение экономических механизмов рационального использования и охраны ресурсов происходит чрезвычайно медленно, особенно в отношении недревесных лесных растений.
Охрана животного мира