Меры борьбы с коррупцией


 

                                                                                                     

                                                                                                             

Таблица №1.

 

Какой же из способов борьбы с коррупцией подходит для России? Большинство ответивших[8] на этот вопрос (61,7%) независимо от их образования, социального положения и материального обеспечения, наиболее эффективным считает уголовное наказание. На втором месте идет совершенствование законодательства (36,5%), на третьем — политическая воля правительства (30%). Публичное нравственное осуждение в ряду этих мер считается самым малоэффективным. Впрочем, осуждение коррупции через средства массовой информации, огласку судебных дел также можно отнести к средствам морального воздействия через механизм общественного мнения
2. Морально-этические аспекты коррупции.



Что такое мораль.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. М. регулирует поступки человека во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в науке, в семейных и личных отношениях и т. д. Принципы М., в отличие от специфических требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, имеют всеобщее значение и составляют ценностный базис общества. Моральные принципы поддерживают и санкционируют определенные общественные устои и формы общения в предельно общей форме, в отличие от более специфичных, традиционно-обычных, этикетных, организационно-административных и технических норм. Моральная норма выступает в форме должествования, которому человек принужден следовать при осуществлении самых различных своих целей. Нормы морали, в отличие от традиционных обычаев, не только поддерживаются силой устоявшегося общественного порядка, силой привычки и давления общественного мнения, но непременно фиксируются в форме разных заповедей и предписаний, содержащих положения о том, как должно поступать. Мораль является выражением целостной системы воззрений на должную социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности человека и его бытия. В морали должное и реально принятое чаше всего совпадают не полностью. Мораль следует отличать и от права, где регуляции предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями. Моральные требования же формируются в самой практике коллективного поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и культурно-исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях и волях. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. В морали авторитетность того или иного лица не может быть навязана извне и определена его реальной властью и общественным положением; она может быть только обусловлена его личными моральными качествами, умением быть морально адекватным той или иной ситуации, а иной раз идти вопреки отжившим моральным нормам. В этой связи некоторые исследователи предпочитают разводить понятия морали и нравственности, ибо моральные догматы уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную конкретность и единственность. Нравственность может служить выражением свободного поступка личности в согласии его совести [9]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.[10]

Этика, мораль, нравственность в этимологическом плане одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем; на греч. языке - привычка, обыкновение, нрав - один из основных способов нормативной регуляции действий человека.

Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.


2.2. Мораль и коррупция. Этическая оценка коррупции.
Говоря об этической стороне вопроса, заметим, что в целом общество всегда считало коррупцию "аморальным поведением". По мнению М. Редера, признание поведения коррупционным уже подвергает его моральному осуждению. Непосредственное экономическое следствие этого – снижение оценки полезности любого контакта (преследующего выгоду) с аморальным индивидом, причем это происходит отчасти из опасения подвергнуться совместным репрессиям, а отчасти из-за природного отвращения к аморальности.
Э. Банфилд, исследующий коррупцию с точки зрения максимизации полезности для агента экономики, в рассмотрение включает учет влияния морального климата на снижение полезности коррупции для агента. В работе С. Роз-Аккерман в модель функции полезности участников коррупционной сделки включается величина моральных издержек от принятия и дачи взяток. Включение понятия коллективной репутации в моделирование коррупции (работа Дж. Тиропа также отражает этическую оценку этого явления со стороны общества. Один из выводов состоит в том, что систематически повторяющиеся нарушения закона могут стать традицией, с которой очень сложно бороться, впрочем, как следует из труднопреодолимо любое традиционное поведение общества.
Этическая оценка коррупции.

Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.

Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы. Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:

1.Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам.

2.Отсутствуют секретные или побочные платежи.

3.Клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании).

Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти. При этом обвинения нередко предъявляются не только конкретной политической элите, но и политической системе в целом. Как отмечает Оскар Ариас Санчес, авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, так что вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий. Напротив, коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии.

Причины коррупции

 

 

Таблица2.

Подавляющее большинство опрошенных считают, что одной из главных причин отрицательной оценки государственных служащих является, можно сказать, “оторванность чиновников от народа”. Подобное мнение складывается из следующих утверждений опрошенных о чиновниках:

— пользуются льготами, привилегиями 53,8 %,

— ориентированы только “на верх” (на карьеру) 58,0 %,

— равнодушие к людям 46,0 %.

Одним из самых опасных проявлений аморального поведения служащих, злоупотреблений властью считается коррупция, взяточничество. По мнению населения, среди служащих наибольшее распространение получили злоупотребление служебным положением (46,3%), вымогательство взяток и коррупция (31,3%), пренебрежение к законам (25,8%).

Следует также отметить, что граждане своим поведением сами провоцируют служащих на аморальные поступки. Так, треть опрошенных граждан (34,2%) полагает, что взятка ускоряет решение вопросов. Что касается соблюдения законов, то лишь 40% ответивших считают, что нужно соблюдать дух и букву закона, а остальные предпочитают следовать духу закона (26,5%) либо инструкции (31,0%), что свидетельствует о правовом нигилизме и довольно низкой правовой культуре. Каждый второй опрошенный допускает возможность обходить закон и использовать его в своих интересах.

Вся борьба с коррупцией, как в России, так и в мире в целом, сводится к борьбе с её проявлениями и её следствиями. Все разговоры на тему коррупции сводятся лишь к выявлению фактов коррупции и определению (в основном "ужесточению") законодательных мер наказания за содеянное. Однако всё это не решает вопрос искоренения коррупции в принципе.
Но если только поставить вопрос о причинах коррупции, то сразу всё становится на свои места, поскольку постановка такого вопроса приводит к новым вопросам, ответы на которые раскрывают суть коррупции, её "личико". Зачем человек берёт взятки? Что толкает его на это? Каковы его побудительные мотивы? В чём он видит счастье и смысл жизни? Каковы его жизненные идеалы? О чём он мечтает? Что ему нравится в жизни и что ему не нравится? Вот здесь-то и кроется главное.
Нрав, нравится, нравственность - слова однокоренные. И если одному человеку его нравственность (а точнее безнравственность) позволяет за взятки продавать интересы страны, то это уже предатель. Если другой способен обобрать другого до нитки, сделать его нищим и "пустить по миру", то такой человек не просто вор, но он уже и убийца. А оба они - безнравственные люди. И если мы живём среди безнравственных людей, особенно если эти люди - руководители разного уровня, то мы живём в безнравственном обществе. И не изменив безнравственное общество таких с позволения сказать "людей" на общество, где будут жить нравственные люди, и в первую очередь нравственные управленцы, мы ничего не сможем изменить в жизни страны.

Не изменив нравственности в обществе, решить задачу искоренения коррупции не удастся. Однако ни одна общественная сила, ни одна партия в России не ставит такой задачи.

Ведь существует всего две системы взглядов на организацию жизни общества и взаимоотношений между людьми. По существу это две концепции управления и самоуправления общественными процессами. Одна система (концепция) управления безнравственная, когда одни "жируют" и благоденствуют за счёт других людей. Другая система управления нравственная, справедливая, когда каждый труд уважаем другими членами общества и этот труд достойно оплачивается, позволяя человеку жить достойно, в достатке, не паразитируя на труде других.
При господстве в обществе первой концепции управления добиться искоренения коррупции невозможно, поскольку законодательная база является следствием этой безнравственной концепции управления. То есть законы вторичны по отношению к концепции управления, поскольку их "изобретают" ставленники или непосредственно сторонники той или иной концепции, поэтому при господстве несправедливой концепции "изобретаются" и несправедливые законы. Но при торжестве в обществе справедливой, нравственной концепции законы будут также справедливыми.
Эта атмосфера безнравственности во власти способствовала проведению во власть людей, далёких о заботах простого населения, прошлое многих из них имеет криминальный оттенок, и зачастую забывается при вступлении в "партии власти" и тем более при продвижении по её лестнице вверх.
Атмосфера вседозволенности и безнаказанности всё более втягивает этих людей в криминальный мир. Вот здесь стоит подумать руководителям и силовым органам, чего они добиваются, покрывая преступников. Замалчивая факты проверок, закрывая глаза на откровенную коррупцию в органах власти, позволяя чиновникам необоснованно поднимать себе заработные платы за счёт обнищания основного населения (один из примеров - грабительские цены на услуги ЖКХ) они берут на себя эту вину, взаимно преумножая её. Убирая с работы честных компетентных людей и вставляя себе угодных, преданных дилетантов (в том числе и обязанных проверять и предупреждать) гореруководители только оттягивают время ответственности.
Ситуация в стране хоть и медленно, но неуклонно меняется. Изменить ситуацию возможно лишь при замене безнравственной, несправедливой концепции на нравственную, справедливую систему отношений в обществе.
Начало деятельности Общественного Комитета по борьбе с коррупцией Республики Алтай сразу нашло отражение в аналитических ресурсах Алтайского края, Москвы и Санкт-Петербурга. Идёт постоянный обмен информацией и опытом по всей стране. Идёт набор и обработка информации по коррупции в Республике Алтай. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто желает встать в ряды борцов за очищение нашего общества от грязи и мерзости, кто желает видеть Россию живущей по законам нравственности и справедливости.

 



                                         Заключение.
Итак, в по окончанию проведённой работы можно сделать следующие выводы по изученному материалу:

1. Государственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях.

2. Типологизацию можно проводить на разных уровнях.

3. Причиной коррупции является государство, т.е. различные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, налагаемые на свободных экономических агентов.

4. Существует 6 наиболее общих ситуаций, которые создают мотивы для коррупции.

5. Существенным моментом в изучении причин коррупции является вопрос об оптимальности государственного регулирования.

6. Разногласия о полезности коррупции могут возникнуть только в конкретных случаях: коррупция может помочь экономическому развитию на некотором переходном этапе, но задержка на этом этапе может оказаться гибельной для общества.

7. Коррупция во все времена считалось и считается в современном мире аморальным поведением.

8. Систематически повторяющиеся нарушения закона могут стать традицией, с которой очень сложно бороться.

9. Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными.

10. Одним из самых опасных проявлений аморального поведения служащих, злоупотреблений властью считается коррупция, взяточничество.

11. Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти.

Так как мы живём среди безнравственных людей, и многие из них - руководители разного уровня, значит мы живём в безнравственном обществе. И не изменив безнравственное общество таких с позволения сказать "людей" на общество, где будут жить нравственные люди, и в первую очередь нравственные управленцы, мы ничего не сможем изменить в жизни страны.

Не изменив нравственности в обществе, решить задачу искоренения коррупции не удастся.
Содержание.

 

1. Волченко Л.Б., Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975

2. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В Энциклопедия / Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

3. Кемеров В.. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.

4. Кохановского В. П Философия, -Ростов-на-Дону / Книга, 1995

5. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С., Введение в философию. - М., Просвещение, 1995

6. Никонов Ю. Документационная публикация Altay Daily Reviw 12.03.07

7. Федорович В.А., Патрон А.П. «Государство и экономика», М., 2005.

8. Фролова И. Т. Философский словарь,-Москва. Политиздат, 1986

9. Хайдеггер М.., Что такое философия? // Вопросы философии, 1993 – 4

10. Хасбулатов Р.И. «Мировая экономика и международные экономические отношения»,-Москва., Гардарики, 2006г.

11. "Антология мировой философии", Универсальный словарь-справочник, Лондон, -Слово, 1993

12. Журнал «Чиновник» №100 (7), статья «Нравственные аспекты коррупции», автор И.А. Кох.

13. Журнал «Управление персоналом», фев. №4, с. 16-22, статья «Коррупция в бизнесе», автор Петрова Ю.А.

14. Журнал «Маркетинг», 2008, №2, с. 3-23, статья «Коррупция как глобальная проблема современности», автор Андрианов В.

 


[1] Тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения и это показано в работе А. Шляйфера и Р.В. Вишни.

[2] Согласно Р. Клитгарду.

[3] Согласно Э.К. Банфилду

[4] Например, загрязнение окружающей среды, что исследуется в работе Д. Мукхерьи

[5] Гордон Таллок (род. 13 февраля 1922г) американский экономист. Один из основателей школы новой политической экономии.

[6] П. Бардхана является профессором экономических наук Калифорнийского университета, США.

[7] Согласно М. Пауро.

[8] Всего 710 опрошенных. Журнал «Чиновник» №100 (7), статья «Нравственные аспекты коррупции», автор И.А. Кох

[9] В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.

[10] Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. -



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: