Налоговое консультирование, как уже ранее отмечалось, является относительно новым веянием, следовательно данный вид консалтинга имеет свои трудности и проблемы, которые, в принципе, закономерны, но можно решить. Этот сегмент рынка услуг только начинает развиваться в России
Проблемы налогового консультирования обсуждались на международной научно-практической конференции по теме «Опыт, проблемы и методы налогового консультирования», 2006 г., которая была проведена по инициативе Палаты налоговых консультантов (ПНК) и Учебно-методологического центра при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (УМЦ), Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, вузов страны также была проведена научно-практическая конференция, 1999 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» Цель конференций –выявить существующие проблемы; наметить возможные пути их решения.
Следует обратить внимание на правовое регулирование налогового консалтингав России. Основная проблема – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.
На сегодняшний день не существует определенного специализированного закона, который бы регулировал и контролировал деятельность налоговых консультантов. Появление новой профессии вызывает необходимость в выработке профессиональных стандартов. Основы такого консалтинга регламентируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законами о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности. С точки зрения этических норм, отсылка происходит на законы, регулирующие аудиторскую деятельность.
Еще одной проблемой развития налогового консультирования является нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров. В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток. Поэтому консалтинг в области налогообложения здесь менее востребован, а из этого следует, что работы в мегаполисах больше, она интереснее и за нее выше платят. По этим причинам происходит отток профессиональных кадров, например, из азиатской части страны в европейскую.
Налоговый консалтинг применяют достаточно редко, так как мало известен, что также не способствует его развитию.
Есть проблемы и образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, так же нет достаточного количества учебно-методической литературы. Это тоже может являться причиной, порождающей нехватку кадров.
Следует также отметить, что сегодня не требуется специального образования, лицензий на право ведения консалтинговой деятельности. Не во всех отраслях достаточное влияние имеют профессиональные объединения консультантов, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и профессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компании. Как следствие - приход в консалтинг людей малопрофессиональных, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах потенциальных клиентов.
Недостаток конкуренции на российском рынке консалтинга порождает большинство недостатков в данной области.
Недостатки управленческой культуры. Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они (тем более что большинство из них являются одновременно организаторами и собственниками возглавляемых предприятий) психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта. Кроме того, изменение стиля управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководителя. Это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно, если учесть живучесть традиций авторитарности. В-третьих, на консалтинг, как сферу, связанную со знанием и интеллектом, в России традиционно смотрят, как на область, за которую платить не нужно, и которая, как культура или образование, должна финансироваться по остаточному принципу.
Дороговизна. Сегодня в России услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес, а также граждане просто не имеет свободных денежных средств для оплаты их советов. Налоговое консультирование – это дорогостоящая услуга.
С учётом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо осуществить ряд мероприятий по разрешению проблем в области налогового консультирования. Что это за мероприятия, и каковы перспективы развития рынка налогового консультирования в России рассмотрим в третьей главе.
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ