Системные меры по развитию казахстанского содержания
Принята необходимая для развития казахстанского содержания законодательная база (Законы РК: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития казахстанского содержания», «О недрах и недропользовании», «О государственных закупках», «О торгово-промышленных палатах»). Приняты ряд постановлений Правительства Республики Казахстан на реализацию законодательных актов.
Предусмотрена система преференций для казахстанских производителей через условное уменьшение цены:
- в закупках недропользователей – 20%;
- в госзакупках и закупках ФНБ «Самрук-Казына» – до 30%.
Утверждена Программа по развитию казахстанского содержания в Республике Казахстан на 2010-2014 годы основной целью, которой является создание дополнительных условий для устойчивого развития отечественного производства товаров, работ и услуг, а также продвижение их на внутреннем рынке. Согласно Программе, определен перечень наиболее востребованных производств состоящий из 281 товарной позиции, определены потенциальные отечественные производители этой продукции.
Оперативные меры по развитию казахстанского содержания
В целях информирования отечественных производителей о планах закупок государственных органов, недропользователей, национальных компаний и организаций запущены в работу Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию и Интернет-портал «Казахстанское содержание». Принята Единая методика расчета казахстанского содержания.
На постоянной основе проводятся выездные совещания и форумы по вопросам развития казахстанского содержания согласно отраслевым направленностям. В течении текущего года были проведены выездные совещания в Актюбинской, Акмолинской, Атырауской, Алматинской, Костанайской, Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской областях.
Так, по итогам мониторинга казахстанского содержания в 2010 году:
- государственные закупки проведены на общую сумму 715,0 млрд. тенге, из них закуплено у казахстанских производителей на сумму 542,2 млрд. тенге (казахстанское содержание (далее - КС) – 75,8%). В том числе товаров на общую сумму 186,2 млрд. тенге, у казахстанских производителей на 91,7 млрд. тенге (КС – 49,3%), работ на общую сумму 261,4 млрд.тенге, у казахстанских производителей на 223 млрд.тенге (КС – 85,0%) и услуг на общую сумму 267,5 млрд. тенге, у казахстанских производителей на 227,4 млрд. тенге
(КС – 85,0%);
- общая сумма заключенных договоров по организациям группы АО «ФНБ «Самрук-Казына» по итогам 2010 года составила 3472 млрд. тенге, в том числе заключенных с отечественными предприятиями на сумму 1736 млрд. тенге, доля казахстанского содержания составила – 50%. В том числе товаров на общую сумму 1664,0 млрд. тенге, КС – 38%, работ на общую сумму 928 млрд.тенге, КС – 49% и услуг на общую сумму 880 млрд. тенге,
КС – 76%;;
- общий объем закупа товаров, работ и услуг системообразующих предприятий по итогам 2010 года составил 1500,2 млрд. тенге, в том числе у отечественных поставщиков – 732,3 млрд. тенге. Доля казахстанского содержания в товарах, работах и услугах по рассматриваемым компаниям составила 48,8%. В том числе товаров на общую сумму 862,2 млрд. тенге, у казахстанских производителей на 271 млрд. тенге (КС – 31,4 %), работ на общую сумму 223,5 млрд. тенге, у казахстанских поставщиков на 146,2 млрд. тенге
(КС – 65,4%) и услуг на общую сумму 414,5 млрд. тенге, у казахстанских производителей на 315,0 млрд. тенге (КС – 76%);
- недропользователи провели закупки на 2780,8 млрд.тенге, в том числе у казахстанских предприятий на 1789,3 млрд. тенге (КС – 64,3%). В том числе товаров на общую сумму 654,3 млрд. тенге, у казахстанских производителей на 75,1 млрд. тенге
(КС – 11,5 %), работ на общую сумму 943,5 млрд. тенге, у казахстанских поставщиков на 749 млрд. тенге (КС – 79,4%) и услуг на общую сумму 1183 млрд. тенге, у казахстанских производителей на 965,2 млрд. тенге (КС – 81,6%).
Задачи на 2011 год.
- Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, разработанной в поддержку развития казахстанского содержания;
- Проведение переговоров с компаниями-пользователями режима СРП по внесению дополнений в СРП в части учета и развития казахстанского содержания;
- Заключение дополнительных соглашений с указанием конкретных обязательств по казахстанскому содержанию в контрактах на недропользование;
- Составление графика выборочных проверок субъектов мониторинга на предмет достоверности предоставляемых отчетов и проведение проверок в соответствии с графиком;
- Реализация проектов по созданию/развитию производства необходимых товаров, работ и услуг, человеческих ресурсов, инфраструктурных проектов;
- Создание механизма лизинговых преференций;
- Освобождение от таможенных пошлин на сырье и оборудование;
- Стимулирование приобретения продукции приоритетных отраслей экономики путем предоставления льготных потребительских кредитов;
- Стимулирование НИОКР путем сокращения налогооблагаемой базы по корпоративному подоходному налогу на 150 % от расходов на внедрение результатов по НИОКР;
- Упрощение порядка выдачи сертификата СТ-КZ на продукцию аграрного сектора и естественных монополистов (электроэнергия, ГСМ);
- Систематизация государственной политики развития казахстанского содержания через создание механизмов освоения и внедрения новой продукции, участия в модернизации действующих производств и обеспечение отечественных товаропроизводителей долгосрочными заказами;
- Применение поощрения отечественных предприятий за внедрение технологий, международных стандартов в производственную практику;
- Оказание сервисной и финансовой поддержки отечественным производителям товаров, работ и услуг;
- Закрепление персональной ответственности первых руководителей государственных органов и национальных компаний за достижение показателей по увеличению доли казахстанского содержания.
Формирование равных конкурентных условий и улучшение бизнес-среды, в том числе через совершенствование разрешительной системы






