Отличие памяти человека и животных

ПАМЯТЬ: ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕХАНИЗМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

П Л А Н

Введение

1. Отличие памяти человека и животны……………………………….....3

2. Определение памяти……………………………………………………..4

2.1. Основные черты………………………………………………………4

2.2. Индивидуальные различия ……………………………………….. 5

3. Виды и формы памяти …………………………………………………....7

3.1. Классификация по участию воли в процессе запоминания …..8

3.2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности……………………………………..8

3.3. По продолжительности сохранения информации ……………10

     4. Механизмы памяти ……………………………………………………… 13

     5. Заключение ………………………………………………………………..17

     6. Список использованной литературы ………………………………….18


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

«Без памяти мы были бы существами на мгновение.

Наше прошлое было бы мертво
 для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» [1]
 

Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно,  для специалистов работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективне можно послужить и помочь ему.

В данной работе будет дано определение того, что такое память, будет сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти.

 



Отличие памяти человека и животных

Основные определения:

Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

- Генетическая память  - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае – мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.[2]

- Механическая  -  это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.[3]

Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.[4] Что же такое сама память?

Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.[5]

2. Определение памяти.

ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.[6] Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.[7] Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.[8]

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти [9], которые мы и рассмотрим.

2.1. Основные черты памяти [10]

 

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:
длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - их краткая характеристика:

 

 

Продуктивность памяти
Рисунок 1

                         
 
 
Объем
 
Быстрота
 
Готовность

 


- Объем -  способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

- Быстрота запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

- Точность -  точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении

- Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

- Готовность к воспроизведению -  способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow