Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Инфляция оказывает неоднозначное воздействие на материальное поло­жение отдельных групп населения и на социально-экономическое положение страны в целом.

Инфляция ведет к перераспределению национального дохода и рассмат­ривается основными слоями населения как дополнительный налог на их доходы. Прежде всего, от инфляции страдают лица с фиксированными доходами, владель­цы денежных сбережений, кредиторы (ссудодатели). Положение этих лиц в наи­большей степени ухудшается в условиях непредвиденной инфляции, при которой они не успевают принять меры для смягчения негативного влияния инфляции на их реальные доходы. В противоположность этим группам населения выигрывают от инфляции главным образом должники (дебиторы) и спекулянты.

Инфляция приносит выгоду государству, когда оно, для финансирования своих расходов, печатает дополнительное количество новых бумажных денег. В результате этой акции покупательная способность старых денег, которые имеются в наличии у населения, уменьшается. Всё население облагается свое­образным инфляционным налогом. В эпоху средневековья доход государства, связанный с чеканкой монет, получил название сеньораж (то есть доход сеньо­ра, властителя). Этим термином, по традиции, и в настоящее время называют доход государства, получаемый от эмиссии бумажных денег.

Следует так же подчеркнуть, что небольшая ползучая инфляция, по мне­нию ряда экономистов, разделяющих в этом вопросе взгляды кейнсианцев, мо­жет способствовать экономическому развитию. Подобная инфляция, подрывая склонность людей к сбережениям, тем самым стимулирует личное потребление и инвестиции. В результате увеличивается совокупный спрос и, как следствие, происходит рост объёма производства и занятости.

Однако сильная инфляция, в конечном счете, может привести в расстрой­ство весь процесс воспроизводства в масштабе страны. Во-первых, она подрыва­ет пропорциональность, сложившуюся между различными секторами, отраслями экономики. Во-вторых, она подрывает товарное обращение, что проявляется в возникновении товарного голода, вызванного бегством от денег, и в возрожде­нии бартера. В-третьих, она подрывает эффективность фискальной политики го­сударства, так как обесценивает налоговые поступления и тем самым доходы го­сударственного бюджета. В-четвертых, она подрывает инвестиционную актив­ность, так как предоставление кредита становится невыгодным делом.

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бед­ствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все эконо­мические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разру­шает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональ­ных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монопо­лизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально воз­можного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа­ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой со­вокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает само­усиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий и во-вторых, ог­ромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмис­сионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы рос­та денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посред­ством бюджетно-налоговой политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности -инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ог­раничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызыва­ет резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит еще боль­шей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вво­дить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т. е. команд­но-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо ми­нимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика, называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной массы? Идеаль­ный вариант - одновременно повысить норму обязательного резервирова­ния, ограничить операции, ведущие к депозитарному расширению денеж­ной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить при­чины дополнительной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюд­жета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, по­этому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстанов­ке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными мето­дами - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балан­сировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является политика цен и за­работной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к из­менению производительности труда. Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ог­раничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохра­нять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать ро­ста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Третий шаг - закрепление достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промыш­ленную и структурную политику, направленную на повышение производи­тельности труда и снижение издержек. Необходимо привести в соответ­ствие структуру предложения со структурой спроса, а не только баланси­ровать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциаль­ного ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. При­чем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, созданию экономических стимулов для повышения производительности тру­да, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразова­ния старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения та­ких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систе­му льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые кани­кулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является незави­симость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж­но проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиин­фляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо проти­воположным результатам.

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источ­ников- Необходимо иметь в виду, что временные лаги в принятии полити­ческих решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручи­вания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расхо­дов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению цено­вого сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселе­ратора, дискретность и неравномерность появления и внедре­ния новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причи­ны возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. По­этому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики являет­ся не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного на­кала и поддержание ее темпов на стабильно низком и, подчеркнем еще раз, предсказуемом уровне.



Заключение

           Следование сущности, причин и последствий инфляции мы пришли к следующим выводам:

1. Исследование инфляции необходимо проводить исходя из подходом к ее сущности разных экономических школ среди которых: количественная теория денег, марксистская теория инфляции, кейнсианская теория, монетарная теория, теория рациональных ожиданий, неокейсианство, теория «экономики пропозиции», теория структурной инфляции.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике, т. е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен.

2. В современной науке существует несколько подходов к классификации инфляции, основными являются следующие:

‑ в зависимости от места распространения различают локальную (нацио­нальную и региональную) и мировую инфляцию. Локальная инфляция - это инфляция в границах одной страны или относительно небольшой группы стран. Мировая инфляция - это инфляция, охватывающая большую группу стран или всю глобальную экономику.

‑ в зависимости от темпов повышения цен различают умеренную (или ползучую) инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.

3. Анализ современного состояния инфляции в России указывает на то что в марте 2009 года потребительские цены выросли на 5,4% (к декабрю предыдущего года). Индекс потребительских цен в марте по сравнению с февралем составил 101,5%, в том числе на продовольственные товары - 102%, непродовольственные - 101,8%, платные услуги населению - 100,6%.

4. Все факторы развития инфляции можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: интернационализация хозяйственных связей; падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран; отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов; мировые экономические кризисы. Внутренние причины: инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер: рост государственных расходов, неприводящих к росту производства (расходы на военные цели, государственного аппарата и т.д.); дефицит государственного бюджета (покрывается займами Центрального Банка, возрастает количество денег в обращение, что приводит к инфляции); наличие несовершенной конкуренции на рынке (стимулируют сокращение производства товаров, тем самым повышая цены на товары); расходы на социальные цели, неадекватные возможностям национальной экономики; высокая степень монополизации экономики (монополии не заинтересованы в снижении цени поддерживают их на высоком уровне).

 

 




double arrow
Сейчас читают про: