Лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность за причинение вреда.
Необходимо учитывать, что названные формы ответственности устанавливаются законодательными актами, входящими в систему разных отраслей законодательства.
Уголовная ответственность предусматривается в уголовном законодательстве, административная – в законодательстве об административных правонарушениях, ответственность за причинение вреда – в гражданском законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды, дисциплинарная – в трудовом законодательстве и законодательстве о государственной службе.[15]
Следует отдельно охарактеризовать эти формы ответственности.
Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам, совершившим преступления, предусмотренные УК РФ.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).
|
|
Уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 19 УК РФ).
Виды наказаний, применяемых к лицу, признанному виновным в совершении преступления, исчерпывающе устанавливаются в статье 44 УК РФ.
К этим видам наказаний, в частности, относятся лишение свободы, штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью[16].
Предметом лесного законодательства являются лесные отношения. В связи с этим интерес представляют только те нормы УК РФ, которые касаются использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства:
1) незаконная вырубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):
- незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1 ст. 260 УК РФ);
- незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере (ч. 2 ст. 260 УК РФ);
- деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 260, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
2) уничтожение или повреждение лесных насаждений:
- уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК РФ);
|
|
- уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (ч. 2 ст. 261 УК РФ).
Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое соответствующими законодательными актами установлена административная ответственность[17].
Административной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, к административной ответственности могут привлекаться не только физические, но и юридические лица.
Виды административных наказаний за совершение административных правонарушений исчерпывающе определяются в статье 3.2 КоАП РФ.
К этим видам наказаний, в частности, относятся: административный штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие нарушения лесного законодательства:
- уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков (статья 7.2);
- самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (статья 7.9);
- самовольная переуступка права пользования лесным участком, а равно самовольный обмен лесного участка (статья 7.10);
- нарушение порядка предоставления лесов гражданам и юридическим лицам для их использования в водоохранных зонах, а также нарушение режима использования лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);
- нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования (статья 8.24);
- нарушение правил заготовки и сбора древесины и иных лесных ресурсов, нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, использование лесов с нарушением условий договоров и иных документов, на основании которых они предоставляются (статья 8.25);
- самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);
- нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);
- незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);
уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);
- нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а также загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (статья 8.31);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32).
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
|
|
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Заключение
Социально - экономическое развитие общества в XX и XXΙ веке, породило беспрецедентное причинение вреда всей окружающей среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства природы, их способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам нынешнего и будущих поколений человечества.
Как важнейший компонент биосферы и источник ресурсов леса имеют глобальное экологическое, экономическое и социальное значение.
Для сохранения лесов в лесном законодательстве были созданы институты охраны и защиты лесов.
Охрана лесов - система мероприятий, направленных на сохранение лесов от ослабления, повреждения, уничтожения и иных подобных негативных последствий.
Охрана лесов также включает юридическую ответственность за нарушение лесного законодательства. За нарушение лесного законодательства предусматривается административная, уголовная, дисциплинарная ответственность, а также ответственность за причинение вреда.
Таким образом, правовая охрана и защита лесов является залогом сохранения лесов.
Список литературы
Нормативный материал:
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ в ред. ФЗ от 28.04.2009 № 66-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в ред. ФЗ от 14.03.2009 № 32-ФЗ // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. ст. 4147.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. ФЗ от 09.02.2009 № 9-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
|
|
4. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ в ред. ФЗ от 14.03.2009 № 32-ФЗ // Российская газета. № 277. 08.12.2006.
5. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12 1994 № 69-ФЗ в ред. ФЗ от 22.07.2008 № 137-ФЗ, с изм. от 14.03.2009 // СЗ РФ. 26.12.1994. № 35. ст. 3649.
6. О карантине растений: Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ в ред. ФЗ от 23.07.2008 № 160-ФЗ // СЗ РФ. 17.07.2000. № 29. ст. 3008.
7. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. ФЗ то 14.03.2009 № 32-ФЗ // Российская газета. № 6. 12.01.2002.
Специальная литература:
1. Анисимов А.П. Экологическое право России. Волгоград, 2005.
2. Боголюбов С.А., Васильева М.И., Жариков Ю.Г. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2007.
3. Боголюбов С.А. Новый Лесной кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. № 4
4. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2005.
5. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М., 2001.
6. Зиновьева О.А. Понятие леса и лесного участка в новом Лесном Кодексе Российской Федерации //Журнал российского права. 2007. № 4
7. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / Под ред. Комаровой Н.В., Рощупкина В.П. М., 2007.
8. Петров В.В. Экологическое право России. М.,1995.
9. Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному Кодексу Российской Федерации (Постатейный) // СПС Консультант Плюс
10. Тихомирова Л. А. Экологическое право. М., 2008.
[1] Петров В.В. Экологическое право России, М.,1995г.,С.6.
[2] Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному Кодексу Российской Федерации (Постатейный) // СПС Консультант Плюс
[3] Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань, 2000. С. 451, 452.
[4] Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному Кодексу Российской Федерации (Постатейный) // СПС Консультант Плюс
[5] Цит. по: Морозов Г.Ф. Учение о лесе. Изд. 7-е / Под ред. В.Г. Нестерова. М, 1949. С. 5 - 7, 82, 89.
[6] Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному Кодексу Российской Федерации (Постатейный) // СПС Консультант Плюс
[7] Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному Кодексу Российской Федерации (Постатейный) // СПС Консультант Плюс
[8] Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному Кодексу Российской Федерации (Постатейный) // СПС Консультант Плюс
[9] Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии /Под ред. Комаровой Н.В., Рощупкина В.П. М., 2007. С. 180.
[10]Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии /Под ред. Комаровой Н.В., Рощупкина В.П. М., 2007. С. 181.
[11] Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. М., 1984. С. 244.
[12] Лесное законодательство зарубежных стран / Под ред. Васильева П.В., Полянской Г.В. М., 1973. С. 222.
[13] Тихомирова Л. А. Экологическое право. М., 2008. С. 384, 385.
[14] Тихомирова Л. А. Экологическое право. М., 2008. С. 385.
[15] Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии /Под ред. Комаровой Н.В., Рощупкина В.П. М., 2007. С. 432
[16] Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии /Под ред. Комаровой Н.В., Рощупкина В.П. М., 2007. С. 434
[17] Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии /Под ред. Комаровой Н.В., Рощупкина В.П. М., 2007. С. 440