Психофизиологические механизмы чтения

 

    Современные представления о высших психических функциях базируются на учениях А. Р. Лурия [32, 33], Цветковой Л.С. [58] и других, ставших основоположниками системного изучения нейрофизиологических механизмов психики. В соответствии с теорией, разработанной этими исследователями, любая высшая психическая функция является сложной системой, работа которой обеспечивает­ся рядом взаимосвязанных мозговых зон.

А. Р. Лурия выделил три блока, образованные особы­ми структурами мозга и на разных уровнях осуществляю­щие все психические функции. Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Второй блок выполня­ет прием, переработку и хранение информации. Третий блок реализует программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Именно А. Р. Лурия в своих работах впервые описал функциональную систему письма. Учитывая психофизиологиче­скую, психологическую и социальную близость и нераз­рывность навыков письма и чтения, можно выделить компоненты функциональной системы чтения:

• избирательная активация;

• переработка зрительной информации;

• переработка слухоречевой информации;

•  переработка кинестетической информации;

• переработка зрительно-пространственной информации;

• серийная организация движений, обслуживающих чтение (глазодвигательных и артикуляционных);

• программирование, регуляция и контроль операций чтения.

Избирательная активация как компонент функцио­нальной системы чтения входит в состав блока регуляции тонуса и бодрствования и обусловлена работой стволовых и подкорковых образований мозга. Эти отделы создают оп­тимальный тонус коры, её энергетическую базу, необходи­мую для целенаправленной деятельности. Структуры первого блока, оказывающие неспецифическое влияние на корковые центры, также поддерживают состояние готов­ности к реакции, то есть выполняют функцию внимания. При дисфункции структур первого функционального бло­ка ухудшаются общие динамические характеристики лю­бой деятельности: снижается ее скорость, падает работо­способность, быстро наступает истощаемость.

Блок приема, переработки и хранения информации ре­ализует следующие функциональные компоненты чтения: переработку зрительной и зрительно-пространственной, слухоречевой и кинестетической информации. Во второй блок входят задние отделы коры головного мозга: заты­лочная, теменная и височная области левого и правого по­лушарий. Отличительная особенность второго блока, по сравнению с первым, заключается в его иерархическом строении, которое выражается в наличии первичных, вто­ричных и третичных полей.

Первичные поля, будучи проекционными, принимают информацию строго определенной модальности и симмет­рично расположены и в левом, и в правом полушариях моз­га. Над ними надстраиваются вторичные, гностические, поля, более детально перерабатывающие получаемую информацию. Эти поля также тесно связаны с определенны­ми анализаторами, однако представлены в разных гемисферах асимметрично, что связано с особенностями лево- и правополушарной стратегии обработки информации. Из­вестно, что для левого полушария характерна аналитичес­кая стратегия переработки информации. Традиционно левое полушарие считается «речевым», то есть ответственным за речевые процессы. Правое полушарие в большей мере ответственно за синтез полученной информации, ему свой­ственна целостная стратегия обработки информации. Оно преимущественно отвечает за переработку зрительной и зрительно-пространственной информации. Третичные поля второго бло­ка представляют собой зону перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Функция третичных полей заключается в организации совместной деятельности раз­личных анализаторных систем, в переработке и синтезе по­лимодальной информации, в том числе и обеспечении зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Переработка зрительной информации осуществляет­ся затылочными отделами полушарий мозга. Проекцион­ные поля левого и правого полушарий принимают первич­ную информацию, идущую от зрительного анализатора. Гностические поля ответственны за анализ, переработку и хранение этой информации, причем эти операции распре­деляются между левой и правой гемисферой мозга нерав­номерно. Это связано с особенностями обработки информации, характерными для каждого полушария. Правое полушарие, обладая целостной, холи­стической стратегией обработки информации, осуществ­ляет отбор значимых признаков и синтезирует целостный образ, а затем идентифицирует формирующийся образ и образы-эталоны, то есть осуществляет глобальное воспри­ятие. При дисфункции зрительных полей правого полуша­рия возникает односторонняя пространственная агнозия, фрагментарность восприятия, нарушение опознания ин­дивидуальных признаков объекта. Левое полушарие ис­пользует аналитические способы обработки информации, выделяет и анализирует в объекте восприятия все детали (их размер, форму и т. д.), соотносит их с существующими схемами, классифицирует объект. Нарушения в зритель­ной доле левого полушария приводят к игнорированию от­дельных элементов, к невозможности установить иерар­хию выделенных признаков.

Опознание зрительных стимулов зависит не только от внешних свойств воспринимаемого объекта, но и от внут­ренних: вербализируемые стимулы опознаются преиму­щественно левым полушарием, неречевые, трудновербализируемые — правым полушарием. Точное зрительное восприятие может обеспечить только совместная деятель­ность левого и правого полушарий.

Переработка слухоречевой информации осуществля­ется височной областью коры головного мозга. Ее первич­ные поля принимают всю слуховую информацию, которая затем перерабатывается вторичными, гностическими по­лями левого полушария — зоной Вернике. С работой именно гностических зон височной области связаны про­цессы фонематического восприятия, а также слухоречевая память. Дисфункция первичных полей ви­сочной зоны мозга приводит к различной степени тяжести нарушениям физического слуха, вплоть до полной глухо­ты при их двустороннем поражении. Дисфункция вторич­ных полей, не отражаясь на физических характеристиках слуха, вызывает нарушение дифференциации фонем по оппозиционным признакам (глухости—звонкости, твердо­сти—мягкости). За выполнение этих речевых операций преимущественно отвечает левое полушарие, однако и правое полушарие вносит свой специфический вклад в этот процесс, создавая возможности для анализа ритмико-интонационных и мелодических характеристик речи.

Фонематический анализ звуков речи невозможен без их проговаривания, поскольку в его основе лежит установ­ление акустико-артикуляционных связей. Переработка кинестетической информации происходит в теменной доле коры головного мозга. Первичные и вторичные поля теменной доли обеспечивают афферентную основу любого движения. Поражение гностических полей кинестетическо­го анализатора приводит к нарушению точности движений. Если расстройство распространяется на речевые движения, то возникают ошибки выбора артикуляционных укладов, смешение близких артикулем.

Зрительно-пространственная информация перераба­тывается третичными полями второго функционального блока, которые являются зонами перекрытия теменной и затылочной областей. Эти поля интегрируют деятельность кинестетического и зрительного анализаторов. Данный компонент функциональной системы чтения обеспечивает ориентировку на плоскости страницы, соблюдение после­довательности прочтения слов, строк и т. д. Кроме того, зрительно-пространственный анализ лежит в основе диф­ференциации букв как графических объектов.

Серийная организация движений, программирование, регуляция и контроль чтения представляют собой функ­ции третьего блока, в который входят передние отделы мозга. Эти структуры также имеют иерархическую орга­низацию. Первичные зоны блока — место выхода двига­тельных импульсов, программы которых создаются вто­ричными зонами, расположенными над первичными. Третичные зоны этого блока обеспечивают контроль слож­ных форм деятельности, общую регуляцию поведения.

Программирование, регуляция и серийная организа­ция чтения проявляются в артикуляционных и произ­вольных глазодвигательных движениях. В процессе чте­ния вслух возникают артикуляционные программы, затем отдельные артикулемы объединяются в «последовательные кинетические мелодии»[2], придавая прочтению вслух плавный, целостный характер. Движения глаз, ле­жащие в основе зрительного компонента чтения, то есть прослеживание текста, также представляют собой серий­но организованные, последовательно сменяющие друг друга двигательные акты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: