Процесс банковского кредитования

 

  Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки, является риск непогашения кредитов. Банки, естественно, стремятся минимизировать этот риск с помощью различных способов обеспечения возврата банковских ссуд. Обеспечение - это виды и формы гарантированных обязательств заемщика перед кредитором (банком) по возвращению кредита в случае его возможного не возврата заемщиком.

  По мнению банкиров необходимо иметь три «пояса безопасности», защищающих кредитора от невозвращения заемщиком кредитного договора.

  «Первый пояс» - это поток наличности, доход - главный источник погашения кредита заемщиком.

  «Второй пояс» - это активы, предлагаемые заемщиком в качестве обеспечения погашения кредита.

  «Третий пояс» связан с гарантиями, которые дают юридические лица в качестве обеспечения кредита.

  Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что исполнение основного обязательства может подкрепляться такими средствами обеспечения как: залог, неустойка, банковская гарантия, поручительство, задаток, а также другими способами, предусмотренными законом и договором.

  Каждый из этих способов имеет цель заставить заемщика выполнить свои кредитные обязательства.

  Также перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить платежеспособность, кредитоспособность, и финансовую устойчивость клиента.

  Платежеспособность предприятия - это возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

  Кредитоспособность - возможность предприятия погасить только кредитную задолженность.

  Следовательно, процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения, изучение кредитоспособности клиента:

  1)рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

  2)изучение кредитоспособности клиента;

  3)подготовка и заключение кредитного договора.

  В солидных банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в т. ч.:

  1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика;

  2) финансовый отчет, включающий баланс предприятия и приложения к нему за последние три года.

  3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образование дефицита кассовых поступлений и т.д.

  4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно.

 5) данные внутреннего оперативного учета, касающиеся текущих операций и продаж, величины запасов.

  6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д.

  7) бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предприятие - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.

  8) кредитная заявка, содержащая исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении;

 Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размеры кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и условий его предоставления. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноз его устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика, учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

 Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике CAMPARI, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, а их оценки и уточнения после личной встречи с клиентом.

  Итогом всей проделанной кредитным отделом работой является составление «Заключения кредитного работника на заявку», которое имеет следующие разделы:

  1.Организационно - правовая форма заявителя;

  2.Наименование банка, где открыт расчетный счет заемщика;

  3.Наличие задолженности по ссудам;

  4.Финансовое состояние заявителя: коэффициент ликвидности, коэффициент промежуточного покрытия, коэффициент покрытия, коэффициент независимости, класс кредитоспособности, объем реализации, объем прибыли, объем активов, объем просроченных платежей.

  5.Поступление средств на расчетный счет;

  6.Оценка управления и состояния учета;

  7.Соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка;

  8.Предложение целесообразных способов обеспечения возвратности кредита;

  9.Проект решения.

      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: