АВТО-ДАЙДЖЕСТ
No. 50, 23 декабря 2004 года.
Содержание выпуска
ОФИЦИОЗ
АНАЛИЗ:
22 декабря СМИ сообщили, что российский и германский лидеры не достигли договоренности по планам строительства ведущим европейским автопроизводителем Volkswagen завода в России........................................................................................................ 6
В январе наступающего года будет подписано соглашение о сборке автомобилей немецкого концерна Volkswagen в подмосковном городе Ступино. Об этом, общаясь с журналистами в минувшую пятницу, заявил замглавы МЭРТ А.Шаронов........................... 6
Подконтрольная А.Мордашову компания "Северсталь-авто", заключившая недавно соглашение о выпуске автомобилей с южнокорейской SsangYong, готовится создать СП с немецким концерном DaimlerChrysler. Об этом заявил замглавы МЭРТ А.Шаронов.......... 8
Открытие новой линии по производству грузовиков "Валдай" обернулось на ГАЗе почти международным конфузом. Г.Ходырев заявил журналистам, что его правительство не даст разрешения на приход японской корпорации "Тойота" в регион.................................... 9
ПРОГНОЗ:
Производство автомобилей в России к 2010 г. составит 1,2-1,3 млн, а емкость автомобильного рынка (возможный объем продаж) - 2,2-2,5 млн легковых автомобилей. Об этом сообщила пресс-служба Минпромэнерго РФ............................................................ 9
РОССИЙСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ
ИНФОРМАЦИЯ:
С января 2005 года все новые автомобили российского производства подорожают в среднем на 10-20%. Причиной этого подорожания станет введение в России с 1 января 2005 года более жестких экологических норм "Евро-2"........................................................... 9
В будущем году ВАЗ намерен расширить перечень базового оборудования, предлагающегося потенциальным покупателям "десятого" семейства................................ 9
На ближайшем собрании акционеры ОАО КамАЗ (город Набережные Челны) попытаются преодолеть вето государства на увеличение кредитной линии Внешторгбанка (ВТБ) до $150 млн....................................................................................................................................... 10
ГАЗ с января начнет серийное производство внедорожников двойного назначения "Тигр" 10
"ГАЗ" ведет переговоры с французской Renault о сотрудничестве по развитию модельного ряда автомобилей марки "ГАЗ", сообщил генеральный директор предприятия Алексей Баранцев...................................................................................................................................... 10
Управление ФАС по Нижегородской области прекратило производство по делу в отношении ГАЗ и австрийской инжиниринговой фирмы Steyr-Daimler-Puch....................... 10
АО "Руспромавто" и японская компания Nissan обсуждают различные варианты сотрудничества, сообщил гендиректор "Руспромавто" А.Юшкевич.................................... 10
Гендиректор ОАО "Руспромавто" А.Юшкевич сообщил "Ъ", что входящий в холдинг дивизион "Русские автобусы" готовит бизнес-план для совместного предприятия с бразильским машиностроительным предприятием Marco Polo............................................ 10
АНАЛИЗ:
21 декабря ГАЗ запустил в серию первый за последние 10 лет принципиально новый автомобиль - среднетоннажный грузовик ГАЗ-3310 "Валдай". Презентация "Валдая" наглядно продемонстрировала, что ГАЗ окончательно перешел в нишу производителя коммерческих автомобилей и у легковой "Волги" перспектив, по сути, нет........................ 11
"Профиль" публикует обширное интервью с гендиректором КамАЗа С.Когогиным.......... 12
Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах отныне будет выпускать "Оку" не только с двухцилиндровым вазовским мотором, но и с импортными двигателями из Китая и Украины. С разными версиями самого компактного российского автомобиля знакомит журнал "Коммерсантъ Деньги"............................................................ 13
АО "Иж-авто" (контролируется группой СОК) намерено сократить штат сотрудников на 731 человека (примерно 6% трудового коллектива)...................................................................... 13
АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ СТРАН СНГ
ИНФОРМАЦИЯ:
Из ворот крупнейшего белорусского автопредприятия Минского автомобильного завода - вышел новый автобус "МАЗ-251" - собственная разработка заводских конструкторов... 14
СОВМЕСТНЫЕ И СБОРОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
АНАЛИЗ:
После многомесячных консультаций с чиновниками "GM-АвтоВАЗ" получил право беспошлинно ввозить комплектующие для сборки автомобилей........................................ 15
ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ В РОССИИ
ИНФОРМАЦИЯ:
Появления трехдверного Hyundai Getz в России ждали давно, с самого начала продаж пятидверной версии. "Живые" автомобили появятся в автосалонах лишь в феврале-марте наступающего года. Тем не менее в салонах официальных дилеров с комплектациями и ценами на трехдверный Hyundai Getz покупатели могут познакомиться уже сегодня...... 15
На российский рынок вышел микроавтобус Volkswagen Cаravelle....................................... 16
В рубрике "Тест-драйв" "МКмобиль" публикует рассказ о Hummer H2 - "легковушке, замаскированной под грузовик"................................................................................................. 16
В рубрике "Шоу-рум" "МКмобиль" публикует статью со следующим подзаголовком "BMW X5 или VW TOUAREG: выбираем престижный внедорожник".............................................. 16
АНАЛИЗ:
Декабрь - хороший месяц для покупки автомобиля. Дилеры не только сделают новогоднюю скидку, но и снабдят покупку ценным подарком.............................................. 17
По данным компании PricewaterhouseCoopers, общий прирост продаж автомобилей в России за 2003-2004 гг. в денежном исчислении составил $7,2 млрд и достиг почти $18 млрд. При этом почти 90% прироста объема продаж в 2003-2004 годах было обеспечено иностранными брэндами............................................................................................................ 18
Если раньше торговцы иномарками объединялись против российского автопрома, то теперь они борются между собой. Причем за каждого покупателя..................................... 19
По сообщениям ряда СМИ со ссылкой на источники в правительстве РФ, концерн может повременить с открытием завода в России по производству автомобилей "Мерседес" в связи с высокими пошлинами на импортные комплектующие. Впрочем, в пресс-службе российского представительства DaimlerChrysler не подтвердили информацию об изменениях планов...................................................................................................................... 20
20 декабря дочернее предприятие DaimlerChrysler AG - ЗАО "ДаймлерКрайслер автомобили РУС" объявило о поглощении крупного дилера Mercedes-Benz в России - ЗАО "Автомобиль - звезда Руси" (АЗР). С января все активы и клиентская база АЗР переходят под управление DaimlerChrysler................................................................................................ 21
Забавный дизайн и доступная цена - вот причины популярности Daewoo Matiz в российских мегаполисах. Однако многих потенциальных покупателей смущал недостаток мощности, а многих покупательниц - необходимость переключать передачи. В начале 2005 года эти недостатки будут устранены............................................................................ 21
Nissan Maxima QX в своей ценовой категории, пожалуй, самая удобная машина, на которой "Деньгам" когда-либо приходилось ездить............................................................... 22
Производители автомобилей Skoda, выпустив на рынок абсолютно новую модель Octavia, они оставили в производстве старую с таким же названием. "Ъ" постарался не запутаться в двух чешских машинах............................................................................................................ 22
В январе российским покупателям начнут поставлять Audi A4 нового поколения............ 23
"Ъ" выбрал машины, которые, по его мнению, были самыми яркими в уходящем году... 23
ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК
НОВОСТИ КОМПАНИЙ:
Ford Motor покидают президент Ник Шиле и вице-президент Алан Гилмор, которым в течение последних нескольких лет отводилась роль спасателей оказавшейся в кризисе компании....................................................................................................................................... 25
На прошлой неделе главы компаний General Motors и FIAT провели переговоры, пытаясь найти выход из конфликтной ситуации, возникшей между двумя автопроизводителями. Дело в том, что договор о покупке GM 20% акций FIAT от 2000 года предполагал приобретение в будущем всей итальянской компании. Однако находящийся в кризисе FIAT уже не нужен американцам............................................................................................... 25
Сразу после начала громкой размолвки с американским автомобилестроительным концерном General Motors производство Fiat начало давать серьезные сбои.................... 26
Акционеры переживающей кризис Mitsubishi Motors отказались решать финансовые проблемы автогиганта. Поэтому для покрытия долгов Mitsubishi Motors начала распродажу своих активов......................................................................................................... 27
Ознакомившись с деятельностью крупнейшего автопроизводителя Кореи Hyundai Motor Company, корреспондент журнала "Коммерсантъ Деньги" поняла, что господство корейцев на мировом авторынке вполне возможно................................................................................. 27
General Motors и DaimlerChrysler - два крупнейших производителя автомобилей в мире - заключили соглашение о совместной разработке и выпуске "гибридных" машин, использующих одновременно бензиновый и электрический двигатели.............................. 29
Японская компания Honda работает над созданием сверхэкономичного автомобиля, который довольствовался бы 1 литром бензина на 100 км пробега.................................... 29
Шведская компания Volvo расширяет гамму двигателей, которыми оснащаются модели S40 и V50...................................................................................................................................... 29
В Японии появились первые изображения новой модели Toyota Yaris. В Стране восходящего солнца машина называется Toyota Vitz............................................................ 29
Чешская фирма Skoda (подразделение концерна Volkswagen) расширяет гамму модификаций модели Octavia.................................................................................................... 30
На сегодня количество заказов на Renault Modus достигло 65 тысяч................................. 30
Наступающий 2005 год обещает стать настоящим парадом кабриолетов. Среди них - новый Porsche 911 Carrera Cabrio (серия 997), который официально дебютирует на рынке Германии 2 апреля 2005 года..................................................................................................... 30
На предстоящем автосалоне в Детройте "Мазда" продемонстрирует концепт-кар Эм-Икс "Кросс-Спорт"............................................................................................................................... 30
ПРОИСШЕСТВИЯ, РЕКЛАМАЦИИ
Английская фирма Aston Martin, специализирующаяся на эксклюзивных спортивных автомобилях, объявила об отзыве модели Vanquish............................................................. 31
16 декабря Никулинский суд столицы должен был начать рассмотрение иска москвича С.Лукина к фирме "Пежо". Слушания отложили, т.к. выяснилось, что французская компания заинтересована решить конфликт мирным путем................................................. 31
Американское отделение Hyundai Motor объявило о проведении добровольной сервисной кампании по исправлению дефекта на седанах Elantra (120 тысяч автомобилей) выпуска 2004 года до 17 декабря............................................................................................................. 32
Верховный суд России утвердил приговор последнему фигуранту знаменитого "дела генералов", которое было связано с крупными хищениями на АО АвтоВАЗ. Гендиректор ООО "Динамика" Я.Разбегин был осужден на три года колонии за мошенничество......... 32
С.Кузин, который возглавлял финансово-бюджетное бюро АвтоВАЗа, осужден на четыре года лишения свободы. Судьи Самарского областного суда согласились с тем, что он причинил заводу убытки на 36,5 млн руб................................................................................ 33
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (кассационная инстанция) отказал холдинговой компании "Фаэтон" (владеет сетью одноименных заправочных станций в Петербурге) в иске к "Сигме Моторс"..................................................................... 33
РАЗНОЕ
Российский автомобильный рынок развивается во многом за счет западных производителей, к такому выводу пришли аналитики PricewaterhouseCoopers, пытаясь определить его перспективы..................................................................................................... 33
Для ответа на вопрос, сколько тратит Россия, недостаточно заглянуть в данные Росстата. "Ведомости" знакомят с альтернативным расчетом аналитиков ФБК. Так, по данным ГИБДД РФ, на 1 января 2004 г. количество зарегистрированных в России автомобилей достигло 33,39 млн, из которых 23 млн - легковые................................................................ 35
Компания Europlan, которой управляет Baring Vostok Capital Partners, купила лизинговое подразделение группы компаний "Рольф" - крупнейшего в России продавца новых иномарок....................................................................................................................................... 36
ОФИЦИОЗ
АНАЛИЗ:
22 декабря СМИ сообщили, что российский и германский лидеры не достигли договоренности по планам строительства ведущим европейским автопроизводителем Volkswagen завода в России
Reuters, "Volkswagen не придет в Россию", "Газета", 22.12.2004, стр.10; Е.Григорьева "Спросите у Владимира Владимировича", "Известия" (Москва), 21.12.2004, стр.2; Ю.Федоринова "Volkswagen не спешит", "Ведомости", 22.12.2004, стр.Б2; В.Брагин Ю.Карулина "Volkswagen забуксовал в чернилах", "Бизнес", 22.12.2004, стр.11.
"Канцлер Германии Герхард Шредер и президент России Владимир Путин ничего не подписали. Контракта нет, меморандума о взаимопонимании нет", - заявила пресс-секретарь VW после встречи двух лидеров. Но, по ее словам, автопроизводитель все еще рассматривает возможности сборки автомобилей в России в будущем.
21 декабря СМИ писали, что во время визита Путина в Германию будет подробно обсужден проект, предлагаемый концерном Volkswagen. VW хочет построить в подмосковном Ступине завод по сборке трех моделей: Bora, Polo, а также Skoda Octavia. Сборку концерн хотел бы начать уже в конце 2005 года, но пока согласованы не все технические детали. По оценкам экспертов, если сборка все же будет налажена, то для покупателя эти автомобили станут дешевле на 10-15%.
"Ведомости" пишут, что в самом Volkswagen по-прежнему не комментируют свои договоренности с российским правительством. А в российском правительстве уверяют, что это лишь временная заминка. Начальник управления общественных связей МЭРТ А.Борисенкова говорит, что ее ведомство действительно планировало 21 декабря подписать меморандум о взаимопонимании с Volkswagen, "этого не произошло, поскольку в понедельник во время встречи [министра экономики и развития РФ] Германа Грефа и федерального министра экономики Германии Вольфганга Клемента стороны решили, что нет необходимости подписывать меморандум, поскольку само инвестиционное соглашение уже фактически готово - осталось лишь доработать несколько технических деталей". Такое предложение исходило именно от Грефа, а инвестсоглашение с Volkswagen может быть подписано уже в январе. Такие же сроки "Ведомостям" назвал и другой сотрудник правительства.
Эксперты также полагают, что отказ от подписания меморандума не может быть свидетельством того, что Volkswagen передумал инвестировать в Россию. "Меморандум особой ценности из себя не представляет. А Volkswagen уже пора прийти в Россию, - замечает П.Лешаков из "Автотора". - К примеру, в Китай немцы пришли первыми и теперь они там чуть ли не монополисты. А Россия тоже перспективный рынок". Он предполагает, что Volkswagen решил подписать соглашение с правительством уже после Нового года - когда таможенные пошлины на ввоз комплектующих для коммерческой сборки автомобилей будут снижены.
В январе наступающего года будет подписано соглашение о сборке автомобилей немецкого концерна Volkswagen в подмосковном городе Ступино. Об этом, общаясь с журналистами в минувшую пятницу, заявил замглавы МЭРТ А.Шаронов
Я.Годованая "Volkswagen "ближе всех", "Время новостей", 20.12.2004, стр.9; А.Лемешко, А.Николаева, Д.Симаков "Путин привел Volkswagen", "Ведомости", 21.12.2004, стр.А1; А.Саруханов "Volkswagen опустил ручник", "Газета", 20.12.2004, стр.11; В.Сибиряк "Немцы окопаются под Москвой?", "Комсомольская правда", 22.12.2004, стр.17; К.Финаева, М.Хмелев "200 гектаров для "Фольксвагена", "Известия" (Москва), 20.12.2004, стр.10 ("Известия", 21.12.2004, стр.8); ИТАР-ТАСС, "Московская область ждет от Volkswagen 350 млн евро", "Время новостей", 21.12.2004, стр.7.
Он сказал: "Остались только три крупные компании, которые не присутствуют на российском рынке. Но они уже близки к этому (началу производства в России автомобилей. - "ВН")", - заверил замглавы МЭРТ.- Ближе всех (к принятию этого решения) находится Volkswagen, чуть дальше - DaimlerChrysler, еще дальше - Toyota".
Переместятся ли договоренности российских властей с руководством немецкого концерна в плоскость практической реализации, будет известно в течение месяца. Чиновники уже неоднократно опережали события, таким образом, возможно, пытаясь форсировать переговорный процесс с иностранными автоконцернами. Так, будучи в начале июля в Ярославле, глава МЭРТ Герман Греф заявил, что "в ближайшие два года четыре крупных автопроизводителя из Германии и Японии планируют осуществить большие инвестиции в российский автопром". Министр не уточнил, какие именно, но заверил, что, по его данным, основанным на личных встречах с руководителями четырех автомобильных концернов за последние полгода, "уже в этом году начнут вкладывать средства по меньшей мере две компании, а в следующем - еще 2-3". К сожалению, прогнозы Г.Грефа не сбылись.
Решение собирать автомобили в России окончательно приняла только южнокорейская компания SsangYong, которая в начале декабря подписала с "Северсталь-Авто" лицензионное соглашение о начале производства с конца следующего года внедорожника Rexton. Однако инвестором ее назвать нельзя даже с натяжкой, поскольку корейская сторона, по словам гендиректора "Северсталь-Авто" В.Швецова, будет оказывать "общие консультационные и инжиниринговые услуги", а привлечение средств целиком ляжет на плечи компании А.Мордашова.
При этом ни для кого не секрет, что переговоры с Volkswagen (а также с DaimlerChrysler, Toyota, Nissan и т.д.) на уровне высшего политического руководства ведутся без видимых результатов на протяжении нескольких лет. Причина несговорчивости и медлительности немцев скорее всего заключается в отсутствии в России стабильной и прогнозируемой для инвесторов политики. Эксперты уверены, что все это время принятию окончательного решения Volkswagen мешала неясность в вопросе об экспорте автокомпонентов для внутренней сборки. Постановление о снижении пошлин на комплектующие, которое правительство разрабатывает начиная с 2002 г. и рассматривает в качестве важного стимула для прихода в отечественный автопром иностранных инвестиций, вступит в силу во II квартале следующего года). Предполагается, что оно начнет работать во II квартале следующего года. В пятницу г-н Шаронов подтвердил намерение правительства "максимально снизить пошлины на ввоз комплектующих (с 10-15 до 0-3% от таможенной стоимости) и сохранить при этом максимально высокие пошлины на иномарки".
"Ведомости" пишут, что Bora, на которую делает ставку VW, была весьма популярной моделью до тех пор, пока из-за укрепления евро цена в базовой комплектации перевалила за $20 000. Это заметно снизило его привлекательность по сравнению с конкурентами - Toyota Corolla и Nissan Almera, напоминает Е.Созин, брэнд-менеджер компании "Атлант-М", дилера VW. В 2003 г. на Bora пришлось только 839 машин из 7408 автомобилей, проданных VW в России. Эксперты думают, что благодаря сборке в России автомобиль подешевеет - по оценке замминистра транспорта Московской области Н.Блудяна, на 15-20%. "Иначе не имеет смысла браться за проект", - отмечает эксперт. С ним согласен П.Лешаков, представитель "Автотора", который собирает в Калининграде BMW, KIA и Hummer. Начав с "отверточной" сборки, немецкий автоконцерн прощупает рынок, а затем определится с модельным рядом, не рискуя большими деньгами, рассуждает собеседник "Ведомостей". Если же VW не сумеет сократить стоимость Bora, ему придется менять модельный ряд, который собирается в нашей стране, думает аналитик "Метрополя" Д.Нуштаев: "В России имеет смысл делать ставку на выпуск недорогих автомобилей".
"Газета" напоминает, что положение немецкого концерна Volkswagen AG (VW) на мировых рынках в этом году ухудшилось. Продажи сократились не только в Европе (на 0,5% за 9 месяцев этого года), но и в США (на 30%) и Китае (на 12%). При этом чистая прибыль VW снизилась в 1,7 раза - до 550 млн. долларов. Все это заставило концерн по-новому взглянуть на развивающиеся рынки, в том числе и на Россию.
Как сообщает немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на источники в самой компании и правительстве ФРГ, Volkswagen намерен организовать сборку автомобилей под Москвой. Приступить к сборке своих авто Volkswagen может уже в 2006 г. Наиболее приемлемым местом организации производства называют город Ступино, находящийся в 90 км южнее российской столицы. Как сообщалось, на подмосковный конвейер будет поставлен минивэн Touran, а его производство будет доведено до 50 тысяч автомобилей в год.
Российские планы VW подтверждают и в правительстве Московской области. Начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Н.Одинцова объясняет такой выбор стремлением большинства компаний получить место под строительство заводов вблизи мегаполисов, которые впоследствии становятся основными рынками сбыта.
Впрочем, у немцев есть одно "но": в качестве условия прихода в Россию представители VW требуют снижения пошлин на импорт автокомплектующих. Именно высокий таможенный барьер мешал немцам организовать сборку в России раньше. Новости о приходе Volkswagen в Ступино совпали с намерением российского правительства снизить пошлины на ввоз в страну комплектующих для производства иномарок до 0-3% от таможенной стоимости против нынешних 10-15%. Тянуть дальше VW уже не было смысла, отмечают эксперты.
Все же аналитик ИФК "Метрополь" Д.Нуштаев сомневается, что начальные инвестиции немцев превысят 150 млн долл. Именно такая сумма была инвестирована ранее Ford Motor Company в строительство конвейера во Всеволожске. Впрочем, инвестиции работающего по старым "пошлинам" "Автофрамоса" в сборку на базе завода "Москвич" автомобилей Renault составили 250 млн долл. По словам Нуштаева, немецкие деньги будут потрачены на организацию сборки 2-3 моделей из импортных комплектующих, например, словацкого производства. Практика переноса производства в Россию уже принесла свои плоды американской Ford - производимый во Всеволожске Focus дешевле импортируемого на 15%.
Снижение ввозных пошлин на комплектующие российским правительством означает ставку чиновников на развитие отечественного автопрома за счет сборки иномарок, отмечают эксперты. Практически нулевой барьер подтолкнет в страну и других потенциальных инвесторов, среди которых называются Toyota, Nissan и DaimlerChrysler.
"ВН" пишет, что, в свою очередь замначальника департамента промышленности Минпромэнерго Н.Сорокин не смог прокомментировать ведущиеся переговоры подмосковного правительства и немецкого автоконцерна. "В планах развития российского автопрома на 2005 год строительство завода Volkswagen не числится, - подчеркнул он, - вопрос решается на региональном уровне".
Подконтрольная А.Мордашову компания "Северсталь-авто", заключившая недавно соглашение о выпуске автомобилей с южнокорейской SsangYong, готовится создать СП с немецким концерном DaimlerChrysler. Об этом заявил замглавы МЭРТ А.Шаронов
Я.Годованая "SsangYong привела в Россию немцев", "Время новостей", 22.12.2004, стр.8.
21 декабря он сообщил ИТАР-ТАСС, что "еще один возможный российско-германский проект - сотрудничество концерна DaimlerChrysler с "Северсталь-авто". Г-н Шаронов заявил, что речь идет о создании совместного предприятия, но добавил, что этот проект находится "в менее продвинутой стадии" по сравнению с проектом Volkswagen. Впрочем, по мнению представителей автопрома, г-н Шаронов оказал г-ну Мордашову медвежью услугу. На днях замминистра рассказал о планах Volkswagen организовать производство в подмосковном Ступине, а 21 декабря немецкий концерн отказался подписать соответствующее соглашение. Хотя г-н Шаронов уверял, что это произойдет как раз в рамках визита В.Путина в Германию.
Для "Северсталь-авто" заявление замминистра стало неожиданностью. От официальных комментариев в компании отказались. Дело в том, что в начале декабря "Северсталь-авто" подписала лицензионное соглашение о выпуске самого дорогого (при сборке в России он будет стоить 25-35 тыс. долл.) и популярного внедорожника южнокорейской SsangYong - Rexton. Тогда же гендиректор "Северсталь-авто" В.Швецов не исключил, что может быть заключено соглашение и с другим автопроизводителем, но сообщить подробности, ссылаясь на конфиденциальность переговоров, отказался.
Вице-президент ИК "Атон" А.Агибалов отмечает, что совместный проект с DaimlerChrysler не противоречит первому контракту "Северсталь-авто", ведь Mercedes-Benz (подразделение DaimlerChrysler) сыграл большую роль в выходе компании SsangYong на новый, более качественный уровень производства. Согласно информации, размещенной на сайте DaimlerChrysler, на данный момент концерну принадлежит 5% SsangYong. Последняя производит в Корее по лицензии Mercedes автомобили и дизельные двигатели. А немецкий концерн продает некоторые машины марки SsangYong в Филиппинах. Кроме того, на сайте говорится, что южнокорейская компания собирается использовать платформу Mercedes W124 для производства полноразмерных автомобилей класса "люкс". При столь тесном сотрудничестве не исключено, что на немецкий концерн "Северсталь-авто" вышла как раз через SsangYong. Но проект с DaimlerChrysler, считает г-н Агибалов, будет иметь для компании г-на Мордашова большее значение.
Г-н Шаронов упомянул, что "Северсталь-авто" и DaimlerChrysler обсуждают возможность создания совместного предприятия. Сейчас в России только одно СП - "GM-АвтоВАЗ". По мнению вице-президента "Атона", поскольку DaimlerChrysler придет позже GM, партнер у него будет не лучший: "АвтоВАЗ" обладает более широкой сбытовой сетью и большей долей на рынке. Однако он отмечает, что иностранный инвестор заинтересован в СП с местным производителем, рассчитывая ускорить проект за счет лоббистских возможностей партнера. Кстати, принято считать, что обнуления пошлин на автокомпоненты (решение об этом правительство примет до конца года) удалось добиться именно благодаря стараниям г-на Мордашова.
Замминистра не сказал, какой продукт является предметом переговоров. На презентации Rexton г-н Швецов уточнил, что сотрудничество с новыми партнерами возможно "только не в тех сегментах рынка, о которых компания договорилась с SsangYong", имея в виду внедорожники. Эксперт банка "Уралсиб" Кирилл Чуйко полагает, что поскольку в России на более дорогие машины (выше 15 тыс. долл.) спрос растет в два раза быстрее, DaimlerChrysler выгоднее выходить на рынок с продукцией бизнес-класса. Тогда его конкурентом будет BMW, который выпускает свои авто на калининградском "Автоторе". Но, по мнению пресс-секретаря этого предприятия П.Лешакова, в России производство представительских машин в широком масштабе экономически нецелесообразно (в этом году планируется собрать 2,4 тыс. BMW, из них большая часть "пятерки"). Примечательно, что г-н Швецов говорил, что мощность совместного предприятия с SsangYong составит 50 тыс. автомобилей в год, из которых на долю корейских авто придется 35 тысяч.
Открытие новой линии по производству грузовиков "Валдай" обернулось на ГАЗе почти международным конфузом. Г.Ходырев заявил журналистам, что его правительство не даст разрешения на приход японской корпорации "Тойота" в регион
Т.Витебская "Нижегородский губернатор отставил "Тойоту", "Известия" (Москва), 23.12.2004, стр.10; Ю.Хнычкин "Болтун опаснее врага", "Бизнес", 22.12.2004, стр.1.
После пуска "Валдая" и разговора с приехавшим владельцем ГАЗа О.Дерипаской Геннадий Максимович расчувствовался: "Тойота" придет в Нижегородскую область только с разрешения правительства области. А разрешение будет получено ("Тойотой". - "Известия") только в том случае, если они придут с моделями, которые не будут выбивать модельный ряд нашего автозавода с рынка. Разместить на территории области компанию "Тойота" или какую-то другую фирму с грузовиками, которые мы сегодня запустили в производство, было бы безумием со стороны правительства. И вообще, я думаю, это нанесло бы только вред отечественному товаропроизводителю".
По неофициальной информации, такой патриотический выпад посеял на ГАЗе панику. Дело в том, что О.Дерипаска как раз сейчас ведет переговоры с японцами (правда, из "Ниссана") о сотрудничестве. Соглашение вот-вот должно быть подписано, и в такой ответственный момент Ходырев пообещал японцам проблемы.
ПРОГНОЗ:
Производство автомобилей в России к 2010 г. составит 1,2-1,3 млн, а емкость автомобильного рынка (возможный объем продаж) - 2,2-2,5 млн легковых автомобилей. Об этом сообщила пресс-служба Минпромэнерго РФ
Р.Корнеев "Растут возможности автопрома", "Гудок", 18.12.2004, стр.6.
На совместных предприятиях к 2010 г. может быть произведено 400-450 тысяч машин, импорт новых и подержанных автомобилей (3-7 лет) составит примерно 500-700 тысяч.
В 2004 году объем продаж новых иномарок как завезенных из-за границы, так и собранных в России, по прогнозу, превысит 320-350 тысяч автомобилей.
РОССИЙСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ
ИНФОРМАЦИЯ:
С января 2005 года все новые автомобили российского производства подорожают в среднем на 10-20%. Причиной этого подорожания станет введение в России с 1 января 2005 года более жестких экологических норм "Евро-2"
"Что подорожает в 2005 году", "Газета", 20.12.2004, стр.12.
Это повлечет за собой необходимость модернизации практически всех выпускаемых в стране двигателей для легковых автомобилей.
По предварительным оценкам, для модернизации двигателей автомобилей "Иж", "Волга" или вазовской "классики" под стандарты "Евро-2" потребуется установка дополнительных деталей и узлов на сумму 200-1000 долл. По данным Ижевского автозавода, его продукция вырастет в цене примерно на 500 долл. Модернизация "Волги" приведет к повышению цен на 300-900 долларов, примерно столько же прибавят в цене и "Газели".
Волжский автозавод будет вынужден потратиться только на модернизацию "классики", цены на которую тоже вырастут на 300-500 долларов.
В будущем году ВАЗ намерен расширить перечень базового оборудования, предлагающегося потенциальным покупателям "десятого" семейства
Д.Семенов "Ну, наконец-то!", "Вечерняя Москва", 22.12.2004, стр.6.
Руководство АвтоВАЗа заявило, что в 2005 году на заводе будет собрано 235 тысяч авто самой популярной на сегодняшний день серии - "десятой".
Новые машины получат 1,6-литровые двигатели в 8- и 16-клапанном исполнении. Кроме того, ВАЗ-2110, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 наконец-то будут оснащаться такими приятными "мелочами", как гидроусилитель руля и подушка безопасности водителя. Заметьте - не за доплату, а в штатном исполнении! Правда, последняя модификация будет предлагаться пока только иностранным дилерам ВАЗа.
Также во второй половине будущего года "десятки" начнут оснащать новой противоугонной системой АПС-6 (иммобилайзер) и центральным замком с дистанционным управлением. Иммобилайзер будет считывать код со специального транспондера, помещенного в головке ключа зажигания, который вскоре - возможно - станет унифицированным, то есть единым для замка зажигания и для замков дверей и багажника.
На ближайшем собрании акционеры ОАО КамАЗ (город Набережные Челны) попытаются преодолеть вето государства на увеличение кредитной линии Внешторгбанка (ВТБ) до $150 млн
Л.Игнатьева "КамАЗ хочет занимать больше", "Коммерсантъ", 21.12.2004, стр.16.
Об этом сообщил заместитель президента-председателя правления ВТБ И.Завьялов. Сейчас кредитный лимит определен в $100 млн (сейчас он выбран на 82%). Ранее, 29 октября, собрание акционеров заблокировало увеличение кредитной линии, причем за это решение голосовали представители государства. По словам главного федерального инспектора по Татарии М.Галимарданова, "нам была дана директива выступить против одобрения этой сделки, и мы ее выполнили". Директиву по голосованию подписывал председатель правительства М.Фрадков. Гендиректор ОАО КамАЗ С.Когогин считает, что "непрофессиональными решениями федеральных властей" компании нанесен ущерб в $1 млн.
ГАЗ с января начнет серийное производство внедорожников двойного назначения "Тигр"
ИТАР-ТАСС, Интерфакс, "ГАЗ начинает серийное производство "Тигров", "Время новостей", 22.12.2004, стр.7.
В 2005 г. планируется собрать 150 таких машин. "Тигр", в частности, может быть использован для нужд вооруженных сил. Примерным его аналогом является Hummer американской корпорации General Motors. В начале будущего года, как сообщил гендиректор "Руспромавто", в состав которого входит ГАЗ, А.Юшкевич, совет директоров завода будет рассматривать бизнес-план по производству легковых внедорожников ГАЗ-3106.
"ГАЗ" ведет переговоры с французской Renault о сотрудничестве по развитию модельного ряда автомобилей марки "ГАЗ", сообщил генеральный директор предприятия Алексей Баранцев
ИТАР-ТАСС, Интерфакс, "ГАЗ начинает серийное производство "Тигров", "Время новостей", 22.12.2004, стр.7; Интерфакс "ГАЗ ведет переговоры с Renault", "Ведомости", 22.12.2004, стр.Б1.
Детали переговоров он не уточнил.
"Ведомости" приводят и слова А.Баранцева о том, что Renault предложила реализовывать в Европе грузовики ГАЗ-3310 "Валдай".
Управление ФАС по Нижегородской области прекратило производство по делу в отношении ГАЗ и австрийской инжиниринговой фирмы Steyr-Daimler-Puch
Интерфакc, "ФАС прекратила дело в отношении ГАЗа и Steyr", "Ведомости", 22.12.2004, стр.Б2.
В ФАС на эти компании пожаловался завод "Волжские моторы" (как и ГАЗ, входит в "Руспромавто"), обвинивший их в нарушении антимонопольного законодательства. Но ГАЗ и Steyr договорились о снятии ограничения на закупку заводом не более 2000 дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива у сторонних предприятий. Изменения в соглашении предусматривают, что автозавод имеет право закупать подобные двигатели без ограничений, но не вправе разрабатывать свои на основе конструкции Steyr.
АО "Руспромавто" и японская компания Nissan обсуждают различные варианты сотрудничества, сообщил гендиректор "Руспромавто" А.Юшкевич
Интерфакс, "Nissan не торопится на ГАЗ", "Газета", 22.12.2004, стр.10.
"Состоится наше сотрудничество или нет, зависит от многих факторов, в том числе от того, какую стратегию своего развития в России изберет Nissan. Это двусторонняя дискуссия, и пока идут переговоры", - сказал Юшкевич, добавив, что еще рано говорить о конкретных проектах "Руспромавто" и Nissan. Он также сообщил, что "Руспромавто" рассматривает различные варианты сотрудничества с индийской компанией Mahindra&Mahindra, а говорить о конкретных совместных проектах "Руспромавто" и итальянской Fiat пока рано. АО "Руспромавто" объединяет ГАЗ, "Автодизель" (Ярославль), а также ряд других предприятий.
Гендиректор ОАО "Руспромавто" А.Юшкевич сообщил "Ъ", что входящий в холдинг дивизион "Русские автобусы" готовит бизнес-план для совместного предприятия с бразильским машиностроительным предприятием Marco Polo
Е.Сафарова "Руспромавто" хочет выпускать бразильские автобусы", "Коммерсантъ", 22.12.2004, стр.16.
По словам г-на Юшкевича, речь идет об организации на базе Голицынского автобусного завода (входит в РПА) производства автобусов с использованием технологий обеих сторон. "Значительно быстрее взять уже готовый кузов и адаптировать его к нашим агрегатам, чем самим создавать его с нуля", - пояснил г-н Юшкевич. Начать планируется с автобуса международного класса, имеющегося у Marco Polo. В качестве вклада в СП РПА готов предложить мощности ГолАЗа, собственные технологии в области производства шасси, квалифицированный персонал. "Мы же заинтересованы в получении технологий производства кузова", - заявил глава РПА. Параметры возможного партнерства пока не определены.
АНАЛИЗ:
21 декабря ГАЗ запустил в серию первый за последние 10 лет принципиально новый автомобиль - среднетоннажный грузовик ГАЗ-3310 "Валдай". Презентация "Валдая" наглядно продемонстрировала, что ГАЗ окончательно перешел в нишу производителя коммерческих автомобилей и у легковой "Волги" перспектив, по сути, нет
Е.Сафарова "Валдай" встал на пути "Волги", "Коммерсантъ", 22.12.2004, стр.16; М.Хмелев "Валдай" вместо "Газели", "Известия" (Москва), 22.12.2004, стр.12.
"Валдай" в первый путь провожали: О.Дерипаска - глава "Базового элемента", А.Юшкевич - гендиректор "Руспромавто" (управляет ГАЗом), Г.Ходырев - нижегородский губернатор, мэр Нижнего Новгорода В.Булавинов и Н.Пугин - президент ГАЗа.
У "Валдая" есть общие с "Газелью" компоненты (в частности, кабина), однако среднетоннажный грузовик построен на принципиально новой платформе. Кроме того, ГАЗ-3310 - первый серийный автомобиль в России, оснащенный пневматической тормозной системой с дисковыми вентилируемыми тормозами на передних и задних колесах и АБС. Правда, эти агрегаты пока импортируются. Двигатель тоже будет не российский, а белорусский, соответствующий стандарту "Евро-2". На платформе "Валдая" планируется выпускать разные модификации грузовиков грузоподъемностью до 5 т, а также автобусы вместимостью до 36 человек. Цены на "Валдай" начинаются от 280 тыс. руб. В следующем году планируется выпустить 7 тыс. автомобилей на платформе ГАЗ-3310, в 2006-м - до 30 тыс. штук. Главный российский конкурент "Валдая" - зиловский "Бычок" стоит от 320 тыс. руб., и за 11 месяцев их было продано 6 тыс. штук. На ЗИЛе конкуренцию с ГАЗом считают "честной и равноправной", а своими главными соперниками считают китайцев, активно осваивающих российский рынок со своими собранными по лицензии грузовиками.
"Известия" пишут, что, по словам экспертов, популярнее, чем небезопасная, но дешевая "газель", "Валдай" все равно не станет. Ведь он будет стоить в полтора раза дороже.
В следующем году на ГАЗе планируется выпустить 7 тысяч "Валдаев". По словам В.Масленникова, замдиректора ГАЗа по маркетингу, более половины из них - пассажирской модификации. "Валдай" более вместительный, чем "газель", поэтому его можно считать скорее конкурентом московского "бычка".
На разработку и подготовку к выпуску нового грузовика на ГАЗе потратили за два года более 600 млн руб. Инвестиции предполагается вернуть в течение 2-3 лет - при том, что с 2006 г. с конвейера будет сходить до 10 тысяч "Валдаев". Треть из них отправится на экспорт в Европу. Уже в нынешней комплектации "Валдай" отвечает экологическим требованиям "Евро-2".
Разработчики "Валдая" постарались исправить основные недостатки, присущие "газелям". В частности, в базовой комплектации на "Валдай" устанавливаются пневматические дисковые тормоза и антиблокировочная система фирмы Knorr-Bremse, а также гидроусилитель рулевого управления.
Топливо дорожает, а "газели" до сих пор выпускались только с бензиновыми двигателями. На "Валдае" с целью повысить экономичность установили дизельный движок. Правда, вызывает сомнение его качество - двигатели будут минского производства, такие же, которые используются сегодня на "бычках". "Они экономичны, но в плане надежности о них, как мне известно, потребители отзываются весьма нелестно", - отмечает эксперт из "Автоконсалта".
Однако ценовой фактор в глазах потребителей перевешивает все недостатки этого автомобиля. При цене от 210 тыс. руб. "газель" на российском рынке вне конкуренции. А "Валдай" будет стоить от 280 тыс. руб.
"Профиль" публикует обширное интервью с гендиректором КамАЗа С.Когогиным
Беседа Ю.Алаева с С.Когогиным, гендиректором КамАЗа "КамАЗ вырывается в лидеры российского автопрома", "Профиль", N47, 20.12.2004, стр.104-106.
"Профиль" напоминает, что С.Когогин принял предприятие в мае 2002 г. с огромными убытками, многомесячными долгами по зарплате, падающим объемом производства - и уже второй год подряд заканчивает с темпом роста по объемам продаж по 20%. По мнению самого Когогина, у такого результата - две составляющих: "Первая - это наведение порядка... Вторая составляющая - агрессивная и в то же время гибкая, на мой взгляд, маркетинговая политика. Мы сумели расчистить рынок сбыта, избавившись от "серых" схем реализации машин и запчастей, реорганизовать дилерскую сеть. Например, количество дилеров КАМАЗа сократилось почти втрое - до 30 фирм, но это те, кто реально продвигает нашу продукцию, мы сумели заинтересовать их в наращивании объемов. Иными словами, мы сработали в интересах потребителя. Доходит до того, что, изучив потребности клиента, мы ему говорим: не нужен тебе КАМАЗ той модели, которую ты хочешь купить, а вот такая модель подойдет под твой бизнес лучше. За последние два года мы расширили модельный ряд большегрузов КАМАЗ до такой степени, что он перекрывает практически все потребности перевозчиков... Ну и, конечно, сказалось оживление экономики России в целом".
Что касается планов на будущее, то, по мнению С.Когогина, "будет здорово, если 2005 год КАМАЗу удастся закончить с приростом продаж в 10%... Я думаю, принятая владельцами и топ-менеджментом КАМАЗа стратегия позволит добиться такого результата... Мы одновременно снижаем издержки и реализуем стратегию развития, рассчитанную до 2010 г... Налажено взаимовыгодное сотрудничество с коммерческими банками в области внешнеторговой деятельности - для финансирования экспорта и продвижения на иностранные рынки продукции ОАО "КАМАЗ". Совместно с российскими банками и страховыми компаниями успешно реализуется схема "лизинг от производителя", которую не практикует в российском автопроме больше никто... В этом году динамика продаж в лизинг составила 400% к уровню прошлого года... Мы приступили к формированию управляющих компаний КАМАЗа - лизингодателей в Казахстане и некоторых других странах СНГ. Мы исходим из того, что комфорт в обслуживании выше денег - точнее, цены лизинга".
С.Когогин напомнил, что "сегодня все предприятия группы "КАМАЗ", формирующие основную технологическую цепочку по всем продуктовым направлениям, сертифицированы на соответствие качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Между прочим, на основании этих сертификатов КАМАЗ имеет право получения национальных сертификатов в странах-членах Союза сертификационных обществ без дополнительного проведения сертификации. По существу, мы получили сертификаты не только на качество, но и на эффективное построение своего бизнеса на рынках всего мира... Мы придаем очень большое значение кооперации и интеграции с ведущими европейскими производителями. После 15-летнего "торможения" по политическим и экономическим причинам КАМАЗ снова двинулся в Восточную Европу со своей продукцией, попутно изыскивая возможности поставок оттуда современных автокомпонентов... Имеет место и здоровая экспансия в государства бывшего СССР. Подписано соглашение о создании автомобильного консорциума "Казахстан-КАМАЗ"... В 2003 г. Казахстан стал самым крупным импортером наших грузовиков. На Украине и во Вьетнаме действуют сборочные производства КАМАЗов с участием местных фирм - наших партнеров... Зашли серьезно в Судан: поставить за год более 100 гражданских грузовиков в страну с высокими рисками, в которой к тому же присутствуют почти все мировые производители... Одновременно КАМАЗ вернулся со своими грузовиками на рынок Афганистана, расширил территорию сбыта на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, впервые в своей истории начал поставки в страны Северной и Западной Африки. Не случайно, по-видимому, наша компания пятый год подряд признается лучшим экспортером России в автомобилестроении... В прошлом году мы поставили на экспорт 4,5 тыс. грузовиков, в этом - за 10 месяцев - уже 6,3 тыс. Это не предел".
"КАМАЗ выигрывает конкурентную борьбу за счет цены?" - "Не только. По эксплуатационным качествам мы отличаемся лишь с точки зрения расхода топлива, остальное все вполне на уровне".
"Если говорить конкретно о КАМАЗе, то, может быть, ведущие западные производители не спешат налаживать с вами СП потому, что на компании по-прежнему висит пусть и реструктуризированный, но значительный долг?" - "Я так не думаю. Против этого аргумента говорит то, что КАМАЗу доверяют финансовые рынки. Впервые в своей истории КАМАЗ выступил на рынке публичных заимствований, разместив облигационный заем на сумму 1,2 млрд руб., что позволило радикально обновить модельный ряд компании. В 2003 г. акции ОАО "КАМАЗ" включены в котировальный лист "Б" РТС, они ликвидны и имеют положительную динамику роста котировок... Хотя ноша тяжелая: обслуживание это составляет примерно 106% к сумме начисленных на КАМАЗ налогов, и выплаты вымывают почти весь инвестиционный ресурс компании".
"Сколько стоит инвестиционная программа КАМАЗа?" - "На примере модельного ряда КАМАЗ-6520 - только на доводку надо около 4 млрд руб. до 2010 г. А в совокупности с учетом прежних затрат эта цифра раза в три больше".
С.Когогин подчеркнул: "При всех видимых трудностях мы не собираемся опускать руки. У меня был лозунг - закончить 2003 г. с объемом товарной продукции в $1 млрд, и мы недотянули до цели совсем чуть-чуть. В 2004 г. задача - дать товарный объем в 1 млрд евро. Конечно, курс евро к рублю бежит так, что, наверное, и теперь мы недотянем, но в основном параметры роста выдерживаются. И знаете почему - помимо всех технико-экономических составляющих, о которых мы с вами говорили? Потому что нам удалось перенастроить психологию коллектива. То есть убедить, что мы можем делать вполне конкурентоспособные машины, эффективно реагировать на изменение ситуации, гибко сотрудничать с поставщиками и партнерами по сбыту, а главное, грубо говоря, что мы - "центровые", что КАМАЗ много значит для России".
Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах отныне будет выпускать "Оку" не только с двухцилиндровым вазовским мотором, но и с импортными двигателями из Китая и Украины. С разными версиями самого компактного российского автомобиля знакомит журнал "Коммерсантъ Деньги"
В.Чусов "Ока" с Амура и Днепра", "Коммерсантъ-Деньги", N50, 20.12.2004, стр.76; Д.Семенов "Она все та же", "Вечерняя Москва", 22.12.2004, стр.6.
Модификации "Леди" и "Экстрим" от стандартного ВАЗ-11113 отличаются отделкой салона и панелью приборов с щитком от "десятки". Кроме того, внешне их нетрудно опознать по релингам на крыше и тонированным стеклам. А "Экстрим" - еще и по "кенгурину" и литым дискам. "Леди" на 7,5 тыс. руб. дороже базовой версии, "Экстрим" - на 9 тыс.
Другие модификации с виду отличаются не так сильно. Зато иногда могут производить гораздо более сильное впечатление и на водителя, и на других участников дорожного движения. Например, если поставить на "Оку" двигатель Мелитопольского моторного завода объемом 1,3 л и мощностью 67 л.с., то микролитражка сможет разогнаться до 100 км/ч за десять сек. А максимальная скорость достигнет 160 км/ч. Правда, тут уже возникает вопрос, не потребуется ли после такой нагрузки ремонт ходовой части. К тому же тормоза "Оки" явно не рассчитаны на такие динамические характеристики, а переделка потребует затрат, которые вряд ли обрадуют покупателя "Оки". Так что завод справедливо планирует использовать такую машину в качестве спортивной.
Для обычного водителя с лихвой хватает и того, что ему даст другой украинский силовой агрегат - тоже четырехцилиндровый, но объемом 1,1 л и мощностью 49 л.с. Пожалуй, это оптимальный вариант для мегаполиса, где в потоке не помешает возможность немного прибавить. Единственная проблема здесь - с приводом переключения передач. Поскольку коробка заимствована у "Таврии", ее немного переделали. Вместо пяти ступеней стало четыре, а связь с рычагом изменена на "зеркальную": первая включается движением на себя, а вторая - вперед. Привыкнуть к этому можно, но было бы лучше, если бы завод учел привычки клиентов.
Если украинская коробка управляется, так сказать, наоборот, то расположение передач в китайской - правильное, но включаются они как-то неохотно. Китайский мотор добавит к цене "Оки" $500.
Модернизация вызвана тем, что сейчас завод может выпускать 72 тыс. автомобилей в год, однако получает от АвтоВАЗа только 40 тыс. силовых агрегатов. Для расширения производства ЗМА нужны новые поставщики. К тому же спрос на самый доступный российский легковой автомобиль не бесконечен, и с помощью более мощных двигателей "Ока" сможет получить новых поклонников.
АО "Иж-авто" (контролируется группой СОК) намерено сократить штат сотрудников на 731 человека (примерно 6% трудового коллектива)
Интерфакс, "Иж-авто" сокращает сотрудников", "Коммерсантъ", 22.12.2004, стр.16; А.Саруханов "Иж" без спроса", "Газета", 23.12.2004, стр.10.
Об этом заявил на пресс-конференции зампредседатель правительства Удмуртии В.Савельев. По его словам, сокращение стало следствием невыполнения предприятием производственного плана на 2004 год и проблем со сбытом продукции. В управлении по связям с общественностью группы СОК подтвердили информацию о сокращении штата "Иж-авто".
"Газета" пишет, что затоваривание складов новыми автомобилями "Иж" в начале декабря вчетверо превысило месячную норму. На заводских площадях скопилось около 16 тысяч машин. И это несмотря на осеннюю остановку конвейера (с 25 октября по 15 ноября). Поэтому конвейер был остановлен повторно - с 10 декабря до 11 января, а вчера все сотрудники отправились на рождественские каникулы. Эти меры разгрузили склады только частично: непроданными остаются 9 тысяч машин.
Минимизировать свои убытки компания собирается за счет сокращения персонала. Как заявил председатель правительства Удмуртии В.Савельев, завод намерен сократить с нового года 731 человека из 12 тысяч сотрудников. Даже с учетом запуска сборочного производства Kia Spectra в августе 2005 года Ижевский автозавод выпустит 105 тысяч машин, что вполне под силу оставшимся рабочим, считают на предприятии. В следующем году с ижевского конвейера сойдет около восьми тысяч Kia Spectra. При этом общий рост производства составит 9,7%.
По мнению Савельева, сокращение персонала стало следствием проблем со сбытом продукции. Эксперты отмечают, что потребители больше не хотят покупать устаревшие и при этом недешевые автомобили. Различные модели "Иж" стоят в базовой комплектации от 4,7 до 5,5 тыс. долл. Сокращение выпуска и персонала также не приведет к увеличению сбыта продукции "ИжАвто". Сейчас предприятие продает ежедневно не более 220 из 350 производимых автомобилей.
На заводе признают, что неправильно оценили перспективы своего модельного ряда. И теперь намерены изменить структуру выпускаемой продукции. Так, производство наименее популярной модели Иж-2126 ("Ода") будет снижено, а выпуск фургонов Иж-2717 и вазовской классики ВАЗ-21043, напротив, - увеличено. В этом году заводом было произведено более 96 тысяч автомобилей (+4,6% к 2003 году). Из них на долю автомобилей "Лада" пришлось 54,2 тысячи машин, на долю автомобилей "Иж" - 41,7 тысячи машин и на долю автомобилей Kia Spectra - около 600 машин.
По словам старшего аналитика ФК "Уралсиб" В.Смольянинова, в условиях летнего скачка цен на автомобили "Иж" на 10% увеличение производства на 41% оказалось пагубным: это привело к затовариванию складов. Поэтому, отмечает эксперт, сокращение персонала на ижевском заводе - шаг вполне логичный. По его мнению, создание нового, более продвинутого, конвейера по сборке Kia Spectra позволит дополнительно сократить трудозатраты.
Между тем у "ИжАвто" могут возникнуть проблемы и со сбытом корейских автомобилей. Сегодня цена на Kia Spectra ижевской сборки составляет 13,5 тысячи долларов, тогда как "родной" кореец стоит около 15 тысяч. Предполагалось, что локализация производства Kia в России сократит затраты и приведет к снижению цен примерно на 2 тысячи долларов. Но этого не произошло. Официальные импортеры Kia - компания "Киа-Сандол" и "Автотор" - уже отказались продавать через свою сеть автомобили ижевской сборки.
АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ СТРАН СНГ
ИНФОРМАЦИЯ:
Из ворот крупнейшего белорусского автопредприятия Минского автомобильного завода - вышел новый автобус "МАЗ-251" - собственная разработка заводских конструкторов
Э.Трошин "Новый белорусский автобус", "Гудок", 22.12.2004, стр.4.
Первое, что обращает на себя внимание, - современный дизайн кузова и светотехники. Кузов выполнен из пластиковых деталей, вклеенных в металлический каркас. Лобовое стекло панорамное, разработано и изготовлено в городе Могилеве по специальному заказу. Боковые стекла тоже вклеены в каркас.
Созданы все условия для комфорта пассажиров в поездке. В пассажирском салоне автобуса в зависимости от его категории может быть от 46 до 53 мест.
Двигатель мощностью 360 л.с. соответствует нормам Евро-3.
СОВМЕСТНЫЕ И СБОРОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
АНАЛИЗ:
После многомесячных консультаций с чиновниками "GM-АвтоВАЗ" получил право беспошлинно ввозить комплектующие для сборки автомобилей
Г.Столяров "GM-АвтоВАЗ" получил добро от таможни", "Ведомости", 20.12.2004, стр.Б2.
Проектная мощность СП "GM-АвтоВАЗ" - 102000 автомобилей в год, из которых 75000 - Chevrolet Niva. Сейчас Chevrolet Niva в стандартной комплектации стоит 285000 руб., Chevrolet Viva, продажи которой начнутся в январе, в стандартной комплектации будет стоить 333333 руб. Таможенный режим свободного склада дает возможность беспошлинного ввоза комплектующих для сборки автомобилей с условием поэтапной локализации их производства в России до 50% в течение пяти лет. Сейчас локализация Chevrolet Niva составляет около 98%, производство Chevrolet Viva локализовано на 5%.
Премьер М.Фрадков 12 декабря подписал распоряжение предоставить "GM-АвтоВАЗу" лицензию на учреждение свободного таможенного склада сроком на 7 лет. В первый год действия льготы квота на производство автомобилей для предприятия составит 99000 машин. Как пояснила представитель "GM-АвтоВАЗа" И.Шемякина, льготы на ввоз комплектующих начнут действовать после получения лицензии на создание таможенного склада. По мнению замначальника отдела таможенных режимов Приволжского таможенного управления А.Яцкова, с момента подписания распоряжения до выдачи лицензии может пройти около полугода.
Аналогичной льготой в России пользуется лишь Ford. По словам пресс-секретаря компании Е.Кулиненко, объем производства Всеволожского завода полностью соответствует квотам, выделяемым правительством. А руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России И.Коровкин говорит, что производитель сам определяет для себя квоты.
По словам источника на "GM-АвтоВАЗе", получение льготы на ввоз комплектующих не повлияет на цену автомобилей. Сэкономленные средства пойдут на развитие предприятия и на расширение производственных площадей. Он говорит, что в 2006 г. завод может выйти на проектную мощность.
В 2004 г. СП выпустит 55150 автомобилей Chevrolet Niva и Chevrolet Viva (456 шт.). Предполагается, что в 2005 г. производство вырастет до 75000 автомобилей, в том числе 7500 Chevrolet Viva. Впрочем, Шемякина не исключила, что объем производства Chevrolet Viva может быть увеличен "в зависимости от спроса". Источник в российском правительстве утверждает, что теперь "GM-АвтоВАЗ" планирует в 2005 г. выпустить 17000 автомобилей Chevrolet Viva.
Дилеры "GM-АвтоВАЗа" считают, что предприятию не составит труда продать в первый же год 17000 машин Chevrolet Viva. "Мы еще не получили Chevrolet Viva и заявки на нее пока не оформляем, но новую модель уже спрашивают, и очень активно", - констатирует замдиректора компании "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ" В.Костин. По оценке аналитика компании "УралСиб" В.Смольянинова, льгота на ввоз комплектующих поможет "GM-АвтоВАЗу" сэкономить около $45 млн при производстве 75000 машин в год. А рост производства может привести к тому, что уже в 2006 г. предприятие может столкнуться с нехваткой производственных мощностей.
ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ В РОССИИ
ИНФОРМАЦИЯ:
Появления трехдверного Hyundai Getz в России ждали давно, с самого начала продаж пятидверной версии. "Живые" автомобили появятся в автосалонах лишь в феврале-марте наступающего года. Тем не менее в салонах официальных дилеров с комплектациями и ценами на трехдверный Hyundai Getz покупатели могут познакомиться уже сегодня
"Погоняем?", "МКмобиль", N50, 20.12.2004, стр.8.
Сразу оговоримся, "трехдверка" хоть и будет оснащаться только одним 1,6-литровым двигателем мощностью 105 л.с. (доступным и в пятидверном варианте), но покупателям обойдется дороже. Как и на "пятидверке", здесь будут доступны аналогичные коробки передач: 5-ступенчатая механическая (комплектация ТB06 - $14 590) и 4-ступенчатый "автомат" (комплектация TB16 - $15 590).
Небольшие, но довольно вместительные микровэны Getz довольно проворно ведут себя на перегруженных транспортом московских дорогах. Красочная цветовая гамма также придает им уверенность - остаться незамеченными довольно сложно. Но теперь к уже существующим достоинствам этого автомобиля нужно приплюсовать истинно спортивные "половые признаки". Кстати, небольшое удорожание (пятидверный Getz 1,6 с "механикой" стоит сегодня $14290) целиком на их совести. Например, появится задний спойлер, в салоне под стать персонифицированным дверям будут устанавливаться более низкие сиденья, напоминающие своей конструкцией спортивные. Впрочем, наряду с чисто спортивными "примочками" обе комплектации включают в себя вполне стандартные атрибуты комфорта и безопасности: АBS, EBD, подушка безопасности пассажира, кондиционер, электропакет, бортовой компьютер, легкосплавные диски R15 и многое другое.
На российский рынок вышел микроавтобус Volkswagen Cаravelle
А.Михайлов "Мобильный офис от VW", "Итоги", N51, 21.12.2004, стр.45.
Машина предлагается как с обычной базой (3000 мм), так и с удлиненной (3400 мм). Соответственно в салоне могут быть установлены три или четыре ряда сидений. Максимальная вместимость автомобиля - 11 пассажиров. В салоне все подчинено эргономике: так, рычаг переключения передач расположен на передней панели, что улучшило комфорт водителя и пассажира. Передние сиденья имеют регулировку по высоте.
Циркуляция воздуха и вентиляция салона осуществляются через потолочную панель со встроенными лампами освещения. Пакет дополнительного оборудования включает радиочасы, карманы в спинках, хромированные дверные ручки, а также частичную отделку кожей.
Базовым является 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 115 л. с. Предлагаются также дизельные моторы мощностью 86, 130 и 174 л. с. Топовая модификация Caravelle оснащается 6-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 3,2 л и мощностью 235 л.с. На заказ предлагается и полноприводная Caravelle 4MOTION. В России цена базовой версии начинается с 40 300 долларов. Автомобиль также предлагается в лизинг (авансовый платеж 30% цены).
В рубрике "Тест-драйв" "МКмобиль" публикует рассказ о Hummer H2 - "легковушке, замаскированной под грузовик"
А.Константинов "Зарница", "МКмобиль", N50, 20.12.2004, стр.4-7.
Как подчеркивает автор, "несмотря на то что новый Hummer H2 несколько уменьшился в размерах по сравнению со своим легендарным родственником, он в полной мере сохранил его "родовые" особенности, гл






